Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Взрослые дети

Для актюбинских подростков ранний сексуальный опыт далеко не редкость. По информации медиков, взрослые отношения школьники зачастую начинают уже с тринадцати лет. К чему это приводит и как может отразиться на будущих семейных отношениях? Эту тему мы решили обсудить в очередной статье нашей рубрики «Домашний очаг».

Научить познавать себя
— То, как складывается ситуация с ранней половой жизнью школьников, страшно. Городские девочки очень хорошо осведомлены о средствах контрацепции, причем уже с 13 лет. Это выявляется, когда проводишь в школах лекции. Как правило, идет доверительная беседа. Когда заканчиваю тему, говорю, что можно подойти и анонимно задать свои вопросы. После чего выстраивается очередь. Они подходят и спрашивают, и практически все вопросы касаются половых связей. То есть для школьников, к сожалению, это актуально. До 13-ти лет еще видно, что это дети детьми. Хотя у нас в Актобе есть случаи беременности в 11 и 12 лет. Но все-таки это редкость. А в 13 — 14 лет это просто страшно. Особенно, если взять 11 классы. Там уже такие взрослые девочки! — говорит врач акушер-гинеколог, руководитель информационно-консультативного центра по вопросам семьи «Белый аист» Алия Байбулатова.
— Раньше считалось, что замуж нужно выходить девственницей. У нынешней молодежи, получается, нет таких установок?
— Это все-таки зависит от воспитания, от того, какие ценности пропагандируются в семье. Если в семье это преподносится так, как должно, то по ребенку это видно. Он не задает вопросы про контрацепцию, потому что это ему неинтересно. Могут спросить о проблемах со здоровьем, например, о нерегулярных менструациях. В этом случае объясняешь, что лучше записаться на прием к врачу. Многие проблемы со здоровьем лучше выявить еще в детстве. Беда в том, что зачастую мамы сами не осведомлены, потому что когда-то тоже не получили необходимые знания. Или между мамой и ребенком возникают барьеры. Многие, к сожалению, не все могут спросить у родителей, боясь услышать: «Зачем тебе, маленькая еще». Когда между мамой и дочкой существуют доверительные отношения, по деткам это видно. Если нет этого контакта, то ребенок найдет эту информацию из других источников: узнает от подруг, от третьих лиц, из интернета. А интернет это, по сути, информационная свалка. Полученную там информацию нужно хорошо фильтровать, беря во внимание только официальные источники. А не те, где тетя в белом халате делает умное лицо и говорит, что она доктор наук. Кто даст гарантию, что это действительно ее блог и ее мысли? Это может быть что угодно.
— И доходит до того, что они следуют таким сомнительным рекомендациям? Например, пьют опасные препараты?
— Да, это имеет место. Девочки подходят и спрашивают: «А насколько опасен «Постинор»? Ну это, когда забеременела случайно». Что значит случайно забеременела? Дело в том, что «Постинор» — это препарат с большой дозой гормонов, используется как экстренная контрацепция. А они, видимо, в интернете читают, что есть такая волшебная таблетка. Выпьешь, и у тебя аборт пройдет, как менструация. Особенно учащиеся ссузов первых и вторых курсов часто интересуются этим препаратом. Если не сами, то кто-то из подружек, видимо, использовал. Мы объясняем, что такие препараты выписываются специально, что применяют их в условиях дневного стационара. При этом контроль осуществляется 24 часа в сутки. Объясняем, что последствия могут быть очень серьезные. Но многие не хотят верить и поступают по-своему. При этом для них это так же просто, как скушать хлеб с маслом. Мне как специалисту и маме от таких вопросов становится страшно. Дети должны знать, что такое половое развитие. А они в большинстве случаев даже не имеют понятия, как вести календарь менструаций.
— Как, на ваш взгляд, можно изменить ситуацию?
— Мое мнение в этом вопросе следующее. Необходимо на республиканском уровне ввести в школе раздел на уроке биологии «Познай себя» по половым признакам. Желательно, чтобы эти часы вел узкий специалист. Если это гинеколог, то пусть урок будет только для девочек. Дело в том, что на совместном уроке, когда присутствуют и мальчики, и девочки, нет серьезного восприятия. Слово «менструация» девочек в краску вгоняет, слово «пенис» — мальчиков. И никто ничего не может спросить. Им стыдно, они закрываются. Хотя обсуждение таких вещей — это ведь нормально. Мы должны сами себя знать. Осведомленность не с целью развращения, а с целью предотвращения каких-то последствий. Это ведь нормально, когда девочка знает строение своих репродуктивных органов, знает о миссии женщины. У нее сразу меняются стереотипы и взгляды.
— С чем вы связываете то, что нынешние дети так рано начинают взрослую жизнь?
— Я думаю, свою роль играют социальные сети, фильмы. Причем идет подача искаженной информации. Ролики различного содержания доступны детям. Они их смотрят. В этой сфере должна быть, как раньше, жесткая цензура. Кто-то должен отслеживать и ставить блокировку на такие ролики.

Чем опасен ранний сексуальный опыт?

