ВО ИМЯ АЛЛАХА

Завтра исламский мир отмечает величайший праздник Жертвоприношения  – Курбан айт. Праздник, завершающий хадж к святым местам, наполнен огромным смыслом, главное содержание которого – сострадание к людям, искреннее почитание и исполнение вечных исламских ценностей. И об этом наша Главная тема.

На родине Пайгамбара

В 1996 году в новейшей истории страны произошло важное событие – первые казахстанцы совершили хадж в Мекку и отметили на священной земле Курбан айт.

Среди 19 первых актюбинцев, впервые побывавших в Мекке и Медине, была и Бактылы Кенжебайкызы. Вот что рассказывает она о тех незабываемых  и благословенных днях:

– Хотя с тех пор прошло уже 13 лет, но впечатления еще свежи. Я была в то время председателем городского общества женщин-мусульманок, и мне пришло письмо из Алматы о том, что формируется группа казахстанских мусульман для совершения хаджа в Мекку. Обратилась в акимат области и исполнительная власть в лице акима Аслана Мусина оказала паломникам большую помощь в организации поездки.

18 апреля казахстанские паломники в составе 254 человек вылетели из Алматы в Джидду. Сначала поселились в городе Медина, на родине Пайгамбара. Здесь казахстанцев разместили в гостинице близ мечети Пророка Мухаммеда. Мы читали молитвы в течение семи дней.

Людей было очень много. Запомнилась группа малазийцев, которые несли на руках престарелую женщину. Оказалось, что это их 93-летняя мать, которую дети уже второй раз несли в Мекку на хадж.

Потом, облачившись в ихрам – белую одежду паломников, переехали в Мекку, что в 450 километрах от Медины. Здесь расположена мечеть «Аль-Харам». Каждый паломник семь раз обошел священный камень Кааба, по преданию, первый дом Аллаха на земле (обряд «тауаф»). Немалых усилий потребовал и следующий обряд «саги»: семь раз пробежать расстояние между холмами Сафа и Маруа (600 метров), меж которыми Всевышний ниспослал священную воду Замзам жаждущим. Но это был только малый хадж. За день до Курбан айта с утра до вечера стояли, молясь, на священной горе Арафат, прося Всевышнего о благоденствии. Это – начало большого хаджа.

Первый день Курбан айта прошел на горе Мина, где каждый покупает и приносит в жертву барана. Мясо раздали. Сама раздача мяса символичная, но там все организовано так, что ничего не пропадает: огромное количество баранины замораживается и отправляется нуждающимся даже в другие страны. Находясь там, в центре Ислама, понимаешь всю пронзительную мудрость идеи Курбан айта, сущность и непреходящие ценности его высоких идей и устремлений.

Потом был обряд «жамарат» – забрасывание камнями «сатаны». Спустившись с Мины и вернувшись в Мекку, верующие еще раз совершили «тауаф» и «саги», что потребовало огромных усилий. Только так, пройдя через эти испытания, мы выполнили свой главный долг – совершили хадж.

В Мекке много святых достопримечательностей – гора Нуртау, куда Всевышним был ниспослан Коран, гора Рахман, где встретились Адам и Хауа (Ева), мечеть Айши, жены пророка Мухаммеда. И все во время великого Хаджа было направлено на то, чтобы паломники, находясь на святой земле, беспрестанно молились о благоденствии, покое и мире, подтверждая чистоту своих помыслов, свою веру.

Свой хадж и Курбан айт, проведенный на священной земле Мекки и Медины, вспоминаю, как самое яркое событие в жизни.

Что отдашь – то твое

В канун Курбан айта мы обратились к имаму Центральной областной мечети «Нұр Ғасыр» Бауыржану Есмаханову и попросили его рассказать о канонах великого праздника.

– Как проходит этот праздничный день?

– Во время Курбан айта – жертво-приношения ради Единого Творца – мусульмане посещают мечеть, чтобы вместе с единоверцами постигнуть радость этого величественного праздника. В мечети верующие совершают праздничную молитву, раздают садақа (милостыню), а после навещают родных и друзей.

– Как раздается мясо жертвенного животного?

– Согласно предписанию шариата его делят на три части: одну раздают бедным, из второй части готовят угощение для родных, соседей, друзей, а третью  мусульманин может оставить себе.

