Зима тревоги нашей

У казахов есть примета: в год Зайца зима бывает суровой и снежной. А предстоящий год пройдет под знаком именно этого животного. Предсказать, каким он будет – трудно, но готовы ли мы к тяжелым испытаниям, если зима вдруг преподнесет их нам? Об этом наша Главная тема.

Дороги под контролем?

До Родниковки от областного центра, что называется, рукой подать – всего сорок шесть километров, но зимой это расстояние преодолевается с большим трудом. Дорога до этого большого села превращается в головную боль не только жителей, но и дорожников, и служб спасения.

– Только выпадут первые снега, как здесь уже образуются заносы, – рассказывает начальник отдела областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Асхат Нуржанов. – Даже непонятно,  откуда берется столько снега. С первыми осадками наша служба уже начеку, начинается расчистка дорог.

Родниковская трасса лишь одна из многих уязвимых участков в нашей области, которые в зимнее время становятся труднопроходимыми. Причем многие из них расположены в северной части области. Оно и понятно: земли в тех местах холмистые, да и температура воздуха ниже, чем на юге, скажем, в Шалкарском или Байганинском районах. К таким рискованным участкам относятся автодороги в направлении сел Шевченко, Коминтерн, Полтавка, Студенческое, Хазретовка в Мартукском районе, Аккемир, Елек  (Золотонош) в Алгинском районе, Ушкатты и Союзное в Айтекебийском районе и др.

К предстоящей зиме дорожники начинают готовиться еще весной. Они поправляют разрушенные паводком переезды, временные мосты, делают ямочный ремонт на дорогах. В их ведении 4226,7 тысячи километров дорог областного и районного значения.

Ничего необычного нынешней зимой дорожники предпринимать не собираются. Идет обычная подготовка. Правда, подрядчики, выигравшие тендеры на очистку дорог, укрепили свою материальную базу, приобретя кое-какую новую технику. Очисткой дорог будут заниматься шесть компаний. Не все они хорошо вооружены необходимой техникой. В этом отношении дела предпочтительней у ТОО «Кок Вест», который возглавляет Владимир Проскурин. Это предприятие будет заниматься в основном мартукским направлением. В хозяйстве Проскурина шнекоротер, четыре трактора К-700, три автогрейдера, два бульдозера, но и участки один сложней другого.

По сложившейся практике во всех районах созданы штабы по содержанию автомобильных дорог в осенне-зимний период. Все дороги районного значения, то есть автотрассы между райцентром и сельскими округами, другими словами, находятся в ведении районов и обслуживаются за счет районного бюджета. Районный бюджет на такие цели, как правило, сильно не раскошеливается. В районах своих специализированных предприятий нет, поэтому выходят из положения за счет базовых предприятий, которые расположены на территории данного сельского округа.

Предприимчивые акимы районов заранее создают неприкосновенный запас горюче-смазочных материалов и делят его между сельскими округами, чтобы те в случае надобности не сидели на голодном пайке и заправили необходимую технику. Конечно, запасы горючего дела не решают, если нет техники. В необходимых случаях обязательно надо будет идти к кому-то на поклон. Но в наших селах, особенно отдаленных, другого выхода нет.

Прогноз синоптика

Казахстанские синоптики прогнозируют долгую и холодную зиму.

– Температура воздуха зимой будет ниже среднегодовой. Зима может наступить раньше и быть продолжительной. Возрастет количество осадков, – утверждает заместитель генерального директора Казахского научно-исследовательского института экологии и климата Ирина Есеркепова.

Прогноз от предсказателя

По прогнозам народной целительницы Жаныл Ибраевой, в середине ноября, 15-18 числа, выпадет первый снег. Декабрь ожидается снежным и теплым. Среднемесячная температура января составит 20-25 градусов мороза. Февраль и март обещают бури, снежные заносы. Это будут самые тяжелые месяцы зимы. С 23 марта начнется трудный период, снегом занесет дороги. Холодный апрель продолжит позднюю зиму. И только в середине мая сойдет снег и станет тепло.

