Казах из Парижа встретился с родственниками и нашел мавзолей своих предков благодаря газете «Актюбинский вестник». Также удалось узнать, что разыскиваемый предок является исторической личностью, а его мавзолей в Иргизском районе — памятником архитектуры кочевников.
Его величество случай
После выхода материала «Алимовские кыргызы» («АВ» от 11 июля 2013 года) известного этнографа Рахима Бекназарова на сайте газеты был оставлен комментарий, где читатель под ником Жан просил разузнать что-либо о своем прапрадедушке Назаре по фамилии Кабак из рода шомекей. По его сведениям, он был довольно известным и умер в молодом возрасте, а также похоронен в Иргизском районе Актюбинской области. «…Я слышал, что его могила до сих пор сохранилась. Кто знает или слышал о нем что-то, прошу: напишите», — просил Жан.
Редакцию «АВ» нередко посещает редактор газеты «Ырғыз» Марат Мырзалы. Вот к нему мы и обратились за помощью. Из его рассказа выяснилось, что похожий мазар находится недалеко от села Нура Иргизского района. Тут же мы попросили нашего читателя созвониться с нами, и через пару дней с редакцией связалась женщина, отправившая комментарий-запрос от имени сына Жандоса.
Разыскиваемый Назар приходится ей прадедушкой по материнской линии, поэтому они с сыном хотели бы найти могилу предка и воздать должное его памяти.
Тем временем мы продолжали поиски сведений о Назаре и его потомках на территории Актюбинской области. И результаты не заставили себя долго ждать. Большую помощь в этом оказал инспектор областной госинспекции по охране историко-культурного наследия, уроженец той местности Бекарыстан Мырзабаев. Мы нашли правнука Назара, великого борца, а ныне ветерана спорта Шынбая Снадина, рассказали о письме. И вот спустя всего две недели родственники Назара встретились в селе Комсомольском Айтекебийского района, чтобы отсюда уже вместе отправиться в Нуру. Вместе с ними выехал и корреспондент «АВ».
Итак, знакомьтесь: наша героиня Кульшат Басанова. Именно она оставила комментарий к нашей публикации. Родилась и живет в городе Жетыгара Костанайской области. Назар Кобеков — отец ее бабушки Айши по материнской линии. Шынбай Снадин прямой правнук Назара. Его дедушка Баймагамбет и бабушка Айша были родными братом и сестрой. Всего у Назара было 5 сыновей и 2 дочери.
— Айша была младшей дочерью Назара, — поясняет Кульшат Басанова. — Она родилась в 1903 году и умерла в 1985-м, в 83 года. До этого мы слышали от нее, что Назар был грамотным человеком и оратором, а также разрешал споры между сородичами. К сожалению, в молодости особо не вникали в подробности о жизнедеятельности нашего прадеда.
— Как-то говорила об ауле Дукен, но я подумал, что речь идет о магазине, — присоединяется к разговору брат Кульшат Жумабек Басанов.
Но получилось так, что в начале июля Жумабек познакомился с одним человеком из соседнего аула, который в ходе беседы рассказал, что знает, где похоронен дед Назар, и сообщил, что его мазар сохранился. Правда, гость видел могилу в середине 90-х годов. После этого Жумабек сразу же засобирался в дорогу. Услышав об этом, загорелись желанием поехать и остальные родственники.
— Начала искать информацию в интернете и наткнулась на сайт вашей газеты, куда и обратилась с запросом, — рассказывает Кульшат Басанова. — Правда, перепутала имя дедушки. Когда вытащила свои записи, оказалось, что отца Назара звали не Кабак, а Кобек. Сведения о нем оставил мой папа в глубокой молодости. Увы, искать свои корни начинаешь только после смерти родителей. Но буквально в течение двух недель мы оказались здесь.
В Актюбинскую область из Жетыгары приехали 7 человек: Кульшат апа с мужем Болатом и двумя сыновьями Максотом и Жандосом, а также Жумабек Басанов с супругой Карашаш и сыном Ерболом. Кстати, старший сын Кульшат Максот Жаркумбаев приехал из Парижа, где работает и учится.
— Что удивительного, во время поездки мы нашли здесь прапрадедушку и по отцовской линии, Басана. Он похоронен рядом с ним. Поэтому, пользуясь случаем, хочу обратиться к актюбинцам: если кто-либо знает сведения о нем и его сыне, нашем прадедушке Кыстаубае, прошу помочь. Нам ценна любая информация, — просит Кульшат Басанова.
На территории Нуринского сельского округа Иргизского района похоронены отец Назара Кобек и дедушка Толеген.
Вот что рассказывает актюбинец Шынбай Снадин, правнук Назара Кобекулы:
— Мы хорошо общались и часто ездили к друг другу. Но в последний раз я видел бабушку Айшу в 1984 году, когда она приезжала на похороны моего отца. Через год ее не стало, о чем меня не оповестили. Позже выяснилось, что просто телеграмма не дошла до нас. О ее кончине услышал через 10 лет. Тогда же узнал, что в живых уже нет и дядей Сайлаубая, Куаныша и других. Ушли из жизни друг за другом многие старшие, а молодым было не до нас. Да и времена настали тяжелые. Но спустя 30 лет мы — потомки дедушки Назара — нашли друг друга.
— Когда услышал весть из Жетыгары спустя столько времени, сразу же понял, что кровь никогда не отпустит (қан жібермейді). Родственные чувства остаются у тех, кто сохранил свою родословную. Они всегда будут искать своих предков. Это тем, кто изменил своим генам, все равно. Не скрою, была обида на то, что нас не известили о кончине моих родственников, но когда услышал утром по телефону их голоса, растаял и не заметил, как сел на такси, и вот я здесь, — делится своими радостями Шынбай ага.
