В этом году одной из самых, а возможно, и самой старой больнице Актобе исполняется 80 лет. Журналист «АВ» своими глазами увидел, как работает железнодорожная больница, чем кормят больных, как готовят лекарства и многое другое.
СЕРЬЕЗНЫЙ СТАТУС
Если говорить о возрасте, то еще непонятно, восемьдесят лет больнице или все же девяносто девять. Дело в том, объясняет будущая заведующая больничным музеем Галина Ткаченко, что существовали записи о работе больничного пункта за 1913 год: 10 коек, три врача. Но эти записи, кроме как в памяти, нигде не сохранились. Так что 80 пишем, 99 в уме…
Сейчас больница, сменив за десятилетия несколько статусов, официально относится к министерству ЧС и называется «Филиал АО «Железнодорожные госпитали медицины катастроф» — «Актюбинская железнодорожная больница» МЧС РК».
Прогулку по больнице для журналиста проводит лично главврач Кыдырсиык Ергалиев. Из десятикоечного здания за многие годы больница выросла до 3 корпусов, в которых людей лечат по пяти направлениям: кардиология, хирургия, неврология, терапия и травматология. Плюс поликлиника, которая по заказу государства обслуживает 23 316 жителей района Москвы.
Несмотря на «железнодорожный» статус, больница обслуживает абсолютно всех желающих со всего города, любого района области. Кроме привычных методов лечения, в больнице есть уникальные разработки «Астмошкола» и «Личный доктор». О них стоит рассказать подробнее.
Дышите. не дышите
Ни для кого не секрет, что болезни дыхания поражают все большее число людей. Астма считается неизлечимым недугом, ее не отрежешь и не заштопаешь. Значит, надо свести к минимуму вред от нее. Для этого в больнице уже несколько лет работают аллергоцентр и «Астмошкола» — бесплатные курсы для астматиков, на которых больных учат уживаться со своим недугом. Руководит аллергоцентром отличник здравоохранения, кандидат медицинских наук Замза Хайруллина.
— Чему учим? Следить за своим состоянием, предупреждать приступы, держать под контролем нервную систему, уметь вовремя применять препараты, — поясняет Кыдырсиык Ергалиевич. — Благодаря работе «Астмошколы» удалось свести к нулю смертность от приступов.
Посещать «Астмошколу» не только полезно, но и выгодно: слушателям дарят настольные ингаляторы «Небулайзеры». Чтобы записаться в «Астмошколу», достаточно прийти в больницу и начать слушать курсы.
Здравствуйте,
я ваш доктор!
Кабинет «Личный доктор» — новинка, пришедшая из России. Суть такова: если очень занятой человек чувствует недомогание, но не имеет времени на стояние в очередях и походы по аптекам, то он может получить направление участкового и прийти к «Личному доктору». За фиксированную плату — либо даже бесплатно, есть и такая возможность — можно быстро и без задержек пройти полный цикл от сдачи анализов до назначения лекарств.
Поскольку все больше находится людей, для которых время гораздо дороже денег, считают медики, практика «Личного доктора» должна иметь успех. И такие кабинеты, возможно, скоро появятся в большинстве больниц и поликлиник.
нЕЗЫБЛЕМЫЕ
Традиции
Можно сказать, что новинки на этом заканчиваются, и остаются методы, проверенные десятилетиями. Мне, к примеру, очень понравилось то, что в больнице имеется собственная аптека, в которой готовятся базовые препараты. Стоимость лекарств таким образом сокращается в разы. Также в больнице работает отделение стерилизации. Учитывая, что хирурги порой оперируют до 30 человек в сутки, независимое поступление лекарств, стерильных материалов и инструментов — это огромное подспорье.
В больнице имеются собственные лаборатории, оснащенные современной техникой и химикатами. Это значит, что любые анализы смогут производиться без задержек, и также своевременно будет назначаться лечение. Случаи, говорит главврач, бывают разные. Иногда привозят человека с подозрением на легочную инфекцию, и тогда только быстрый результат из лаборатории покажет, что делать дальше.
Еще один очень симпатичный блок железнодорожной больницы — это кухня, готовая по первому требованию накормить 200 больных и 500 сотрудников.
