65% нарушений прав покупателей и получателей услуг пришлось на сферу торговли.
За первое полугодие в областной департамент торговли и защиты прав потребителей поступило 594 обращения, что на 38% больше, чем за аналогичный период прошлого года (429).
Львиная доля нарушений прав покупателей и получателей услуг, а это почти две трети, или 65%, пришлась на сферу торговли: розничная – 282 обращения (47%), электронная – 105 (18%). Пожаловались на сферу бытовых услуг 86 потребителей (15%), на сферу ЖКХ – 31 (5%). Остальные 90 обращений (15%) – это нарушения прав потребителей в сфере транспортных, туристических и образовательных услуг, а также финансов, общественного питания, связи и медицины.
По 303 обращениям (52%) профильным департаментом жалобы удовлетворены в пользу потребителей, так сказать, не отходя от кассы. В 243 случаях (40%) гражданам оказана правовая помощь. 48 (8%) обращений потребителей перенаправлены в соответствующие государственные учреждения в соответствии с их компетенцией.
– По итогам шести месяцев 2023 года материальный ущерб возмещен потребителям на сумму 16,8 миллиона тенге. Для сравнения — за первое полугодие прошлого года эта сумма составила 14,3 миллиона тенге.
Жалобы потребителей в сфере розничной торговли в основном следующего характера: продажа некачественного товара, отказ в возврате или замене товара в течение 14 дней, – отметила главный специалист областного департамента торговли и защиты прав потребителей Гулзада Алматбаева.
По ее словам, при содействии департамента потребителям возвращены денежные средства на сумму 12,7 миллиона тенге за навязанные на презентации покупки массажной накидки. В эту же сумму вошел возврат за приобретенные мебель, одежду и обувь, бытовые товары, автозапчасти, мобильные телефоны, ноутбуки, ювелирные изделия и другие товары (282 обращения).
В сфере электронной торговли зарегистрировано 105 нарушений по фактам отказа в возврате товаров, предоставления некачественного товара, обмана потребителей. В результате по указанным нарушениям потребителям возвращены средства на сумму 2,1 миллиона тенге.
Часто нарушаются права потребителей в сфере бытовых услуг. Это некачественное изготовление и ремонт мебели, выполнение строительных работ. Сюда же входит несвоевременная доставка товара и некачественные услуги салонов красоты. Поступило 86 обращений, потребителям вернули миллион тенге.
Департаментом с начала года проведено семь проверок субъектов среднего и крупного предпринимательства в отношении нарушений прав потребителей, в результате которых вынесено четыре административных взыскания в виде предупреждения.
Владимир БУРЬЯНОВ
Фото из открытых интернет-источников