Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Святыни

По спецпроекту «Сакральная география Казахстана» Министерством культуры и спорта РК ведется работа по систематизации памятников историко-культурного наследия страны. Это особо почитаемые памятники, имеющие непреходящую ценность и выступающие в качестве символа национального единства и возрождения.

Девять памятников актюбинского края
В качестве сакральных выступают природно-ландшафтные объекты, археологические и архитектурные памятники, крупные средневековые городские центры и столицы Казахского ханства, религиозные и культовые объекты, являющиеся местами поклонения, сакральные места, связанные с историческими личностями, историческими и политическими событиями.
Всего из регионов поступили заявки примерно на тысячу объектов. Решением экспертного совета, созданного из числа ведущих ученых и общественных деятелей, был определен список, включивший в себя около 100 общенациональных и 500 региональных памятников культурного наследия.
Наша область в республиканском проекте представлена сегодня девятью памятниками. К ранее включенным четырем — мемориальные комплексы Абат-Байтак, Кобыланды батыра, некрополь «Хан моласы» и мавзолей-комплекс Есет батыра Кокиулы — было добавлено еще пять. Это захоронение Бопай ханым, мавзолей Ойсылкара аулие, мечеть Досжана ишана, мавзолей Есета-Дарибая (на фото), мавзолей батыра Исатая. В список памятников местного значения вошли 47 объектов актюбинского края. Наибольшее их количество расположено в Байганинском (10) и Иргизском (8) районах. Среди объектов — школа рабочей молодежи, мавзолеи Алмата, Сары Ишана, Токпана, мечети Шакена ишана, Нурпеис хазрета, Дуйсенби ахуна, метеоритный кратер Жаманшин и др. По словам директора Актюбинской областной государственной инспекции по охране историко-культурного наследия Аслана Мамедова, наиболее древними в этом списке считаются петроглифы грота Толеубулак на территории Байганинского района.

Защитники земли казахской
В 67 километрах от Шалкара в урочище Шолакжиде находится родовое кладбище Есета и Дарибая — сыновей известного казахского батыра Котыбара Басенулы. Комплекс включен в программу областного туристического маршрута. По правую руку (от Каабы) находится могила Есета, предводителя национально-освободительного движения, по левую сторону захоронен его брат Дарибай, активный участник сражений. В центре, между двумя мавзолеями, – высокий светлый минарет.
Есет Котибарулы родился в 1803 году. Как свидетельствуют исторические хроники, он руководил отрядами, воевавшими с войсками Хивинского и Кокандского ханств. В 1847-1858 годах возглавил восстание казахов Младшего жуза, в 1853-1854 годы вел бои с силами царской администрации.
Причиной выступления казахов были всевозможные поборы и тяжелые повинности, налагавшиеся царской администрацией на хозяйства. Например, необходимость поставки верблюдов для многочисленных экспедиций на юг.
Казахские роды вышли из повиновения, отказались от поставки верблюдов и откочевали в верховья реки Эмбы. Зиму 1853-1854 года Есет батыр провел в песках Улькен Борсык. Весной 1854 года численность восставших достигла полутора тысяч человек. Они выдвинули требования: отменить налог за дым, остановить отправку карательных отрядов в казахские степи, предоставить свободу пользования пастбищами и возможность свободной кочевки.
В сентябре 1858 года восстание было жестоко подавлено карательным отрядом. Есет принял мирные условия и был помилован. После этого он прекратил борьбу, которая с самого начала была неравной.
24 августа 1859 года с группой султанов и биев Есет батыр был на приеме у российского императора Александра II в Санкт-Петербурге. В 1861 году его назначили руководителем рода Кабак, в 1869 году – помощником иргизского уездного начальника. В 1873 году Есет батыр участвовал в хивинском походе и получил золотую медаль «За усердие». В 1879 году был освобожден от занимаемой должности, умер в 1888 году.
Похоронен на родовом кладбище в урочище Шолакжиде Шалкарского района. Сохранились предания о том, что Есет Котибарулы гадал по ладони, мог предвидеть приближение противника за 200 километров, предсказывал, какой будет предстоящая зима. Без совета батыра скотоводы-кочевники никогда не трогались в путь.
В народе место его захоронения признано священным, к братьям-защитникам родной земли приезжают поклониться, попросить благословения, здоровья, успехов в делах.
Подготовила Гульсым НАЗАРБАЕВА

Колонка "Взгляд"