Скот кормами

обеспечен

Весна и лето нынешнего года были неблагоприятными для зерновых культур, поэтому в области сложилось трудное положение с зернофуражом. Значительно меньше набрали соломы. Однако все хозяйствующие субъекты приложили максимум усилий для накопления грубых кормов. Сейчас их у нас 120 процентов к потребности.

Большую роль в успешной кормозаготовке сыграла государственная поддержка, в частности, удешевление ГСМ, а также субсидии на реализацию сена. Были мобилизованы все людские резервы и техника. В итоге кормов  заготовили больше, чем в прошлом году.

В нынешнюю зимовку войдут 450 тысяч голов крупного рогатого скота, 1 миллион 100 тысяч овец, 65 тысяч лошадей и десятки тысяч других видов  скота. Основное поголовье сконцентрировано у населения, а крупные сельхозформирования имеют теплые скотопомещения, а это значит – животные будут находиться в надежном укрытии. Все накошенное сено свезено к местам зимовки скота, поэтому с их доставкой проблем не будет.

Сегодня идет накопление зернофуража. Для животноводства это важная задача, потому что качество грубых кормов оставляет желать лучшего. Это связано с жарким летом, которое не позволило травам набрать питательных веществ в достаточном количестве.

– В любом случае надо экономно относиться к расходованию кормов и эффективно использовать теплое время для пастьбы скота. Опытные скотоводы так и делают: отгоняют животных на отдаленные пастбища. Овцы у них пасутся обычно до января, – рассказал начальник отдела животноводства областного управления сельского хозяйства Султан Курманалин. Он считает, что даже если зима будет долгой и холодной, животноводы выйдут из нее без потерь.

Поддай газу!

– Какой бы суровой ни оказалась предстоящая зима, она не помешает нам осуществлять бесперебойную поставку газа потребителю, – категорично заявил нашему корреспонденту главный инженер Актюбинского филиала производственного объединения АО «КазТрансГаз Аймак» Болат Успанов.

По информации главного инженера, все подразделения хорошо подготовились к работе в осенне-зимний период, в связи с чем проделали большой объем работы. К примеру, капитально отремонтированы 794 метра изоляции подземных газопроводов, а в поселке Бозой вынесли газопровод низкого давления в наземное положение. Кроме того, заменили 450 метров стального газопровода на полиэтиленовый в Актобе, отремонтировали газораспределительный пункт в поселке Санбай Алгинского района. Выполнено много другой работы, в том числе перекладка надземных и подземных газопроводов, закольцовка газовых сетей.

Болат Успанов отмечает, что перебоев с поставкой газа не будет и потому, что с Жанажола теперь поступает голубое топливо хорошего качества, без примеси влаги. Это исключает случаи его перемерзания.

Хозяйство у газовиков большое. Они контролируют 1 671 километр газовых сетей, 100 газорегуляторных пунктов. Сейчас у них 139 тысяч индивидуальных абонентов. Число их с каждым годом становится больше.

До конца года в Мартуке, куда тоже  пришел газ, будет предположительно около тысячи абонентов. Ожидается, что в декабре сдадут газопровод Тамды-Павловка-Кайнар, тогда пользователей голубого топлива  прибавится.

Аварийные бригады газовиков оснащены надежной техникой, так что, как утверждает главный инженер, проблем с газом у людей не будет.

На танках

по

бездорожью

1963 год. Год Зайца. Наш коллега Нурмухамет Дияров вспоминает, что в том году случилась небывалая зима. Тогда он был еще маленьким и жил в совхозе «Сарыбулакский» Шалкарского района.

– Были настолько сильные морозы, и так навалило снега, что власти прислали в село танки, чтобы расчищать дороги. Другой технике такая работа была не под силу. Благодаря танкам удалось проложить дороги до чабанских точек, чтобы подвезти туда корма.

