Когда «агу» приводит к «не могу»

К трем годам словарный запас ребенка должен превышать тысячу слов. Однако если он в этом возрасте продолжает лепетать и говорить бессвязно, то родителям пора бить тревогу, советуют специалисты.

В последние годы в области становится все больше детей с нарушениями речи. Сегодня только в районах детей с отклонениями в речевом развитии уже более четырехсот. А в Актобе их около двух тысяч. Что делать родителям: ждать, пока речь малыша исправится сама собой, или все же предпринимать меры? На эти вопросы отвечают логопеды и дефектологи.

 

 

Лечение в комплексе

В областной психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) приводят неутешительную статистику. За три года число детей с нарушением речи увеличилось. К примеру, если в 2011 году таковых было выявлено 247, в 2012 году — 254, то в 2013 — уже 344. Только с начала этого года комиссией ПМПК в районах было поставлено на учет 109 детей. Из них 12 малышей — в возрасте до 3 лет, 73 ребенка — от 3 до 6 лет, 20 детей — от 7 до 10 и 4 — от 11 до 15 лет. В Актобе вырисовывается такая же картина. Число зарегистрированных детей с нарушением речи уже достигло

1 921.

— Зачастую детей направляют к логопеду из детсадов. Чаще начинают бить тревогу сами родители. Как правило, происходит это перед школой. Наша задача — подготовить детей, чтобы до школы они получили коррекционную и логопедическую помощь, — говорит заведующая областной ПМПК Райгуль Биарстанова.

По словам специалиста, родителям не стоит отмахиваться от рекомендаций логопедов. Тем самым они только вредят своим детям. Трудности у ребенка с речевым недоразвитием начнутся в школе. Из-за того, что ученик неправильно проговаривает слова, он допускает ошибки в письме. Часто такие дети становятся объектом насмешек у своих сверстников. И к тому же, чем позднее родители обращаются за помощью, тем сложнее коррегировать заболевание. Что же приводит к развитию речевой патологии у детей?

— На заболевание подобного рода может повлиять даже обычный грипп или анемия у беременной женщины. Не последнюю роль играют послеродовые травмы и нарушение нервной системы у новорожденного. Факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, много. Это и влияние экологии, и неблагоприятная наследственность, и неправильный образ жизни будущих родителей, — перечисляет Райгуль Кабылхановна.

При нарушении речи, как правило, назначается комплексное лечение. Вместе с коррекционной поддержкой психолога и занятиями с логопедом необходимо также пройти обследование и лечение у невропатолога.

— Нарушение речи, и даже заикание, излечимы. Главное, своевременно получить помощь специалистов. Поставить речь при легкой степени заболевания можно за один год, при средней степени — в течение трех лет. В случае, если ребенок в три-четыре года не говорит совсем, а обращаются и с таким диагнозом, сперва нужно научить его понимать речь, произносить звуки, затем связно разговаривать и излагать свои мысли. Процесс этот очень трудоемкий, — поясняет логопед.

 

Обойтись без сюсюканий

— Речевые отклонения у детей бывают различные, и проявляются они в звуковом произношении, нарушениях фонематического восприятия и слоговой структуры. Самое явное, когда ребенок заикается. Но бывает, что он переставляет слоги в словах, проглатывает окончания, путает звуки или выдает нечленораздельную речь. Такие речевые дефекты допустимы у детей до 2,5-3 лет. Но если ребенок продолжает так говорить и в 4, 5, 6 лет — родителям пора на прием к логопеду. Налицо — недоразвитие речи, — консультирует логопед-дефектолог Яфурай Туленова.

Как замечает специалист, очень часто торможение речи у детей провоцируют сами родители, не давая ребенку возможности проговорить слово до конца.

— Скажет, к примеру, дочь «со», бабушки и мамы тут же протягивают ей сок. Они-то понимают ее с полуслова. Но дело в том, что ребенок привыкает не договаривать слова. Поэтому не торопите его, пусть он учится, а вы ему помогайте в этом. Не стоит все время сюсюкаться с малышом. Каждое неверно сказанное им слово нужно поправлять, чтобы в памяти ребенка оно не за-крепилось в искаженном варианте, — советует Яфурай Каракойшевна.

