«О, казахи мои, мой бедный народ!» Эти слова Абая Кунанбаева всплывают в памяти все чаще и чаще. Философ, поэт, патриот нещадно раскрывал пороки своего народа. Его больно задевали социальное зло, невежество соотечественников.
Вспомнила недавно. В «совковые» годы навестили мы как-то родственников в военном городке Эмба-5. Вечером собрались соседи, коллеги. За разговором кто-то из военнослужащих российской части произнес словосочетание: «местное население». «Какое население?» — не поняла я. «Ну, казахи. Обидно же, если их так называть. Мы тактично говорим: «Местное население». Я поразилась тогда: «Что обидного в слове «казах»?
Другой пример. В гости из поселка приехал парень. Собираясь на улицу, он каждый раз снимал часы. «Вдруг кто-нибудь спросит по-русски: «Который час?». Я же не смогу ответить». Стыдно было не знать русского языка, стыдно было говорить на родном.
Слава Богу, прошли те времена. Независимость вернула нам культуру, традиции, язык, мы превозносим их сейчас как великое достояние народа. Но твердо встать на ноги казах еще не может. Почему? Этот же вопрос «Почему?» несколько раз звучит в «Словах назидания» Абая. И становится как никогда актуальным сейчас.
Почему религия в наши дни покрыла лицо черным платком и густой бородой? Разве можно понять причины, побудившие истинного верующего в мирное время взяться за оружие? «На чем бы основывалась религия, не будь разума? Добро и Зло созданы Всевышним, но не он творит их», — пишет в раздумье Абай.
Отчего мы, как и в прежние времена, полны зависти, корысти, не желаем видеть в другом хорошее, ищем пророка в чужом Отечестве, не замечая достоинств своих собратьев? Абай недоумевает: «Почему байский сын, обеднев, не стыдится воровства, а идти в услужение к другому баю считает для себя зазорным?» Почему наши парни не стыдятся стоять на дороге, радуясь грошовому однодневному заработку, но не желают работать на полях и стройках? И при этом с презрительным оттенком называют трудолюбивых узбеков «гастарбайтерами». Почему бы им самим не взяться за мастерок и кирку, подвинув с рабочего места мигрантов? А говорить о безработице, социальной неустроенности мы все мастера. Почему?