Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

103: позывные надежды

Ежедневно более 2 000 звонков принимает областная станция скорой медицинской помощи. В сезон простуды их количество увеличивается.

В режиме нон-стоп

Нестерпимая боль сигнализирует о проблемах в организме и требует немедленного вмешательства медиков. Служба молниеносного реагирования 24/7 – это станция скорой помощи 103.
Головной офис областной станции скорой медицинской помощи расположен в микрорайоне Батыс. В старой части города, по улице Алтынсарина, действует подстанция, дополнительно работают два отделения в Жилгородке на Прохорова и жилом массиве «Акжар-1».
Входящие звонки принимает call-центр на Батысе. Презентабельное здание сотрудники службы получили в 2018 году. Неотложка рассчитана на 75 тысяч вызовов в год и работает по международным стандартам оказания скорой помощи. В трехэтажном здании расположены диспетчерский пункт с единой информационно-аналитической службой и call-центром. В последнем размещен большой монитор, который в режиме реального времени помогает диспетчерам отслеживать на карте маршрут машин, оснащенных системой GPS-навигации. Также имеются комнаты отдыха и классы для обучения сотрудников.
На станции сейчас запускается компьютерная программа для обеспечения связи с Минздравом и городскими больницами. Принимающие вызовы диспетчеры, а это команда из 13 человек, совместно со старшим врачом смены, а также диспетчером направления работают круглосуточно. Здесь нет понятия «перерыв на обед». Режим нон-стоп может заставить отработавшую бригаду сразу перекинуться на другой вызов, если помощь потребовалась в ближайшем районе.
– По сравнению с ситуацией прошлого года увеличилось количество вызовов по инфекционным заболеваниям, вирусным – кори, коклюшу. Звонки, связанные с ветряной оспой, увеличились в три раза – от пятисот до тысячи семисот в сутки, – рассказала врач-эксперт ОССМП Гульмараш Балмагамбетова. – Ни один вызов нами не игнорируется. Отрабатываются все поступившие звонки. Сезон осень-зима отмечается вспышкой вирусных болезней, это увеличивает поток обращений.

Четыре категории срочности

– Как выстроена система приема звонков?
– Диспетчерский центр – первая структура, по которой проходит вызов. Он собирает максимально точную информацию о пациенте, его данные, показатели состояния. От них зависит категория срочности.
Все вызовы распределены по четырем категориям. Первые две требуют неотложной помощи, к примеру, ДТП, криминальные случаи, болезни сердца, боли в груди, инсульт, пожар, суициды. Отнесем сюда же нарушения дыхания, ритма сердца, изолированные травмы с кровотечением, отравления, обращения беременных. Это первоочередные случаи, на которые молниеносно реагирует диспетчер, так как ситуации могут быть внештатные. Например, падение из окон, переломы. Диспетчер направляет по такому маршруту ближайшую машину с бригадой.
Третья срочность: боли в животе, высокая температура у детей и беременных, роды, ограниченные ожоги и обморожения. Дается до 30 минут, чтобы доехать по адресу.
К четвертой категории относятся острые заболевания, болевой синдром, легкие травмы, неглубокие раны и ссадины, поверхностные ожоги, артериальные гипертензии. Как правило, их обслуживают бригады неотложной помощи при поликлиниках, которые направляет диспетчер call-центра.
Конечно, не обходится без сложностей. Нередко поступает вызов первой категории, машина мчится на место, а ее не пропускают на дороге, особенно в часы пик.


41 машина станции медпомощи в Актобе и 16 в районах обслуживают население. Две из этого числа – в городах Шалкар и Кандыагаш. Еще 50 машин выезжают по четвертой категории срочности.


При звонке первой категории до приезда бригады диспетчер производит удержание звонка. За короткое время родственников инструктируют по телефону, к примеру, как провести сердечно-легочную реанимацию.
– Какие вызовы диспетчер может проигнорировать?
– Мы не имеем права отвечать категоричным «нет». Но когда человек в панике просит помощи в устранении зубной боли или же молодые мамы перестраховываются, зовут врача к ребенку с температурой 37,2, то диспетчеры обязаны проконсультировать, выяснить степень и сложность болевого очага. После перенаправляют в поликлинику по месту прикрепления или проживания.
Неумение некоторых заболевших трезво оценить ситуацию создает проблемы для медиков. При таком положении страдают те, кому действительно нужна экстренная помощь. Бывает, что бригада уже выехала, а линию продолжают занимать родственники больного, создается путаница. Мелкий порез, ссадину могут обработать в травмпункте, но пациент требует приезда скорой, еще и бранится. Ложные вызовы бывают: адресат не проживает по указанному адресу, никто не открывает двери медикам.
Кстати, по необходимости бригады имеют право выезжать в радиусе 35 километров от города. Если же более отдаленное место, на помощь спешит районная бригада.
– Что в аптечке фельдшера кареты скорой помощи?
– Важно помнить, что скорая оказывает первичную помощь по заявленным во время вызова характеристикам. Согласно медицинскому формуляру и протоколу лечения, разработанным профильным министерством, сначала медик осматривает пациента. Многие лекарственные препараты могут вызвать аллергию, анафилактический шок, побочные эффекты, поэтому самостоятельно решать, какой ставить укол, наши фельдшеры не имеют права. По состоянию больного выстраивается алгоритм действий. При высокой температуре дают жаропонижающее и перенаправляют в поликлинику к терапевту. При подозрении на серьезное заболевание — осложненный бронхит, одышка, усиление болевого синдрома, высокое давление, симптомы инсульта — обязательна госпитализация.
Реанимобили, диагностические машины оснащены необходимыми приборами: электрокардиографом, дефибриллятором.

И опасна, и важна

Есть негласные правила для тех, кто звонит и принимает вызовы: адекватность, вежливость обеспечат психологический комфорт и взаимопонимание. Работа с населением требует от диспетчеров выдержки, терпения, спокойствия. Новеньких фельдшеров
обучают подобным навыкам. А на практике случается всякое. Агрессивное поведение родственников, пациенты в алкогольном или наркотическом опьянении, без определенного места жительства. В некоторых случаях вызываются правоохранительные органы.
Медики, работающие в самой горячей точке, рекомендуют актюбинцам следить за своим здоровьем, вовремя проходить скрининг, сдавать анализы, обследования в случае недомогания и с пониманием относиться к работе скорой медпомощи.

Телефоны вызова
скорой помощи:
103, 9103
8 (7132) 97-29-40
(-42, -43, -44, — 45)

Нургуль АРИНОВА

Фото Хайредена РАУШАНОВА

Колонка "Взгляд"