Учителям — учить, врачам — лечить

«Учитель тратит третью часть времени на составление отчетов. Такая же ситуация по врачам. Как мне докладывают, только для одного департамента Министерства образования регионы заполняют 300 форм отчетности! Чтобы подготовить школы, детсады одной области, надо подготовить отчеты. Неужели нельзя в одной области взять и разобраться? То же самое в Министерстве здравоохранения. Неужели внутри отрасли нельзя разобраться, что за бумаготворчество? Когда людям работать? Вот на эти отчеты уходит полтора-два месяца, когда им работать? Реальное положение дел меняется. Я думаю, точно так же по другим министерствам. Разберитесь, наконец. А где электронный документооборот? Дайте врачам лечить, а учителям — учить, а не сидеть бумаги составлять. Отчитаться можно, но не столько же!»

Н.А. НАЗАРБАЕВ, Президент Республики Казахстан

Из выступления 28 ноября 2012 года на расширенном совещании с участием акимов всех уровней

В конце позапрошлого года Глава государства Нурсултан Назарбаев поручил министерствам образования и здравоохранения покончить с излишним документооборотом в своей работе. Президент резонно заметил, что учителя и врачи должны в первую очередь заниматься обучением и лечением людей, а не заполнением всевозможных отчетов и таблиц. С того времени изменения, конечно, произошли, но их темп оставляет желать лучшего.

По крайней мере, педагоги и, особенно, медики в частных разговорах жалуются на то, что спускаемых сверху бумажек меньше не становится.

«АВ» решил проверить: так ли это на самом деле?

 

Работа на… бумаге

Заявленный Главой государства перевод документооборота систем образования и здравоохранения в электронную форму заставил лед тронуться. Но, похоже, что только тронулся. Для примера мы проанализировали работу одних из самых нагруженных бумагами работников — участковых врачей.

Начнем с того, что по существующим нормам каждый из них должен обслуживать до 2 400 граждан. В это число входят абсолютно все категории населения. Во время приема пациента терапевт должен заполнить: а) амбулаторную карту; б) статистическую карту; в) выписать рецепт;

г) направить больного на обследование; д) заполнить журнал. Далее идет отчет для заведующего отделением.

Кроме того, участковый врач готовит документы для медико-социальной экспертизы по форме 88. Дважды в год он проводит профилактические мероприятия по так называемой диспансерной группе (хроники, сердечники, пенсионеры и т.д.). Разумеется, эти мероприятия строго фиксируются на бумаге. Отдельная история — беременные женщины. Врачи также обязаны вести по ним обменную карту по форме 111.

Часть из вышеперечисленных документов заполняется вручную и в трех экземплярах. И это только верхушка айсберга. Ведь, помимо всего прочего, врач должен ежедневно совершать обходы по домам. Неудивительно, что в результате страдает качество оказываемой им медицинской помощи.

Заместитель главного врача поликлиники № 3 Гульнар Курмангалиева, сама в прошлом терапевт, не понаслышке знает обо всех проблемах. Она призналась, что ее красивый в прошлом почерк испортился из-за чрезмерной писанины:

— Вы не поверите, но раньше, в школьные и студенческие годы, меня приглашали в паспортный стол заполнять документы, потому что мой почерк был каллиграфическим. Сейчас он испортился, и я иной раз сама не всегда понимаю, что написала.

Справедливости ради стоит добавить, что сейчас терапевтам помогают две медсестры, а врачам общей практики планируется добавить и третью.

 

НОБД и ЕИСЗ

Как дело обстоит у работников системы образования, мы решили узнать непосредственно у руководителя соответствующего областного управления Жаннат Самуратовой.

— Ситуация в нашей сфере изменилась к лучшему. Раньше, чтобы сдать отчеты, в Астану ездила целая группа сотрудников управления. Сейчас мы этого не делаем уже второй год. А все потому, что МОН внедрило в организацию образования систему НОБД (национальная образовательная база данных. — Прим. авт.). Это значительно упрощает и облегчает нашу работу.

Жаннат Бакытжановна, правда, добавляет, что районные специалисты пока все еще ездят с отчетами в областной центр, поскольку качество работы интернета на местах оставляет желать лучшего:

— И в этом году к нам приезжали. Но более 1-2 дней мы их не держим. Здесь ведь все зависит от профессионализма и добросовестности тех, кто сдает отчеты.

