Две трети обращений в профильный департамент приходится на сферу розничной и электронной торговли.
В региональный департамент торговли и защиты прав потребителей за первое полугодие этого года поступило 656 обращений от покупателей и получателей услуг, что почти на 10,4% (+52 обращения) больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Как рассказал исполняющий обязанности руководителя департамента торговли и защиты прав потребителей по Актюбинской области Багжан Тлегенов, большая часть обращений, а это 67,53%, пришлась на розничную (278/42,38%) и электронную торговлю (165/25,15%).
Остальные обращения приходятся на сферы бытовых услуг (71/10,82%), а также ЖКХ (44/6,71%). Еще 98 обращений (14,94%) касаются транспортных, туристических услуг, области финансов, общественного питания, связи, медицины, образовательной сферы.
— Департаментом 394 обращения потребителей, а это 60 процентов от общего числа поступивших, решены удовлетворительно. 121 потребителю даны разъяснения и оказана правовая помощь. 97 обращений потребителей перенаправлены в соответствующие государственные учреждения в соответствии с их компетенцией. С начала года потребителям возмещен материальный ущерб на сумму 91 миллион тенге, — отметил Багжан Тлегенов.
По информации спикера, потребители практически ежедневно сталкиваются с такими случаями, где нарушаются их права:
— отказ в обмене/возврате товара надлежащего качества в течение законом установленного срока — 14 дней;
— отказ в ремонте/обмене некачественного товара;
— некачественное обслуживание, невозврат средств за неисполненные услуги (цеха по изготовлению мебели, салоны красоты, СТО, ателье и другие);
— нарушение сроков поставки товара в сфере электронной торговли, предоставление некачественного товара и низкое качество заказанного товара;
— непредставление информации о продавце, об уполномоченном органе, информации о товаре и о правах потребителя;
— факты обмана потребителей (несоответствие цены на прилавке магазина и в чеке, введение в заблуждение относительно товарных качеств, обвес, обсчет и другие);
— непредставление ответа на претензию потребителя.
За первое полугодие 2024 года были приняты административные меры в отношении 128 субъектов предпринимательства.
Из них:
— по нарушениям прав потребителя приняты меры в отношении 22 субъектов;
— по нарушениям деятельности в торговой сфере приняты меры в отношении 106 субъектов.
90 административных мер в виде предупреждений и 38 штрафов вынесено с начала года.
Административные меры принимались к субъектам предпринимательства за такие нарушения:
— отсутствие цены на товар в магазинах;
— увеличение размера торговой надбавки, установленного законодательством Республики Казахстан «О регулировании торговой деятельности»;
— непредставление ответа на претензию потребителей в течение 10 календарных дней;
— отсутствие информации для потребителей в учреждениях субъектов предпринимательства;
— нарушение законодательно установленных требований по замене, возврату товара надлежащего качества и ненадлежащего качества;
— непредставление потребителям информации о товаре, услуге.
При судебном рассмотрении случаев нарушения прав потребителей департамент участвует как третья сторона в защите их прав.
За первое полугодие 2024 года ДТЗПП области принял участие в 31 судебном заседании, в результате которых суд вынес решение о взыскании денежных средств на сумму 62,4 миллиона тенге в пользу 40 потребителей региона. В данных случаях суд рассмотрел нарушение прав потребителей в сфере туризма, розничной торговли и бытовых услуг. Вынесено решение в отношении субъектов предпринимательства, помимо возврата денег за некачественные товары или неоказанные услуги, возместить судебные расходы и моральный вред потребителям.
Владимир БУРЬЯНОВ
Иллюстрированное фото из открытых интернет-источников