Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

440 тысяч тонн феррохрома

70-летний юбилей отметит 20 июля первенец черной металлургии Казахстана – Актюбинский завод ферросплавов.

Его история началась в 1943 году, когда была запущена первая печь. Знаменательную дату трехтысячный коллектив градообразующего предприятия встречает не только высокими показателями, но и запуском нового гиганта отечественной черной металлургии.

В конце нынешнего года будет сдан в эксплуатацию новый Актюбинский завод ферросплавов. Об этом и многом другом «АВ» рассказал директор АЗФ Мурат Мукашев.

 

— Мурат Солтангазинович, казалось бы, старый завод продолжает стабильно работать. Какая необходимость в новом 4-м цехе? Или действующее предприятие не справляется?

— Наш завод и сегодня продолжает вносить весомый вклад в развитие экономики Казахстана. Сегодня он работает на уровне производственной мощности. Коллектив справляется достойно, но всему, как говорится, есть предел. Несмотря на модернизацию, реконструкцию производства, он исчерпал свои возможности.

Как-то я спросил у проверяющего: «Какой у вас автомобиль?» Она отвечает: «Опель».

— Если в этой машине установить кондиционер, климат-контроль, все «навороты», она от этого «Мерседесом» не станет. Лучше старый автомобиль выбросить и купить новый.

Примерно такая же ситуация и у нас. Поэтому мы строим новый завод, а не 4-й цех, как все говорят. Если сейчас мы производим 320 тысяч тонн феррохрома в год, то на новом будем выпускать 440 тысяч. Будут работать четыре печи по 110 мегаватт. По области производство феррохрома увеличится на 46, по Казахстану на 16 процентов.

Мировой спрос на феррохром растет. Основным нашим конкурентом была ЮАР, обладающая самым крупным месторождением хромовых руд. У нас второе: в Советском Союзе ДГОК добывал 97 процентов руды, а по содержанию хрома в руде мы – первые в мире.

Сейчас ЮАР имеет проблемы с электроэнергией, у них наблюдается нестабильная политическая обстановка, поэтому они и снизили производство. У нас появилась уникальная возможность завоевать этот рынок за счет снижения себестоимости, увеличения производства.

Сегодня мы работаем на кусковой руде. В процессе добычи хромовой руды образуется много мелочи, и для того, чтобы обеспечить потребности нашего завода, Аксуского ЗФ, мы должны окусковывать руду. Это не только дополнительная работа, но и расходы, что, в конечном счете, сказывается на себестоимости продукции. В новых печах все предусмотрено, за счет чего мы имеем существенное снижение себестоимости.

Кроме того, сегодня мы говорим о «зеленой» экономике. Если на старом заводе действует сухая газоочистка, то на новом будут и мокрая, и сухая. Выбросы будут минимизированы.

— Когда же завод будет сдан в эксплуатацию?

— Мы планируем запустить его в конце года. В настоящее время на строительстве задействовано более двух тысяч человек. Основное производство будет готово в сентябре. Главная понизительная подстанция на 220 кВ, стоимостью 3 миллиарда тенге, уже введена в эксплуатацию. В декабре планируем поставить две печи на разогрев. Кроме того, сейчас мы проводим работу по расширению пропускной способности железнодорожных станций Женишке в Актобе и Дон в Хромтау.

— Не секрет, что предприятия горно-металлургической отрасли остаются лидерами по производственным травмам.

— Мы не скрываем, что наше производство вредное и опасное, существуют определенные риски. На новом заводе вопросы техники безопасности учтены. Здесь металлургия нового поколения. Никто не будет стоять возле печи и, как говорится, «шуровать» в ней. Высокоавтоматизированное производство, начиная от входа, заканчивая отгрузкой готовой продукции. Непосредственный контакт и физический труд исключаются. Сегодняшний плавильщик управляет процессом на компьютере.

— Какая судьба ожидает старый завод?

— В долгосрочной программе запланировано поочередное отключение печей. Мы интегрированы в мировую экономику, а значит, и печи остановить просто так не сможем. Все диктует рынок. Если будет спрос на высокоуглеродистый феррохром, мы сохраним производство, если же не будет потребности в нем, то и смысла держать высокозатратное производство нет.

— В таком случае что же будет с работниками?

— Сейчас мы готовим кадры для нового завода. Инженерно-технический состав и рабочих уже отобрали. Все они перспективные ребята, имеющие высшее образование. Обучение их будет проводиться в три этапа. Инженеры поедут перенимать опыт к коллегам в ЮАР, остальные — на стажировку на Аксуский завод. На их места мы набираем людей со стороны. Новички знают, что идут на временную работу. Секрета из этого мы не делаем и предупреждаем, что, возможно, будем останавливать старое производство.

На новом заводе будут работать чуть больше тысячи человек, но никто из 3 200 человек, которые работают на старом, не останется без работы. Прежде всего с остановкой старого предприятия нам надо будет его законсервировать, а со временем и демонтировать. Нужны будут рабочие руки, людей просто может не хватить. Вместе с тем будем обучать высвободившихся новым профессиям. Может, в городе ощущается нехватка водителей автобусов или слесарей – с местной властью этот вопрос отрабатывается.

Ни социального взрыва, ни недовольства людей мы не допустим! Тем более что не первый год идут разговоры о строительстве 5-го цеха. Кстати, не исключена вероятность его возведения на месте действующего завода.

В качестве варианта рассматривался и Павлодар, где Евразийская энергетическая корпорация производит дешевую электроэнергию, но в этом случае будут большие транспортные расходы. Можно было бы и в Хромтау, но там проблемы с водой, энергообеспечением и трудовыми ресурсами. Так что, скорее всего, 5-й цех будет строиться у нас, в Актобе, тем более что вся инфраструктура уже имеется.

Сейчас проводятся необходимые исследования, в результате которых и будет выбрано место под новое предприятие. Еще раз повторюсь, мы придем к этому решению только в случае благоприятно складывающейся конъюнктуры на рынке феррохрома.

— Не менее актуальный для предприятия вопрос — переработка отходов.

— Действительно, за десятилетия работы завода накопились горы шлака. Складировали его, потому что не было технологии по переработке. Текущий нами перерабатывается. В нем остается 7-8 процентов феррохрома, который можно извлечь. Раньше народ искал в нашем щебне куски руды. Теперь не ищет. Почему? Потому что в нем остается меньше процента феррохрома. Собирать нечего. По новой технологии переработки шлака вообще не будет, новые печи предусматривают металлический и шлаковый выпуск.

— Мурат Солтангазинович, через два дня ваш коллектив отметит 70-летний юбилей. Наверняка по сложившейся доброй традиции будете чествовать лучших работников, поздравлять ветеранов?

— Безусловно. Все, чего Актюбинский завод ферросплавов добился за эти годы – это заслуга всего коллектива, наших уважаемых ветеранов. В честь юбилея будут награждены самые достойные. В праздничных мероприятиях примут участие все бывшие директора АЗФ, руководители родственных предприятий. Впервые торжественная часть мероприятия пройдет в областном драматическом театре. Поздравят наших работников народные артисты республики. Лучшие получат медали, автомобили, премии. Мероприятия завершатся 21 июля на культурных и спортивных площадках соревнованиями, концертными программами, розыгрышами лотереи.

Пользуясь случаем, хотел бы поздравить коллег с юбилеем нашего предприятия! Пожелать крепкого здоровья, материального благополучия, всех благ!

Асия НУРПЕИСОВА

Колонка "Взгляд"