Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Абай и современная эпоха

Статья Президента РК Касым-Жомарта Токаева «Абай и Казахстан в ХХІ веке» воспринимается нами как продолжение программной статьи Елбасы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Она призвана расширить наш кругозор и вывести на новую ступень духовное развитие.

Идеи Абая пережили три эпохи: колониальной политики царизма, Октябрьской революции и эпоху становления независимого, суверенного государства. Творчество Абая сыграло выдающуюся роль в развитии общественно-политической и философской мысли Казахстана XIX-XX веков, в формировании у народа нового взгляда на национальный менталитет. Имело огромное значение в становлении современной литературы, культуры и искусства в Казахстане и сопредельных тюркоязычных странах. Ныне нет ни одной сферы духовной жизни в стране, где бы не ощущались традиции поэзии, философских, этических, эстетических воззрений Абая.
Трудно найти на всей казахской земле человека, который в конце XIX и начале XX веков, да и сейчас, пожалуй, мог бы соперничать с гением научной, философской и художественной мысли, каким был великий Абай. Он открыл новые пути развития родной литературы, его творчество явилось воплощением духовных, творческих сил казахского народа, мудрости, свободолюбия, патриотизма. С его творчеством связано утверждение в казахской литературе реализма, создание казахского литературного языка. Плодотворное влияние Абая сказалось во всех областях казахской культуры и искусства.
Поэт еще при жизни сотворил себе памятник. Памятник гению, открывшему путь к освобождению личности. «Человек, утративший свободу, теряет половину своего ума, совести и таланта», — так в стародавние времена пел, повествуя о греках, слепой Гомер.
— Пойми меня сердцем своим –
Для тебя загадкой стану.
С бесправием боролся,
в бездорожье путь искал,
С тысячью один бился – не осуждай,
— обращался к грядущему поколению поэт, видимо, стремясь раскрыть сложную обстановку политической ситуации той эпохи, в условиях которой продолжало совершенствоваться его поэтическое искусство. Творчество казахов вмещало в себя необозримо богатые духовные ценности, почти нетронутые печатной литературой. Наиболее полно из этого источника почерпнул Абай. Он сочинял стихи, опиравшиеся на мироощущение аульной массы, отражавшие жизненные устои, быт кочевников.
В жизни и творческой биографии Абая Семипалатинск занимает особое место. Здесь он учился в медресе имама Ахмета Ризы, посещал русское приходское училище, библиотеку, где встречался со своими друзьями – лучшими представителями освободительного движения России. Город, пожалуй, являлся самым крупным культурным центром Казахстана того времени, его с полным основанием можно было назвать казахстанским Петербургом. Семипалатинск стал местом ссылки Ф.М. Достоевского, написавшего здесь отдельные главы «Записок из Мертвого дома», повести «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели». Именно отсюда началось знаменитое Кашгарское путешествие Ш. Уалиханова, посещали город такие знаменитости с мировым именем, как
П.П. Семенов-Тянь-Шанский, А. Гумбольдт, П. Паллас, Дж. Кеннан и др. Судьба Абая, его поэтическое наследие не могут быть оторваны от эпизодов его пребывания в этом городе.
Частые визиты в Семипалатинск оказались весьма благотворными в плане углубления его самообразования. В исследованиях послевоенного времени учеба Кунанбаева в знаменитом медресе муллы Ахмета Ризы, в которое он поступил в 12 лет, как правило, упоминается лишь вскользь. Тем не менее нам представляется весьма важным выделение этого факта как значительного в усвоении талантливым учеником основ мусульманской образовательной системы. В наши дни, когда интерес к религиозным учебным заведениям неизмеримо возрос, нелишне дать некоторые сведения из истории деятельности подобных медресе в ту эпоху.
Кроме теологических предметов, в медресе систематически изучались: фараиз – законы о наследовании и разделе имущества; усул-аль-фиках — юриспруденция; химкат – энциклопедия истории, философии и естествознания; наху – грамматика арабского языка; мантык – логика; акида – догматика. Кроме того, изучались математика, русский язык и др. Во многих медресе, тем более в таком крупном, как Семипалатинском, имелся географический атлас. Охаивание в годы жизни великого поэта системы образования в конфессиональных учебных заведениях осуществлялось колониальной администрацией как политическое средство его дискредитации, что, между прочим, нашло продолжение в годы тоталитарного господства, делавшего рискованным раскрытие роли
обучения молодого Абая в известном медресе. Кстати, если хотя бы бегло перелистать произведения Абая последней четверти XIX века, то бросается в глаза чрезвычайное множество арабских терминов, понятий религиозного толка, вполне доступных для понимания многих казахов той эпохи, когда почти в каждом волостном центре функционировали мектебы – первоначальная ступень исламского просвещения.