– В чем смысл обряда?

– Принесенная жертва не только способствует духовному очищению жертвователя, но и обеспечивает на некоторое время пропитание бедной части мусульманской общины.

Повеление совершать курбан было ниспослано от Всевышнего. Жертву приносят за совершеннолетнего мусульманина с соответствующим намерением (нийят), выражая благодарность Творцу за ту милость, которую Он нам даровал. Жертвоприношение в дни праздника является высоко награждаемым благодеянием, на которое особое внимание обращал наш Пророк (мир ему и благословение). В Коране сказано: «Совершай молитву ради Аллаха и приноси в жертву животное (сура «Каусар», аят 2).

– Какие именно животные приносятся в жертву?

– Из всех видов животных в жертву (курбан) допустимо приносить только верблюдов, коров (быков), буйволов, овец или коз. Верблюда и корову могут принести в жертву от одного до семи человек, а овцу или козу разрешается резать только за одного мусульманина. Если в семье режут одного барана или козу, то тем самым суннат считается исполненным и за остальных взрослых членов семьи. В таком случае вознаграждение за курбан получат все. Однако лучше принести в жертву корову (быка) за семерых членов семьи.

– Каковы требования к жертвенным животным?

– Овцам и козам должно быть не менее года, корове (быку) – два года, верблюду – не менее пяти лет. В то же время можно принести в жертву овцу в возрасте шести месяцев при условии, что на вид она соответствует одному году. Но это недопустимо в отношении козы. Жертвенное животное должно быть здоровым, без существенных изъянов.

Какое животное нельзя приносить в жертву?

– Если оно слепо на один или на оба глаза, один или оба его рога сломаны до основания, оторвано ухо или хвост больше, чем наполовину, хромает и не может встать на ноги, у него отсутствует ухо или хвост. Запрещено также приносить в жертву слабое, немощное животное, с поврежденными сосками и отсутствием зубов.

Желательно, чтобы животное было упитанным, очень худое также нельзя приносить в жертву.

– Что вы скажете о сроках курбана?

– Их необходимо соблюдать. Начинается жертвоприношение в первый день Курбан айта после праздничной молитвы и продолжается до захода солнца 3-го дня праздника. После вечернего намаза выполнять курбан (макрух) нельзя.

– Кто должен резать скот?

– Необходимо иметь и произносить перед жертвоприношением соответствующее намерение (нийят). Мужчинам за себя предпочтительнее принести жертву собственными руками. Тем не менее, можно поручить сделать это и другому человеку (вакиль). При этом нийят произносит тот, за кого совершается курбан, но также намерение может выразить и вакиль, который выполняет курбан.

– Какие есть особенности непосредственно процесса жертвоприношения?

– При совершении жертвоприношения к животному должно быть хорошее отношение. Необходимо делать курбан острым, наточенным ножом, чтобы не мучить животное. Также следует избегать того, чтобы животные видели нож, или забивать одних на глазах у других.

– Что надо говорить и делать при жертвоприношении?

– Жертвоприношение совершается следующим образом. Сначала произносят: «Бисмиллахи-р-рахмани-р-рахим. Аллахумма салли гала Мухаммадин ва гала али Мухаммад». Затем читают три раза следующий такбир: «Аллаху акбар. Аллаху акбар. Аллаху акбар. Ла илаха илла ллаху ва ллаху акбар. Аллаху акбар ва лиллахил хамд». На третий раз до «…Ла илаhа илла ллаhу ва ллаhу акбар…» добавляют: «Аллаhу акбар кабиран, вал хамду лиллаhи касиран, ва субхана ллаhи букратан ва асила». Затем, аккуратно положив животное на левый бок, повернувшись в сторону Кублы (Мекки) и перевязав его ноги, читают дуа (мольбу): «Аллахумма хаза минка ва илайка фатакабал минни» («О Аллаx, это от Тебя и для Тебя, прими от меня») и добавляют: «Бисмиллахи Аллаху акбар. Аллахумма салли гала Мухаммадин ва гала али Мухаммадин васаллим» – и при этом одновременно режут трахею. Пока животное не умерло, нежелательно отделять голову и шкуру от тела. Также следует уточнить, что если во время курбана человек сознательно не сказал «Бисмиллях», то мясо этого животного есть нельзя.

