Туристический маршрут Актобе — Кобда — Жиренкопа весьма нтересен и привлекателен, поскольку проходит по району с богатой историей. Вы можете побывать на некрополе средневековья, пройтись по земле, которую воспевали в эпосах акыны, поклониться могиле Кобыланды батыра, увидеть воочию его прославленный кайрак-тас — каменную глыбу, о которую он подтачивал свой меч перед очередным сражением, и, наконец, посетить аул Булак, где родилась Герой Советского Союза Алия Молдагулова.
Удобен маршрут и тем, что все эти объекты находятся близ международной трассы. Этим и объясняется большое стремление акима Кобдинского района Любовь Исмагамбетовой как можно шире развить туризм у себя на родине. Как говорит Любовь Кабылгужиевна, сегодня уже прорабатываются предложения о музейфикации некрополя Абат Байтак, чтобы создать на этом месте соответствующую базу, инфраструктуру для удобства туристов. И это вполне реально. Пример тому и возведенный не так давно по инициативе акима области Елеусина Сагиндикова уникальный мемориальный комплекс на берегах Большой Кобды в поселке Жиренкопа на месте захоронения легендарного эпического батыра Кобыланды. Возрождение родного аула Алии, который ныне по сути стал музеем под открытым небом.
Сегодня находятся немало энтузиастов из числа коренных жителей, которые, несмотря на отсутствие на некрополе некой базы туризма, проведут вас по всем этим историческим местам. Буквально влюблен в это дело известный краевед Галымжан Байдербес.
Возглавляемое им общественное объединение «Қос Шынар» уже второй год осуществляет благородную миссию — реализует госзаказ по патриотическому воспитанию молодежи. Аксакал возит детей из малообеспеченных семей, детских домов по этим легендарным местам.
— В прошлом году, — говорит Галымжан ага, — в родном ауле Алии, на мемориальном комплексе Кобыланды батыра, некрополе Абат Байтак побывало более 200 детей. Видели бы, как они восхищались великолепием древнего памятника! А питомцы Алгинского детского дома, когда я их повез на комплекс Кобыланды, и вовсе были поражены увиденным. Сказали, будто в сказке побывали.
Впрочем, и сам аксакал когда-то был не менее поражен великолепием этого архитектурного памятника.
Это случилось в 1979 году. Заболела четырехлетняя дочь. И куда только не возил ее к врачам на лечение. От частых инъекций у нее пошло обострение — она не могла говорить. Аксакалы аула посоветовали ему повезти ее к святому месту — на Абат Байтак, зарезать там барашка и дать ас.
— О мавзолее я тогда услышал впервые, — говорит Галымжан ага. — Запротестовал сначала: что вы, какой Абат Байтак, какой ас? Я же коммунист! Ведь тогда на это был большой запрет.
Но болезнь дочери оказалась все же сильнее всяких коммунистических воззрений. Рано утром, тайком, на арбе вместе с женой Фаризой и больной дочерью они выехали из поселка на святое место.
— Вы знаете, я был просто шокирован, даже перехватило дух, когда увидел этот мавзолей, — вспоминает аксакал. — От него как будто шла какая-то магическая сила. Верите-не верите, а впоследствии дочь пошла на поправку. Сейчас она у меня вон какая вымахала.
Лишь тогда Галымжан ага узнал о том, что, несмотря на запреты, в те времена местные аксакалы все равно бывали тайком на древних погребениях, читали молитвы, поклонялись предкам своего рода.
О магической святой силе древнего памятника, здешних захоронениях не перестают говорить в окрестных селах и поныне. Особый интерес к ним и у историков, этнографов, археологов. Для них Абат Байтак — ключ к разгадкам тайн степной Евразии, а для туристов — связующая нить с эпохой Средневековья. И это действительно так. Здешние места до сих пор таят в себе много неизведанного. Древние курганы-могильники, культовые памятники, кулпытасы — их сотни, каждый из которых — богатая летопись истории и культуры. И, конечно же, из глубин веков особо поражает воображение единственный сохранившийся на территории Западного Казахстана памятник древнего зодчества (XIV — XV вв.) — Абат Байтак.
В районном историко-краеведческом музее об этом собран огромный материал. Бережно их хранит старший сотрудник Камила Корпешева.
— Двери нашего музея открыты для всех, — говорит Камила. — Кто бы ни приезжал в район, обязательно заглядывают сюда, чтобы ознакомиться с его экспонатами.