Психологи также высказывают мнение, что одной из причин того, что в подростковой среде сложилась такая ситуация, является доступность информации о сексуальных отношениях.
— Я думаю, что тема эротических отношений в современных фильмах показывается очень привлекательно. Сексуальные отношения между подростками преподносятся как обыденное дело. Но если бы с авторов этих фильмов спрашивали за это, ведь любая ранняя сексуальная жизнь очень травматична. А подается это так, что все легко: встал и пошел. Как будто это никакого влияния и последствий не имеет. А как происходит в жизни? На самом деле это может нанести сильную душевную травму. Доверить свое тело малознакомому человеку, не зная ни языка своего тела, ни языка тела чужого человека. А ведь это самая сложная часть отношений людей. При этом в кино это подается как простая обыденная вещь. И дети говорят, а что в этом такого? В моей практике было, когда этим делился подросток. Он испытал страшное разочарование от первого опыта. Ему было очень стыдно и неловко. Потому что он был еще психологически не готов, ведь мальчики созревают примерно лет на пять позже, чем девочки, — говорит актюбинский психоаналитик, семейный, подростковый психолог, психотерапевт Шолпан Кабдрахманова.
— Считается, что подобный опыт часто приводит к разочарованиям и девушек, которые, испытав боль, начинают бояться парней и во взрослом возрасте не могут создать семью. Ведь у девочек на самом деле в этом возрасте нет физического влечения, зачастую они уступают парню, например, из-за боязни потерять его. Что вы об этом скажете?
— Ранние сексуальные отношения зависят от самооценки: как девочка относится к себе. Если у нее хорошее отношение к себе и она адекватно себя оценивает, с ней такого не произойдет. Такие люди достаточно осторожны. Они берегут и ограждают себя. У них не так много всяких неприятных приключений в жизни. То есть у них поведение защитное. И такие девочки навряд ли полезут в интимные отношения. А там, где отношение к себе неопределенное, она не знает ни своего тела, ни своего характера, ни того, что ей на самом деле хочется, через эти открытые отношения она будет пытаться узнать себя. А они, кроме опустошения, ничего не приносят. Основная масса тех девочек, которые вступают в ранние отношения, имеют внутреннюю проблему. Это проблема отношения к себе. Может быть, эти девочки не очень любимы в семье. Им все время дают понять, что они лишние, говорят, что они некрасивые и неумные. Поэтому они реализуются через других людей.
— Какие еще психологические причины толкают девочек во взрослую жизнь?
— Если у девочки ласковый и нежный отец, то она не будет жить ранней сексуальной жизнью. А если девочка недополучила это, то для нее будет привлекателен любой, кто оказывает ей внимание. Потому что у нее есть природная потребность. А так как у нас много неполных семей, либо папы не знают, как вести себя с девочками, зажаты, не уверены в себе и зачастую просто боятся прикоснуться ко взрослой дочери, то и подобных ситуаций возникает много. Когда отец вырастил дочку на своих руках и она получила достаточно тепла, девочка будет очень осторожной в отношении незнакомых мальчиков, не всякому позволит дотронуться до себя. Потому что позволяла это делать только папе. Она знает, как складываются телесные отношения, будет их «считывать» со своих отношений с отцом. То есть будет оценивать, насколько это внимательные и доброжелательные отношения, не претендующие на секс. Отношения, которые вызывают некоторое доверие. И такие девочки ранней сексуальной жизнью не живут. А вот лишенные родительского тепла будут искать это на улице. То есть вступление в раннюю половую жизнь на самом деле имеет много причин. Это и биологическая программа девочки, и положение девочки в семье, и отсюда — отношение девочки к самой себе. Мне кажется, эти три причины можно назвать базовыми.

О важности целомудрия

«Важный момент, который необходимо отметить в воспитании девочки, — это целомудрие. Это слово практически вышло из лексикона и культуры поведения современных людей. Нынешние ценности призывают «брать от жизни все, чтобы потом было что вспомнить в старости», и главным в этом смысле является неограниченная половая жизнь. Но женщина, сменившая многих партнеров, не сможет сосредоточиться на одном мужчине, ей всегда будет казаться, что где-то есть лучше, и, соответственно, она никогда не будет удовлетворенной. Кроме того, девушка не должна менять партнеров, потому что согласно своей природе она сильно привязывается к мужчине. Для нее вступление в близость равнозначно тому, что отдать свое сердце. К сожалению, многие современные мужчины пользуются этой доверчивостью, разбивая женщинам жизнь, а те проходят через череду жизненных драм. Поэтому воспитанию целомудрия у девушки нужно уделять первостепенное значение.
Девушке очень важно уделять все внимание одному мужчине — своему мужу, и такой подход — основа ее счастья в будущей семейной жизни. В былые времена перед тем как создать семью, молодые люди объявляли о своей помолвке и в течение полугода-года не вступали в сексуальные отношения, узнавали друг друга как личность, определяли, насколько схожи их цели и взгляды», — пишет в своей статье о предназначении девочки казахстанский ведический психолог, специалист по семейным взаимоотношениям Марина Таргакова.
Алиса МАРИНЕЦ

Фото из открытых интернет-источников

Колонка "Взгляд"