Владельцы кафе, ресторанов, гостиниц и торговых домов теперь должны платить за музыку, которая звучит в их заведениях. Возмущенным бизнесменам объяснили, что от этого никуда не денешься: в противном случае им грозит огромный штраф. О защите авторских прав — наша Главная тема.
Согласно Закону РК «Об авторском праве и смежных правах» за использование отечественных и зарубежных музыкальных произведений, исполняемых в местах общественного посещения, предусмотрена выплата авторского вознаграждения. Данный закон принят еще в далеком 1996 году, но власти настойчиво взялись выполнять его только сейчас. Прежде чем приступить к повальным проверкам, сотрудники департамента юстиции пригласили заинтересованных лиц к открытому диалогу. На семинар приехали представители авторских обществ, которые осуществляют сбор авторских вознаграждений от имени исполнителей и авторов музыкальных произведений. Было время, когда в Казахстане действовало всего одно общество по защите авторских прав. Авторы были возмущены данной ситуацией. «Не можем защитить свои права так, как мы сами того желаем», — сетовали они. В настоящее же время в Казахстане аккредитовано уже 9 подобных организаций. Именно они могут обратиться со своими заявлениями, претензиями в правоохранительные органы о привлечении к ответственности нарушителей — тех, кто не платит авторские вознаграждения. Но и сейчас есть недовольные, которые говорят, что авторских компаний стало больше, чем нужно. Именно поэтому Министерством юстиции поднимается вопрос о доведении их числа до минимума.
— Я против такого подхода, — заявил представитель РОО «Исполнители казахских песен» Арман Игиликулы. — У пользователя, владельца кафе и ресторанов должен быть выбор.
Сумма сбора и методика начисления за интеллектуальную собственность у каждой организации разная. К примеру, собрание авторов РОО «Казахстанское авторское общество» установило такие ставки: за использование музыки в ночных клубах предприниматель должен платить до 4 минимальных размеров заработной платы (МРЗП) ежемесячно. На сегодня он составляет 17 439 тенге. Облагаемый сбор в ресторанах и кафе будет зависеть от посадочных мест и колеблется от одного до трех МРЗП. В барах, бистро и некоторых других общественных местах установлена такса в размере одной минимальной зарплаты.
Необходимо отметить, что предприниматели должны платить авторским обществам эту сумму независимо от наполняемости зала и кратности звучания музыки. Что интересно, к нашему городу, где проживает около 400 тысяч человек, применим коэффициент 0,85. То есть на 15 процентов уменьшается сумма авторского вознаграждения. Эта ставка может быть снижена еще в зависимости от отдаленности заведения от центра города.
Сумма авторского вознаграждения у некоторых авторских обществ исчисляется минимальными расчетными показателями. МРП на сегодня составляет 1 618 тенге. Постановлением Правительства определено платить за каждое посадочное место 0,1 МРП. У заведений есть выбор, с каким из девяти ак-кредитованных авторских обществ заключить договор.
— Где взять такие деньги?! — недоумевают предприниматели.
— Совсем недавно коллеги из Польши провели простой социологический опрос, в ходе которого задали всем пользователям музыки (бары, рестораны, магазины) вопрос: «Если выключить музыку, будут ли к вам ходить клиенты?», на что получили единственный ответ: «Нет». Поэтому, если музыка играет достаточно большую роль в продвижении ресторанного бизнеса, то для получения определенного дохода соответственно необходимо выплачивать вознаграждение за пользование тех или иных произведений непосредственно авторам, — рассказала представитель некоммерческой организации по защите авторских и смежных прав «Аманат» Меруерт Жумагельдинова.
Есть ли
лазейки?
Кстати, ресторанам, кафе и другим заведениям придется платить и за работающие радио или телевизор. Бизнесмены против такого новшества, поскольку они включают радио или ТВ, «чтобы слушать новости, а не музыку».
— Конечно, это ваше право, — поясняют представители обществ. — Вас не заставляют оплачивать за информационный блок. Но если инспектора авторских обществ услышат фоновую музыку даже в туалете, заведению не избежать штрафов.