– Участвует ли мечеть в распределении мяса?

– Да, и не первый год. Мы занимаемся распределением жертвоприношений, чтобы та помощь, которую искренне и по велению Аллаха отдают одни люди, могла дойти до других людей, действительно нуждающихся в ней. И это тоже огромное благое дело. Важно заметить также, что мясом и шкурой курбана нельзя расплачиваться с кем бы то ни было, а также продавать ее.

В тюрьму не сажали

Сейчас Курбан айт является государственным праздником и широко отмечается по всей стране, а его дата считается красным днем календаря. Но так было не всегда. В советский период  агитпроп пытался идеологическими методами искоренить его из сознания мусульман.

Несмотря на то, что в Конституции послевоенного СССР была четко прописана норма, гарантирующая свободу вероисповедания, на деле, как известно, все выходило несколько иначе. Конечно, за чтение Корана никто никого не расстреливал, и за обряд жертвоприношения тогдашние власти не сажали в тюрьмы и лагеря, исключая, естественно, период массовых репрессий. Но официально Курбан айт, равно как и другие религиозные праздники, не отмечался.

– Я сама всю жизнь трудилась среди партийных работников, – рассказывает актюбинка Амина Ермагамбеткызы, – и не могу сказать, что были какие-то прямые директивы, направленные на искоренение ислама. Тем не менее, праздновать Курбан айт, Наурыз или любой другой мусульманский праздник в то время было как-то не принято. Но казахи, особенно те, кто проживал в аулах, старались придерживаться своих обычаев и традиций. Во многом это заслуга старшего поколения. По воспоминаниям моих родителей, до революции Курбан айт праздновался шире, чем при советской власти, но все равно не так, как сейчас.

В сороковые и пятидесятые годы, насколько я помню, мы тщательно готовились к Курбан айту. Убирали дом, чистили двор, старались по мере возможности одевать новые вещи и, конечно же, пекли бауырсаки и лепешки, готовили курт, иримшик, жарма. В зависимости от материального положения резали корову или барана и приглашали муллу, который читал суры.

О нашем советском прошлом сегодня существует немало мифов. К примеру, говорили, что за празднование Курбан айта сажали в тюрьму или увольняли с работы. Когда я перешла уже на работу в канцелярию облисполкома, в дни Курбан айта или Наурыза всегда приносила с собой лепешки, бауырсаки, а мои коллеги, большая часть из которых были русские, с удовольствием поедали принесенное мною и поздравляли нас с мусульманскими праздниками. Также и мы с удовольствием ели пасхальные куличи и яйца, которые коллеги приносили с собой во время христианских праздников, и никто нам ничего не высказывал. Правда, для партийных работников существовали некоторые ограничения. Я сама свидетель того, как некоторые из них демонстративно вставали и уходили во время чтения Корана или молитв. Но я их не осуждаю, просто тогда время было другое, и это обстоятельство запросто могло стать лишним поводом для партийных разборов полетов.

Дорог барашек к празднику

Одним из непременных атрибутов предстоящего мусульманского праздника Курбан айт является жертвоприношение. Поэтому актюбинцев интересует: где можно купить, и желательно подешевле, живого барашка или другую скотину и отдать на закланье Всевышнему?

Перед горожанами, имеющими свой скот, как правило, такая проблема не стоит. А остальные вынуждены отправляться на так называемый «Мал базар», что в нескольких километрах от Актобе.

Вообще, «Мал базар» работает не только в выходные, но особенно бойко, по понятным причинам, торговля идет именно в праздничные дни. Поэтому ранним субботним утром накануне праздника мы отправились туда.

Несмотря на то, что всю ночь шел снег, а поутру ударил мороз, к девяти часам утра все продавцы и их живой товар были уже на месте.  Сразу у входа красовались овцы и птица, чуть дальше обосновались крупный рогатый скот и лошади. Первым наш выбор пал на овцу средних размеров.

– Сколько просите? – спрашиваю я у торговца.

– Для чего тебе? – вопросом на вопрос отвечает он.

– На Курбан айт.

– А, ну тогда семнадцать тысяч, – отвечает он. – Рад бы уступить, но не могу. Если денег не хватает, то за пятнадцать тысяч предлагаю купить вот этого.

