Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Бокенбай сардар и его время

В конце прошлого года в Актобе прошла научная конференция, посвященная 350-летию Бокенбая Карабатырулы. Она собрала многих видных ученых, известных историков, по крупицам изучающих материалы трехвековой давности и проясняющих темные пятна в истории Казахстана. Одним из таких гостей конференции стал Нуржан Жетписбай, научный сотрудник Института истории и этнологии имени Шокана Валиханова. Являясь уроженцем Актюбинской области, Нуржан Ихсанович уже более двадцати лет скрупулезно собирает материалы по истории родного края, а также изучает биографии видных деятелей прошлого, живших на актюбинской земле.

— Нуржан Ихсанович, вы приняли участие в научной конференции, посвященной знаменитому Бокенбай батыру. В последнее время это имя стало синонимом борьбы казахского народа за свою независимость. Вы уделяете особое внимание изучению его биографии, хотелось бы узнать побольше об уникальных качествах Бокенбай батыра, сумевшего в самый ответственный момент сплотить казахов.
— Для того, чтобы понять значимость фигуры Бокенбай батыра в истории Казахстана, необходимо знать геополитическую ситуацию в Казахском ханстве того времени. Документов об этом периоде истории немного. Но все они указывают на то, что государство, некогда сформированное ханами Жанибеком и Кереем в описываемый нами период, претерпевало некоторый упадок. Былое могущество, приобретенное при Касыме и Хакназаре, оказалось утраченным. А границы ханства сократились настолько, что весь казахский народ умещался на сравнительно небольшой территории. Так, согласно историческим данным, племена, входившие в Старший жуз, жили вокруг Ташкента, Средний жуз — около Туркестана, а кочевья Младшего жуза находились возле города Саурана. Таким образом, получалось, что ареалом проживания казахов в середине XVII века были среднее и нижнее течения реки Сыр-Дарьи.
— Если наши предки жили на берегах Сыр-Дарьи, кто же тогда населял большую часть нынешнего Казахстана?
— Вообще нынешняя территория Казахстана была наследием для всех народов, входивших в состав Золотой Орды. Но в описываемый нами период наблюдался расцвет Джунгарского ханства, которое оккупировало весь нынешний Юго-Восточный, Восточный и Центральный Казахстан. На западе Казахстана жили ногаи, которые тоже были некогда могущественными. Далее в долине реки Урал располагались яицкие казаки. На севере до реки Тобол простирались кочевья башкир, а Мангышлак был вотчиной туркмен. Конечно же, границы были условными, но территории государств были примерно такими.
— И что же поспособствовало казахам вернуть утраченные некогда территории?
— Необходимо отметить, что во все времена ситуация в степи менялась с калейдоскопической быстротой. Возвращению нашим народом земель нынешнего Западного Казахстана способствовало несколько факторов. Первым из них стал стремительный рывок калмыков с востока на запад. В поисках новых мест кочевок они смели ногайский улус, который располагался на этих землях. Этот набег оказался для ногаев сокрушительным, и они даже по прошествии времени уже не смогли реанимировать свой улус. Другим обстоятельством, которое послужило появлению казахов на берегах Жема, Уила, Илека и Урала, стало новое нашествие джунгар. Теснимый врагом, наш народ начал искать для себя места новых кочевок. Первые казахские передовые отряды начали появляться в районе реки Жем в конце XVII века. Необходимо отметить, что эта земля была яблоком раздора. На нее претендовали ногаи, туркмены, а позже и калмыки. Отвоевать ее было непросто, но постепенно казахи Младшего и части Среднего жуза, наиболее пострадавшие от джунгар, начали частенько уходить на джайляу в этот район.
Другая часть племен начала сближаться с Хивой. Но как раз в эти годы в Хивинском ханстве начался неурожай, последовал голод, от которого вымирали как местные жители, так и пришлые казахи. Поэтому от этого варианта пришлось отказаться и устремлять свои взгляды на северо-запад.
— Кто же определял в эти непростые для народа годы великих бедствий общую политику и обозначал маршруты новых кочевок?
— Как раз в это время на авансцену выходят такие личности, как хан Абилкайыр, батыры Табын Бокенбай, Тама Есет, Шакшак Жанибек и другие. Это были люди, которые своими дальновидными решениями предопределили нынешнее положение Казахстана. Понимая, что для борьбы с джунгарами необходим сильный и в то же время хорошо защищенный тыл, они первыми обратили свое внимание на нынешнюю территорию Западного Казахстана. Постепенно, шаг за шагом они отвоевывали для себя новые земли. Первыми принципиальными врагами оказались калмыки, которые сумели прихватить большую часть ногайского улуса. Основное калмыцкое войско обживалось на берегах Волги, а в долинах Жема, Темира, Уила осталось лишь одно из племен. С ними казахское ополчение, возглавляемое Бокенбаем и его товарищами, сумело легко справиться, и уже в 1699 году авангард их войск впервые появился на берегах реки Урал. Казачество, прочно обосновавшееся на этих землях и уже сразившееся с калмыками, было не радо появлению новых соседей. Но познавших вкус победы казахов уже было не остановить. Мелкими группами они раз за разом нападали на казачьи хутора и станицы. А спустя годы казахские войска уже осаждали столицу уральских казаков — Яицкий городок. Таких осад было несколько, и длились они месяцами, а стычки казахов с яицкими казаками продолжались в течение полутора веков.