За каждую озвученную песню придется выплатить 348 тысяч тенге, а за три песни можно отдать миллион. Правда, эти деньги взыскиваются в судебном порядке по гражданскому иску от авторских обществ как за незаконное использование произведений.
— Понимаем, что вы, предприниматели, защищаете свои интересы. Но, поймите, автор не спал ночами, сочинял песню, которая сегодня пользуется популярностью. Вы включаете радио с его песней, приходят посетители, слушают ее — на этом вы зарабатываете. Почему же автор не может получить часть вознаграждения от вашего дохода? — недоумевают представители авторских обществ, обращаясь к бизнесменам.
Был отдельный вопрос на семинаре по свадьбам и другим торжествам, которые проходят в увеселительных заведениях. Как пояснил Арман Игиликулы, в данном случае ответственность несет юридическое лицо, которое разрешило на территории своего заведения озвучить музыку для публики.
— В Шымкенте гонорар нашему обществу платят только два тамады. Эти авторские сборы они вносят не за проведение свадеб, а за использование в своем сценарии наших произведений, — подчеркнул представитель РОО «Исполнители казахских песен».
В то же время владелец заведения может не платить авторскому обществу в определенный период. В «мертвом» сезоне или во время ремонта здания он может заранее оповестить авторское общество и взять «каникулы». Правда, такие освобождения не могут быть бесконечными.
— Наши организации не коммерческие. Мы не наживаемся за счет предпринимателей. Все прозрачно, и вся информация висит на наших сайтах, — заверили представители авторских и смежных прав.
По словам актюбинского представителя казахстанского авторского общества (КазАК) Константина Крохина, они заключили международные договора с иностранными коллегами. Сейчас число зарубежных обществ перевалило за шестьдесят.
— КазАК наделено полномочием собирать сборы от имени этих обществ в Казахстане, то есть общественные объединения защищают авторские права не только отечественных, но и зарубежных исполнителей, — пояснил Константин Крохин.
В защиту авторов высказалась директор кукольного театра «Алакай» Асия Курманалина:
— Хочу сказать своим землякам, что Казахстан давно вышел на международную арену не только по юридическим и экономическим вопросам. Наконец-то наша страна серьезно подходит к защите интеллектуальной собственности.
— Ну попробуйте сами создать музыкальное произведение, — обратилась она к предпринимателям. — Наши поэты, музыканты не такие богатые люди. И то, что сегодня идет такая работа, это шаг в защиту певцов, музыкантов, композиторов. Конечно, мы только учимся, но главное — все делается в рамках правового поля.
Диалог с предпринимателями
Тимур УБИШЕВ, начальник отдела по правам интеллектуальной собственности департамента юстиции:
— Закон «Об авторском праве и смежных правах» действует с 1996 года. В прошлом году в него были внесены изменения. Но скажу прямо, что до сего дня никого не подвергали проверкам по этой части. Сегодня мы решили собрать соответствующих лиц и донести до каждого его обязанности касательно авторских прав. Для этого к нам приехали представители авторских организаций из Алматы, Шымкента, которые подробно осветили тему и ответили на вопросы предпринимателей. Хорошо, что у нас состоялся диалог.
Во всех СМИ заранее прошла информация о предстоящем семинаре, еще более 80 пригласительных писем разнесли лично сотрудники департамента юстиции. Пришел тот, кому небезразличен его бизнес. Никого из присутствующих мы не записывали. У нас нет желания работать на показатель, нас не интересует количество привлеченных к ответственности. Нам хотелось бы, чтобы все работали в правовом поле, не нанося ущерб ни себе, ни другим.