Снег сошел

только в мае

В 1987 году (тоже год зайца) меня послали уполномоченным в совхоз «Таупский». Там создалась чрезвычайная ситуация: начался массовый падеж скота в связи с холодной и затяжной зимой. Кормов не хватило, и их подвозили из других районов области. В конце марта стояли еще морозы, снег растаял только в середине мая.

Снег валил каждый день, трактора К-700 не успевали расчищать дороги. Еще хуже был 1963 год. Тогда от бескормицы погибли тысячи овец.

Самат ЕРЖАНОВ,

начальник Иргизского

районного отдела сельского хозяйства

Буранный закуток

Это место словно заколдованное. Вокруг тишь да благодать, а тут метет и метет. Недаром каргалинцы окрестили этот участок дороги Бурановкой. Прошлая зима не была снежной, но в этом месте автотрассу заносило постоянно. Между тем злополучный участок находится всего в восемнадцати километрах от Бадамши.

Администратор автовокзала в Бадамше Асылхан Айтпаев, который занимается пассажирскими перевозками, рассказывает, что проблемы с Бурановкой очень большие. По его мнению, такие сложные участки должны быть под особым контролем дорожников.

– Не знаю, как будет этой зимой, но в прошлую транспорт там  часто застревал, – говорит Асылхан Айтпаев, – потом такие дороги не бульдозером надо расчищать, а шнекоротором, чтобы они были шире и чтобы машины могли свободно разминуться.

Проблема Бурановки – это цветочки по сравнению с проблемами автодороги от Бадамши до Степного. Эта дорога давно стала притчей во языцех. Она полностью разрушена. По ней не только зимой, но и летом ездить невозможно. На небольшом пути (Степное находится в 45 километрах от райцентра) семнадцать мостов, три из них в аварийном состоянии.

Нельзя сказать, что власти не знают об этой проблеме, просто у районного бюджета нет возможности наладить здесь нормальное движение. По словам начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Ерулана Дуйсенбаева, недавно была создана очередная комиссия, которая составила справку о состоянии дороги, и в обл-акимат ушло новое письмо с просьбой выделить деньги на строительство дороги.

– Летом еще можно объезжать эти мосты по степным дорогам, – говорит Ерулан Дуйсенбаев, – а зимой такой возможности нет. Если их еще снегом задует, то степень риска увеличивается вдвойне.

Словом, не дорога это, а сплошная полоса препятствий.

Километры воды и тепла

Главный инженер АО «Трансэнерго» Олжас Мектепбаев:

– Говорят, зима будет холодная, но мы готовы к ней. В этом году удалось отремонтировать два с половиной километра по линии «Дорожной карты» и три с половиной – за счет средств, которые поступили от потребителей. Но если честно, при том положении, когда 73 процента сетей – изношенные, мы не рассчитываем на то, что предстоящая зима пройдет без эксцессов.

В прошлом году имели место около 200  аварий и порывов теплосетей, но их горожане практически не почувствовали – в таких случаях мы переключаем тепло на резервные линии.

Надеемся, что и в этот раз удастся не допустить того, чтобы какой-то дом или общежитие остались без тепла.

Главный инженер АО «Акбулак» Нурлан Ильтаев:

– Как бы там ни было, но аварийная служба у нас работает без перебоя – и летом, и зимой. Кстати, зимой как раз прибавляется работы – замерзают колонки, которых в нашем городе насчитывается полторы сотни: в районах  Курмыша, Гормолзавода и Малышки. Люди в этом сами виноваты – ставят под рубильник камушки и палки, ленясь сами набрать воды. В результате это приводит к  поломке. Ежедневно наша аварийная бригада из 10 человек выезжает по 10 вызовам. В зимнее время, не исключаем, их количество возрастет.

Трасса, находящаяся на балансе АО «Акбулак», практически не замерзает. Ее протяженность – 367 километров. В основном перемерзают трубы в частном секторе, где люди сами проводят в дворы воду от нашей линии.

Вода может замерзнуть, если прервать процесс ее выкачивания. Это тоже надо учитывать.