Спустя секунду продавец вытащил из тентовой «ГАЗели» барана. Внешне он вроде бы ничем не отличался от своих сородичей, но только взгляд у него был какой-то потухший. К тому же барашек никак не мог устоять на ногах. Это обстоятельство сразу вызвало подозрения – животное больное.

– Что с ним? – спросил я.

– Да он молодой еще, к тому же подустал в дороге, – уверял меня продавец.

– А почему он встать не может? Вы  знаете, что по канонам ислама нельзя приносить в жертву больное животное? – атакую я продавца.

– Конечно, знаю, но мой барашек в полном порядке. Говорю же, он с дороги устал! Мы только перед тобой приехали. Дома покормишь сеном, и все нормально будет, – клялся продавец.  Но его доводы звучали неубедительно.

В итоге, еще немного походив по рядам, я выяснил среднюю цену одного барана. Она составляла пятнадцать тысяч тенге и, по словам продавцов, ближе к Курбан айту будет только расти. Кстати, если не говорить, что скотину приобретаешь к Курбан айту и хорошенько поторговаться, то можно скинуть пару, а то и больше тысяч.

Цены на крупный рогатый скот были  от пятидесяти тысяч и выше. Правда,  за пятьдесят тысяч я нашел всего лишь одного молодого бычка. Остальные продавали скот в среднем за восемьдесят тысяч.

– Почему так дешево продаете? – интересуюсь у хозяина бычка.

–  Деньги нужны, – кратко ответил он. – Возьми, дешевле тебе никто не отдаст, ведь скоро Курбан айт, а тогда и цены поднимутся.

Спрашивать, почему поднимают цены перед праздниками, наверное, не было смысла.

– Сколько лет бычку? – продолжаю я.

– Три года. Из такого бесбармак отменный будет, – утверждает продавец.

Верблюдов в этот день на базаре мы не нашли.

К слову,  на «Мал базаре» есть  своя «фирменная услуга». Здесь находится специально оборудованный убойный цех, где умельцы за энную сумму, составляющую от четырех до восьми тысяч тенге, в зависимости от размеров животного, могут зарезать и разделать его. Причем сделают это настолько быстро и профессионально, что глазом не успеешь моргнуть. Правда, по совету одного из парней, работающих на рынке, следить за процессом нужно от начала и до конца. В противном случае можно не досчитаться нескольких килограммов мяса.

Один парень согласился быть нашим условным гидом и рассказал о некоторых секретах своей работы. Взамен он попросил не указывать его настоящего имени, поэтому мы назовем его Максатом.

– Перво-наперво, нужно тщательно выбирать животное и стараться купить то, что вам понравилось, а к предложенному продавцом нужно относиться через призму критики, – советует Максат. По его словам, продавец скота такой же продавец, как и любой другой, и пытается в первую очередь «спихнуть»  самый неликвидный товар. Также наш гид советовал гражданам торговаться.

– Нужно пытаться всяческим образом скинуть цену, указывать на недостатки, к примеру, того же барана, даже если они не существуют. И довольно часто настойчивому клиенту идут навстречу. Особенно почитают тех, кто знает толк в скотине, ну и, конечно, красивым женщинам, – улыбается Максат. При этом он замечает, что ни при каких условиях нельзя показать себя эдаким простачком. Таких продавцы попытаются как можно сильнее «лохануть». Что означает это жаргонное слово, думается, объяснять не надо.

Кроме того, Максат считает, что выгодней всего выбирать скотину в будние дни.

– В выходные народу намного больше, соответственно, больше спрос на живой товар. В будние дни покупателей меньше и, вполне возможно, вам удастся купить барашка или корову по выгодной цене.

Призыв муфтия

На днях Верховный муфтий Казахстана Абсаттар кажы Дербисалы, встречаясь с журналистами, обратился к торговцам с просьбой не повышать цены на домашних животных в период  священного праздника мусульман – Курбан айта.

«Цены на скот должны быть доступны нашим мусульманам», – заявил Верховный муфтий, оговорившись, правда, что он «не имеет права лезть в ценовую политику».

Над Главной темой работали Мирал ДЖАРМУХАМБЕТОВ и Асхат КАЛЖАНОВ