Доля сбора авторского вознаграждения
по регионам за 2010 год
в % соотношении
Алматы 75,3
Астана 4,0
Атырау 0,5
Актобе 0,9
Актау 0,8
Жезказган 0,0
Караганда 3,4
Костанай 1,2
Акмола 1
Кызылорда 0,2
ЗКО 0,8
ВКО 2,2
Павлодар 2,4
СКО 2,4
Семей 0,9
Тараз 0,8
Талдыкорган 0,7
и Алматы
ЮКО 2,3
Поступления из 0,2
зарубежных
обществ
Итого: 100
Источник: Казахстанское авторское общество
Слово автору
Орал БАЙСЕНГИР, автор популярных песен:
— 90 процентов актюбинских певцов исполняют мои произведения. Песню «Нұр Астана» в исполнении трио Мирас и Куралай Бекжановых, Динары Кырыкбаевой крутят по центральным каналам. Еще одна песня «Күн мен Ай» в соавторстве с известным композитором Бейбитом Оралулы в исполнении Аллабергена Жаксыбаева получила высшую премию на «Азия дауысы». Жадыра Арыстанова, Канат и Светлана Айтбаевы, те же Бекжановы не раз представляли мои произведения на международных конкурсах. Написал песни, посвященные Байганинскому, Темирскому, Мугалжарскому районам. Ежедневно слышу свои песни по ТВ и радио, но никогда еще не получал за них гонорар.
Единственный случай, когда я получил вознаграждение за свое творчество, произошел года 3-4 назад. Я написал пьесу «Жақсылық пен жамандық» («Что такое хорошо, что такое плохо»), которую поставили на сцене нашего театра. Через какое-то время на меня вышли представители Казахстанского авторского общества и сообщили, чтобы я получил деньги за авторство. В банке мне выдали разовый гонорар, около 50 тысяч тенге.
В целом, тема авторского права — как нескончаемый анекдот. Творческим людям говорят, чтобы они зарегистрировали авторство на свои произведения в надлежащих органах. А нам порой даже стыдно собирать бумаги, ходить по конторам. Ведь для этого нужна еще нотная запись без ошибок. Многим «народникам» это не под силу или просто некогда. Акыны раньше никогда и ничего не писали. Все было устно, и мы являемся их потомками.
Могу сказать, что у нас не налажена связь между авторскими обществами и распространителями. Мы не знаем друг друга. Поэтому и они должны проявить активность, чтобы закрепить наше авторство в рамках закона.
Канат АЙТБАЕВ, директор областной филармонии имени
Г. Жубановой:
— На меня как-то вышли представители КазАК, Казахстанского авторского общества, и попросили получить энную сумму. Возможно, они прослеживают все телеканалы, радио и других распространителей музыки по стране и выбивают деньги авторам. Не могу сказать, что суммы большие, но я получаю изредка вознаграждение за свой интеллектуальный труд. Хотя как-то один из популярных авторов промолвился, что получает в месяц 80-100 тысяч тенге.
Что касается филармонии, то мы ежемесячно отправляем в Казахстанское авторское общество отчет о проведенных концертах, где указываем, чьи произведения исполнялись на нашей сцене, а после перечисляем деньги. Так что мы авторам платим.
Роман АКЧУРИН, бард:
— Еще в 2003 году был выпущен мой дебютный альбом. После этого друзья посоветовали закрепить свое авторство на него. На следующий год мы с супругой нашли местного представителя авторской организации Константина Крохина, который помог грамотно составить договор. В результате я передал все свои права данному обществу. В том же 2004 году записал еще один альбом. Кстати, после выхода альбома два экземпляра отправили в Алматы, в авторское общество.
За меня всю ситуацию прослеживает данное общество и перечисляет гонорар. Это значит, что авторское общество в Казахстане работает, и бардовские песни востребованы, их поют в других городах. Не скажу, что это большие деньги. Бывает, средства поступают ежеквартально, иногда в течение полугода ничего не поступает.
Еще одну выгоду от контракта с данным обществом увидел, когда пересекал таможню лет пять назад. Я ехал в Россию на фестиваль и захватил несколько десятков дисков. Во время досмотра таможенники начали расспрашивать о происхождении большой партии альбомов. Ведь Роман Акчурин — мой творческий псевдоним. Ситуацию спас договор, заключенный с авторским обществом.
Скажу одно: соблюдение авторских прав на законных основаниях — это и удобно, и выгодно. Ведь в случае моей смерти авторство сохраняется за моими детьми и внуками еще в течение полувека.
Над Главной темой работал Абат КАРАТАЕВ