Роль Семипалатинского медресе в творческом становлении поэта еще в 1905 г. отмечал Алихан Букейханов в некрологе, опубликованном по поводу кончины гениального поэта. Ценным животворным источником духовного обогащения Абая стал неисчерпаемый фонд общественной библиотеки. Трудно переоценить значение одного из первых книгохранилищ в формировании общественного сознания таких чрезвычайно одаренных людей, как Абай. Американский журналист, один из выдающихся путешественников своего времени Джордж Кеннан, побывавший в Семипалатинске зимой 1885 года, посетив библиотеку, был восхищен чрезвычайным разнообразием ее книжного фонда. «Я был несколько удивлен, найдя здесь, между прочим, сочинения Спенсера, Боклья, Милля, Тэна, Тэйлора, Дарвина, Гэксли, а также романы и повести Скотта, Диккенса, Эдгара По, Дж. Эллиота. В уютной читальне можно было найти все русские газеты и журналы. Такой подбор книг делал большую честь интеллигенции и вкусу как заведующих, так и ее клиентов», — писал он.
Великий поэт был выдающимся знатоком культуры, быта казахского народа и пользовался славой общепризнанного авторитета в области толкования местных обычаев, древних степных законоположений, легенд, преданий и этнографической терминологии. Именно поэтому руководство Семипалатинского областного статистического комитета приняло его в свои действительные члены.
Если Абай, как сын своей эпохи, поднялся на вершину Олимпа поэзии своей мудростью, справедливым отношением к народу, снискал величайшее уважение, то в этом, несомненно, большая заслуга его родного отца, одного из выдающихся личностей эпохи – Кунанбая Оскенбайулы. Долгие годы имя отца мыслителя, давшего ему жизнь, образование, привившего такие качества, как честность, неподкупность, красноречие, так или иначе воплотившиеся во многих жизненных позициях Абая, оставалось в тени. Поэт между тем восхищался великими свершениями своего отца, ставил его в пример другим. С благоговением вспоминая, сравнивал его с легендарными историческими личностями, такими как Ескендир (А. Македонский), Чингисхан, Эмир — Тимир. Чем ближе долгожданный юбилей Абая, тем ярче светится звезда его выдающегося отца. Не будь у Кунанбая незаурядных качеств, вряд ли степной гений стал бы одним из самых почитаемых поэтов в мире. Для своих соотечественников Абай прежде всего общепризнанная личность национального величия, не имевшая равных во всей тюркоязычной словесности второй половины XIX – начала XX веков.
Сущность самого Абая, его значение для казахской литературы и духовного развития народа наиболее глубоко и верно поняты только в нашу эпоху, когда созданы реальные условия для развития казахского народа, о прогрессе, о просвещении и культуре которого мечтал великий поэт. Он писал: «Нам известно, что есть ученые и есть мыслители. Не каждый ученый может подняться до уровня мыслителя, но каждый мыслитель — ученый» (Слово тридцать восьмое). Легко догадаться, что под мыслителями Абай подразумевает людей, борющихся за естественные права человека, одержимых идеей, с сильным духом, не отступающих от своей цели во имя истины и правды. И потому он ставит мыслителя выше ученого.
Абай – человек независимый, занимавшийся самообразованием, видел царящее вокруг несоответствие между правами человека и унижением людей. Он старался понять причину явлений, приводящих людей к добровольному рабству перед сильными мира сего, искал ответы. Будучи мудрым человеком, заметил пагубность и тяжелые последствия воцарения в обществе людей с поверхностными знаниями, дилетантов, демагогов. «Между начитанностью и настоящими знаниями, по-моему, такая же разница, как между самой наукой и внешними признаками ее, когда зачастую красноречие выдается за мудрость, а энергичные, быстро соображающие люди сходят за ученых» (Слово тридцать восьмое). Из-под его пера рождались следующие строки: «Кто отравил Сократа, сжег Жанну дАрк, распял Христа, закопал Мухаммеда в верблюжьих останках? Толпа. Значит, у толпы нет ума. Сумей направить ее на путь истины» (Слово тридцать седьмое). Лучше не скажешь. Как будто они обращены к нам, нынешнему поколению, государственным мужам — современным политикам. Сказано просто и откровенно – нельзя народ оставлять в темноте, наедине с собой, в неведении. Нельзя заигрывать с толпой, пренебрегать ею.
Абай, считавший себя ответственным за всех своих соотечественников, был активным подвижником и поборником демократических идей и взглядов. Он не только боролся за свои взгляды, но и старался, чтобы его услышали потомки и продолжили начатое им дело. Поднимал идею справедливого общества, и эти взгляды мыслителя, как говорит Президент РК, «до сих пор остаются ценными для казахстанского общества в ХХІ веке, его благополучия и единства». Также Глава государства Касым-Жомарт Токаев в своей статье отмечает: «Насколько мы сможем показать Абая на высшем уровне, настолько и поднимем дух нашей нации. В эпоху глобализации и информационных технологий слова назидания должны нас заставить задуматься о гуманности. Мы должны достичь той вершины, когда весь мир, говоря об Абае, вспомнит о Казахстане. Нам необходима вершина, на которой другие народы признают: «Казахский народ – народ, породивший Абая». Это стало бы для нас большим уважением и почетом. С этой точки зрения, любое возвеличивание Абая не будет лишним».
Алтай Тайжанов, доктор философских наук, профессор

Колонка "Взгляд"