И все же есть новинка, о которой говорится пока только в будущем времени, — музей. За 80 лет истории больница накопила такой огромный запас имен, сведений и фактов, что вся эта масса просто требует отдельного помещения, стендов и стеллажей.
Заведовать музеем будет Галина Ткаченко. «В свое время Галина Петровна работала в нашей больнице, она руководила поликлиникой, — рассказал Кыдырсиык Ергалиевич. — Потом мы проводили ее на пенсию… А затем вернули. Хорошие кадры дома сидеть не должны».
Хоть музей еще и не открылся, Галина Петровна уже готова проводить экскурсии, читать лекции и показывать экспонаты. Открытие планируется сделать к 80-летию больницы, и тогда музей прочно войдет в ряд больничных традиций.
НАДЕЖНЫЙ ТЫЛ
ГЛАВВРАЧА
Как ни старайся, невозможно в одной статье отразить все увиденное в больнице. Ни отдыхающих в ординаторской хирургов, ни операцию, которая проходит в нескольких шагах. Ни то, как молодо и бодро выглядит самый почетный работник поликлиники гинеколог Уфуза Енсепова. Ни то, как спокойно и деловито демонстрируют свою работу все остальные сотрудники, от лаборанта до заведующих отделениями.
Неужели в больнице совсем нет проблем? Конечно, есть. Не всегда есть деньги на текущий ремонт, а о капитальном пока можно только мечтать. Не хватает кадров, потому что часто молодые люди идут в медицину неосознанно, а потом кладут в стол диплом и уходят в свободное плавание. Проблема и в приобретении современного оборудования. Хорошо еще, что выручает лизинг.
Но все проблемы одолимы. Уверенность в этом появляется, когда слышишь слова главврача: «Я счастливый человек, потому у меня хороший коллектив». А с хорошим коллективом можно решить любую задачу.
Неотложка везет
в железнодорожную больницу:
К хирургу — в среду и субботу
В травмпункт — во вторник, четверг и воскресенье
К гинекологу — в среду и субботу
Впервые медицинская служба на железной дороге станции Актюбинск была открыта как врачебная амбулатория в 1932 году. В 1935 году была «организована железнодорожная больница для обеспечения медицинской помощью железнодорожников и членов их семей». Больница относилась к врачебно-санитарной службе Оренбургской железной дороги.
Для оказания экстренной медицинской помощи железнодорожникам и членам их семей в 40-е годы была организована бригада «скорой медицинской помощи». На дому обслуживались по мере поступления вызовов, в те годы автомашин не было, и фельдшеры выезжали на вызов на телеге, запряженной лошадьми, в штате больницы был конюх. Вспоминает врач Софья Романовна Суховерхова: «Я сама не верила в бога, но когда везла тяжелого больного на телеге, то всегда молилась, чтобы довезти его до больницы живым». Врачам и конюхам выдавалась спецодежда: тулуп и валенки.
В 1981 году коллектив детского отделения переехал из старого каменного здания в новое — трехэтажный корпус, где все помещения, палаты для больных детей, бокс, процедурные кабинеты, физиотерапевтические кабинеты соответствовали требованиям, предъявляемым к детским лечебным учреждениям. В 1977 году был введен в эксплуатацию четырехэтажный терапевтический корпус, в котором на 1 этаже располагалось неврологическое отделение, на 2 этаже — кардиологическое, а 3 и 4 этажи занимала общая терапия.
Больницу в свое время возглавляли легендарные врачи. В апреле 1939 года начальником объединенной железнодорожной больницы был назначен Лев Моисеевич Волчегурский. Он проработал на этой должности более 35 лет, до 1963 года. После него начальником Отделенческой больницы станции Актюбинск назначается Виктор Георгиевич Мочалов.
С 1988 года и последние 20 лет главным врачом железнодорожной больницы работает врач-хирург высшей категории, опытный организатор здравоохранения, кандидат медицинских наук Кыдырсиык Ергалиевич Ергалиев. Под его руководством больница пережила самые сложные периоды реформирования здравоохранения в 90-е годы.
Шолпан ТУЛЕУЛОВА