— Складывается впечатление, что в эти годы казахи из гонимых постепенно превращались в гонителей.
— Да, начало XVIII века стало отправной точкой возвеличивания казахского народа в Степи. А первым, кто бросил клич и вернул воинам веру в свои силы, стал батыр Бокенбай: «Отомстим врагам нашим! Умрем с оружием! Не будем слабыми зрителями разграбленных кочевок и плененных детей наших! Робели ли когда воины равнин кипчакских? Сия брада еще не украшалась сединою, как я багрил руки свои в крови неприятелей. Теперь могу ль равнодушно снесть тиранство от варваров? Еще нет у нас недостатка в добрых конях! Еще не опустел колчан со стрелами острыми!». Его речь, сказанная на курултае в Каракумах, должна быть золотыми буквами запечатлена в истории Казахстана. Этими словами он сумел зажечь сердца воинов казахского ополчения, после чего народ избрал Бокенбая своим главнокомандующим. Благодаря харизме и воинскому таланту батыра была одержана такая необходимая, важная победа над джунгарами.
— Как эта победа повлияла на геополитическую расстановку сил в Степи?
— Как известно, курултай в Каракумах проходил в 1710 году. Добившись победы и получив передышку, казахи Младшего и части Среднего жуза начали постепенно осваиваться на землях по Тоболу, Жему, Уилу и других реках, уже полностью освобожденных от калмыков. А уже в 1723 году впервые кочевья казахов вплотную приблизились к хуторам яицких казаков по Уралу. Таким образом, за несколько десятилетий нашему народу удалось вновь завладеть своими исконными землями на западе. Они стали тылом для борьбы с джунгарами. Получив точку опоры, хан Абилкайыр, Бокенбай, получивший титул сардара, батыры Есет, Шакшак, Жанибек и другие начали осуществлять походы на восток. Ими были одержаны важные победы. Но завершить начатое не удалось из-за того, что оставленные под малой охраной аулы на западе начали подвергаться нападениям со стороны калмыков, яицких казаков, башкир и туркмен. Поэтому казахами заключается мирный договор с джунгарами. После чего войска отходят на исходные позиции.
— Это, наверное, был один из значительных успехов в долгой казахско-джунгарской войне. Стал ли он выгодным для казахов?
— Да. Потому что, решив таким образом вопрос на востоке и получив передышку, казахи начали обустройство западных границ. И тут возникает проблема. И калмыки, и башкиры, и яицкие казаки являлись подданными Российской империи. Совершив набеги, они могли скрыться за российскими крепостями. А мощь нашего северного соседа, как известно, гремела на всю Европу. Чтобы достать противников, необходимо было ввязываться в крупномасштабную войну с Россией, а этого казахское войско позволить себе не могло. Но и усмирять набеги было необходимо.
В этой ситуации хан Абилкайыр по совету башкирских биев отправляет в Петербург посольство. В грамоте не говорится о подданстве (я видел этот документ), а имеется в виду некий союз. Но российская дипломатия понимает просьбу степного хана односторонне. Был даже момент, когда Абилкайыр хотел отказаться от своего первоначального замысла, но обстоятельства складывались таким образом, что необходимо было закрепить завоеванные с таким трудом новые территории. Это понимал и батыр Бокенбай, который все эти годы был верным сподвижником хана, и во многом благодаря его неутомимой деятельности и бесстрашию, а также таланту полководца казахи сумели продвинуться так далеко на запад. Таким образом, документ был ратифицирован, и казахи вошли в состав Российской империи.
Вообще, если судить по заметкам и официальным документам, оставленным современниками, создается впечатление что сардар Бокенбай был самым почитаемым человеком в Степи той эпохи. Можно даже сказать, что казахи почитали его, как святого. Его мнение всегда являлось решающим в любой ситуации. Об этом прямым текстом пишет в своих донесениях и российский посол Тевкелев, который был обязан казахскому батыру своей жизнью.
Даже тот факт, что именно Бокенбай, выходец из простого народа, стал главнокомандующим объединенных войск всех трех жузов, говорит о его бесспорном авторитете в Степи.
Подводя итог, хочу еще раз подчеркнуть, что во многом благодаря Бокенбаю и его прозорливости казахи в самые трудные для себя годы сумели не только выжить, а расширили свои владения далеко на север и запад. Кроме того, именно дипломатическая деятельность Бокенбая способствовала тому, что казахи не потеряли отвоеванного, а сумели узаконить новые границы, которые существуют и ныне. Таким образом, мы сейчас пожинаем плоды его деятельности.
Дело, начатое великим предком, позже продолжили его потомки. Это была яркая династия в истории Казахстана. Сын Бокенбая Тленши и внук Жоламан были предводителями казахов в национально-освободительной борьбе и так же, как и их дед, возглавляли казахское ополчение. Это была плеяда видных деятелей, память о которых мы должны чтить всегда.
Беседовал Жантас МАКСУТОВ

Колонка "Взгляд"