В год ребенок должен произносить до 30 слов. В полтора года — разговаривать связной речью. До 5 лет, кроме сонорных «р» и «л», все звуки должны четко проговариваться им.

 

На прием к логопеду

Правильно ставят речь в логопунктах, открытых на базе школ, и в коррекционных кабинетах. Городские дети также могут получить коррекционную поддержку и в логопедических группах в детсадах. Таковых сегодня насчитывается 13. Есть еще два специальных коррекционных детсада — № 10 и 11. Посещают их в общем 322 малыша. Помимо коррекции речи, у малышей здесь развивают память, внимание, мышление, общую и мелкую моторику. Правда, чтобы определить ребенка в такую группу или в спецдетсад, родителям приходится становиться в очередь. К примеру, сейчас в очереди в городском отделе образования стоят 158 детей с нарушением речи. К сведению родителей, коррекционная группа открылась год назад и в Алге. Правда, работает она в напряженном режиме, и попасть в нее из-за отсутствия свободных мест могут не все.

В логопунктах при школах логопед занимается только со школьниками с легкой степенью нарушения речи. Записаться к нему на прием можно, получив направление у педиатра либо заключение комиссии ПМПК. На одного ребенка отводится по 25 минут индивидуальных занятий, занятия в группе длятся по 45 минут. В коррекционных же кабинетах предусмотрен целый комплекс лечения. С детьми занимаются и логопед, и дефектолог. Маленькие пациенты получают также консультации у психолога и проходят лечебно-оздоровительные процедуры в кабинете ЛФК. Единственная проблема — таких кабинетов и логопунктов сегодня явно недостает. К примеру, из 69 городских школ логопункты открыты только в 39. Сказывается и дефицит кадров.

Логопункты действуют практически во всех районах, кроме Иргизского. По одному коррекционному кабинету открыто в Алге, Хромтау, Кандыагаше. В Мартуке единственный логопункт работает при детсаде, и занимаются в нем только с детьми дошкольного возраста. Учащиеся среднего звена с нарушением речи остаются без надзора специалистов.

— Направление на лечение в коррекционных кабинетах выдается по заключению комиссии психолого-медико-педагогической консультации. Для этого следует обратиться прежде к участковому педиатру, который и направит к нам. Но проблема в том, что не все дети могут вовремя получить необходимую им коррекционную помощь. Причина проста — не хватает мест. Родителям приходится отстаивать длинные очереди, чтобы их ребенок смог пройти нужный ему курс лечения. Хотелось бы также заметить, что логопедические занятия в детсаду и в школе окажутся тем успешнее, чем активнее будут закреплять с ребенком полученные навыки правильной речи в семье, — замечает Райгуль Биарстанова.

В свою очередь специалисты не раз поднимали вопрос об открытии дополнительных логопунктов, коррекционных кабинетов, логопедических групп. Говорили они и о необходимости создания речевой школы. Но пока что вопрос остается открытым.

 

Кабинет для особенных детей

Есть одна новость, которая, я думаю, обрадует родителей детей с ограниченными возможностями. В скором времени для актюбинских детей с нарушением речи и другими отклонениями в развитии откроется кабинет психолого-педагогической коррекции. Действовать он будет на базе школы № 4. Под него отведено целое крыло в учебном учреждении. Здесь разместятся лечебные кабинеты, учебные классы, комната Монтессори. Посещать кабинет будут дети с различными психоневрологическими заболеваниями: ДЦП, ЗПР, нарушениями интеллекта, слуха и зрения, речи, после кохлеарной имплантации. Коррекционную поддержку 150 детям с ограниченными возможностями окажут логопеды, дефектологи, психологи.

— Речь идет о детях, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу и детсад. Здесь с ними будут заниматься квалифицированные специалисты, для каждого ребенка разработают индивидуальную программу обучения, — заметила заведующая кабинетом Яфурай Туленова.

Меморандум об открытии такого кабинета в Актобе был подписан в июне акимом области Архимедом Мухамбетовым и представителями частного фонда «Дара». Социальный проект реализуется также при поддержке ФНБ «Самрук-Казына». Принять детей в коррекционном кабинете смогут в начале 2015 года, как только в самой школе завершится капитальный ремонт.

Айжан ШАУКУЛОВА