По его словам, два года назад он побывал в местности Дукен Нуринского сельского округа и поставил памятный знак на могиле своего прадедушки Назара.
— Отец Снадин часто говорил мне о благородных поступках прадедушки. О том, как он освободил из тюрьмы своего сородича, или как благодаря имени Назара его соплеменники нашли приют в далекой Жаманкале (город Орск. — Авт.). Также мне передали, что он был ростом под два метра, светлым и красивым. Не отставала от него и красавица Айша. Чем же я хуже? — от души хохочет Шынбай ага.
Ни белым не служил,
ни красным
Более сведущим в том, что касается жизни Назара Кобекова (1853-1919), оказался Бекарыстан Мырзабаев. По его данным, Назар рос сиротой, несмотря на это, смышленый парень получил образование на русском языке. У Кенжегаринского волостного правителя Алмата Тобабергенулы, носившего титул «помощник царя в степи», был писарь русский, а юный Назар служил посыльным (ат-қосшы) при нем. Когда волостью стал править Самрат Алматулы, он стал его делопроизводителем. Начиная с 1912 года, выписывал газету «Искра». Кстати, в 1916 году, когда начался призыв казахов в ряды царской армии для тыловых работ, Назар Кобеков добровольно отказался от своей должности. А в 1917 году решил для себя «не примыкать ни к красным, ни к белым», к чему призывал и своих сородичей.
Помимо русской грамоты, Назар Кобекулы в свое время научился у одного из первых казахских врачей Мухамеджана Карабаева делать инъекции. В результате после спас целые аулы от эпидемии оспы. За такую способность снохи называли его Шанышбай ата или Шанышбай қайнаға.
В числе заслуг Назара Кобекулы — открытие на территории нынешнего Нуринского сельского округа казахско-русской школы, для чего он пригласил одного из образованных людей Тургайской степи Токтара Тунгашина. В ней два года учился и дедушка редактора газеты «Ырғыз» Марата Мырзалы. Здесь учился его сын Сайран, который затем продолжил обучение в САГУ в Ташкенте. Кстати, он учился вместе Темирбеком Жургеновым. Умер от открытой формы туберкулеза.
Помимо этого, Назарчик (так его называли в юном возрасте русские) отличался находчивостью и, благодаря своему юмору, выходил из тупиковой ситуации даже в споре со своими покровителями.
О прозорливости Назара Кобекулы свидетельствует такой факт. Видя, что царское правительство начинает завоевывать казахские земли, он сделал картографию территории сородичей и предоставил схему уездному начальнику. Назар убедил его в том, что впредь земельные споры должны решаться на документальной основе.
Бекарыстан Мырзабаев рассказал еще много историй об его ораторской способности. К примеру, знаменитого Базар жырау обвинили в конокрадстве, потому тот убежал с берегов Сырдарьи в Иргиз. Здесь его арестовали и посадили в Иргизскую тюрьму. Назар использовал все свое красноречие и доказал, что поэт в степи никак не может быть вором. Его доводы были настолько убедительны, что Базар жырау получил свободу и сразу посвятил Назару песню, которая известна потомкам.
Кроме этого, Назар Кобеков увидел в юном Турымбет жырау будущего поэта и помог его становлению и прославлению. Или еще один пример: его сородичи выехали торговать в Жаманкалу и по пути попали в сильный мороз, а местные жители в свои дома их не пускали. Однако, узнав, что путники из аула Назара, сразу же открыли двери.
Женщины аулов всегда опасались приезда Назара Кобекова, так как он всегда прямо указывал на недостатки. Свою критику он преподносил без ругани, даже без приказного тона, в то же время требовал соблюдать чистоту не только в домах, но и во всей округе.
Назар Кобекулы умер в 1919 году. Он не был богатым, но его родственники в знак благодарности за то, что он сделал для родного края, воздвигли в 1920 году мавзолей, пригласив искусных мастеров.
Обойти его
невозможно
Так говорит о мавзолее Назар тамы доктор исторических наук Рахим Бекназаров и ссылается на монографический труд известного ученого Серика Ажигали «Архитектура кочевников, феномен истории и культуры Евразии», выпущенный в 2002 году.
«…Определенное значение для изучения мемориально-культовой архитектуры казахов имели работы, проведенные отдельными отрядами экспедиции в 1998 году в Иргизском и Шалкарском районах Актюбинской обл. Так, в Иргизском районе был обследован ряд малоизвестных памятников… Наибольший интерес представляет мавзолей Назар тамы, расположенный в низовьях реки Олькейек, в левобережной части, к северу от поселка Нура. Это подпрямоугольный в плане купольный памятник с более широкой, за счет угловых выступов, входной частью. Последняя решена в виде поперечного тамбура, крытого пятью куполками. Основной зал мавзолея подквадратный в плане, имеет купольное перекрытие (ложный свод) конического очертания, в верхней части обрушившееся. В интерьере у северной стены расположено надгробие типа «сагана» из саманного кирпича, частично разрушенное. Всего, по сведениям информаторов, в камере имелось пять захоронений. Углы здания решены в форме выступающих башенок. Памятник возведен на небольшом возвышении (виден издалека), из сырцового кирпича (40х18х12 см) на глинистом растворе; внутренняя поверхность стен обмазана глиносаманным раствором.
Как видно, мавзолей Назар тамы представляет собой весьма типичный памятник североприаральской школы зодчества. По композиционно-планировочному решению он принадлежит по нашей классификации к типу «многокамерных мавзолеев с усложненным входным тамбуром».
Абат КАРАТАЕВ