На вопрос корреспондента «АВ» о том, стало ли меньше бумажной волокиты у простых учителей или завучей, руководитель управления образования, пожав плечами, отметила, что «такой мониторинг мы не проводили». Но пообещала его провести:

— Вы подняли хороший вопрос. Относительно НОБД скажу, что эта система пока несовершенна, имеет свои изъяны, недостатки. Но вместе с тем она уже принесла свои плоды. Уверена, что НОБД с каждым годом будет совершенствоваться и развиваться.

Директор АФ РГП «Республиканский центр электронного здравоохранения» Мира Жексенкызы говорит, что сокращение форм отчетностей все же произошло. Особенно это касается годовых отчетностей, предназначенных для сбора административных данных субъектов здравоохранения:

— Раньше было 57 форм годовых отчетностей, сейчас их сократили до 36. В рамках единой информационной системы здравоохранения (ЕИСЗ) произошел постепенный переход к электронной форме ведения документации. Процесс сокращения документооборота будет продолжаться.

Вместе с тем директор говорила только о годовых формах отчетности, а ведь есть еще ежеквартальные, ежемесячные, еженедельные, ежедневные, наконец. Некоторые из них сокращены, но по остальным вопрос остается открытым.

 

Безопасность в Сети

Улучшить положение дел должно введение электронного документо-оборота. Он упростил бы систему отчетов. К примеру, врачам не нужно будет трижды переписывать историю болезни. Хотя и панацеей от всех бед новшество тоже не назовешь.

Руководитель отдела развития информационных технологий и информационной безопасности аппарата акима области Сергей Беккер считает, что проблема не в том, чтобы скорее перевести документацию в электронную форму, а в том, чтобы сократить количество форм отчетности:

— Важно принципиально пересмотреть и сократить лишние и дублирующие друг друга формы отчетности. Кстати, это касается не только образования и здравоохранения, но и других сфер деятельности.

Вместе с тем Сергей Геннадьевич ставит во главу угла два принципа работы электронной системы — скорость и безопасность:

— В 21 веке ширина каналов связи, по которым передается информация, стоит в одном ряду со скоростными железными дорогами и автомобильными трассами. Поэтому возникает вопрос: как будет налажена система? Ведь скорость передачи информации зависит во многом от качественного технического сопровождения. Другими словами, от тех, кто конкретно и как будет обслуживать электронные системы. Второй момент — это безопасность. Сейчас технологии позволяют вскрывать даже самые защищенные компьютерные системы. Например, ничего хорошего не будет, если информация о пациентах той или иной поликлиники, больницы будет гулять во всемирной Сети. Или не дай, Бог, ею воспользуются злоумышленники. Над этим тоже нужно задуматься.

Еще один момент, по мнению Беккера, — общие правила ведения электронной системы:

— Мне кажется, нужно выработать общий, единый регламент ведения электронной документации и порядок выдачи информации, чтобы каждая школа или больница не работали на свой лад.

 


В 2010 году был принят Закон РК «О государственной статистике». Он запрещает госорганам без согласования с органами статистики придумывать новые формы отчетности. Это сделано для того, чтобы отдельные чиновники не могли манипулировать документами. Кстати, это снижает коррупционную составляющую, ведь чем меньше контакта между сдающим и принимающим, тем меньше риск злоупотребить своим служебным положением.

— Согласно Закону РК «О государственной статистике» государственные органы, прежде чем открывать новые формы отчетности, должны пройти процедуру согласования в нашем агентстве, — говорит руководитель департамента статистики Актюбинской области Кайрат Жекеев.

По словам Кайрата Сапарбаевича, процедура согласования не позволяет руководству госорганов самовольничать:

— Наша политика направлена на снижение нагрузки на респондентов, поэтому первым руководителям ведомств и департаментов непозволительно претворять в жизнь «отсебятину». Любая форма отчетности должна быть согласована с уполномоченным органом.

Асхат КАЛЖАНОВ

 

От автора. На первый взгляд, приведенные выше цифры более чем очевидны — из 300 форм отчетности в сфере образования сокращена почти половина. Подобные «достижения» и в сфере здравоохранения. Но как бы ни выглядело оперативным исполнение президентского наказа, как бы государственные мужи ни доказывали свою правоту, ни приводили нужные цифры и статистические данные, сути это не меняет. Проблема бумажной волокиты была, есть и, наверное, будет существовать еще долго…