Их собрано здесь много, но буквально слева от входа любого посетителя сразу привлекает внимание макет мавзолея Абат Байтак. «Как? У вас в районе есть памятник такой древности?» — удивляются многие и тут же просят провезти их к нему. Кобдинский район — настоящий кладезь памятников старины. Недавно музей пополнился еще двумя ценными экспонатами — кувшинами эпохи бронзы. Найдены они были в урочище Бегалы в местечке Кызылжар. Археологи предполагают, что там находятся погребения людей из богатого сословия той эпохи. В этом месте некая организация грузила в машины экскаватором строительный песок. А тут такая находка! Работы сразу же были приостановлены. О том, что здесь потревожили бегалинские древние курганы, сообщили в музей учащиеся местной школы. Теперь кувшины эпохи бронзы выставлены на самом видном месте. В этом году археологи намерены произвести в урочище Бегалы дополнительные раскопки. И не только там, но и в районе курганов близ Абат Байтака.
Директор Актюбинского областного историко-краеведческого музея Еркин Курманбеков к воссозданию и сохранению памятника древнего зодчества Абат Байтак имеет, можно сказать, прямое отношение. Ведь долгое время в постсоветский период мавзолей был заброшен, о нем и не вспоминали, а ученый люд посчитал его безвозвратно утерянным. Кто-то и вовсе не относил его к ценным историческим памятникам, отмахиваясь: зачем, мол, нам культовое могильное сооружение. Так вот, будучи руководителем областного управления культуры, Еркин Курманбеков одним из первых поднял вопрос о необходимости его спасения и восстановления и многих тогда удивил тот факт, что в области до сегодняшнего времени сохранился такой древний памятник XIV века.
— Это уникальное сооружение периода Золотой Орды, — говорит Еркин ага. — Аналога ему в архитектурном стиле нет во всем Казахстане. Подобные памятники портально-шатрового типа есть, правда, в Челябинской области России, Башкирии.
…Он виден издалека, за несколько километров, будто подпирает небо. Восемь веков назад неизвестный мастер-архитектор, сооружая его, предусмотрел и эту главную особенность. Он словно маяк в безлюдной степи для заблудившегося путника. Ученые-исследователи предполагают, что в солнечную, ясную погоду величавый его шатровый купол сверкал некогда яркой голубой лазурью. Что это за лучезарный материал, каков его химический состав, как он изготовлен? Ученые пытаются ответить на эти вопросы.
Сам мавзолей построен из жженого кирпича — местного сырца — крепкого, монолитного. Древние мастера использовали для этого в нем молоко и конский волос. По словам директора Актюбинского областного центра истории, этнографии и археологии, кандидата исторических наук Армана Бисембаева, возможно, в этой местности было когда-то огромное поселение, поскольку обломки подобного жженного кирпича найдены во время раскопок и южнее от Абат Байтака, где расположена целая цепочка курганов. По древней традиции так возводилась сагана — это построенные прямо-угольные оградки из того же жженого кирпича, которые затем засыпались землей в виде погребального холма. Проступаемый из-под насыпей кирпич того же самого размера, что и на Абат Байтаке: 25х25 сантиметров, толщиной 5 см. Причем, часто на них имеются следы пальцевых давлений.
— Это своеобразный фирменный знак золотоординских архитекторов, — утверждает Арман. — Мало того, на сырцовых саманных кирпичах тоже были обнаружены какие-то знаки. Скорее, мастер расписывался так.
То, что здесь, возможно, было поселение, основывается учеными и на результатах археологических раскопок: в 2006 году на берегу речки Кобда на срезе были найдены, помимо жженых кирпичей, также остатки выхода золы, костные человеческие останки. Вдоль северного края были обнаружены курганы скифо-сакской эпохи. А уже севернее прослеживается цепочка средневековых захоронений. Исходя из этого, исследователи приходят к выводу, что Абат Байтак является лишь частью огромного комплекса историко-культурных проявлений, связанных с формированием в Западном Казахстане древних мусульманских традиций. Мавзолей, по сути, венец всей цепочки развития мусульманских мировоззрений за 200 с лишним лет. Что характерно, он окружен большим количеством захоронений и более позднего периода — XVIII-XIX и начала XX веков, с хорошо сохранившимися стелами высочайшего камнерезного искусства.
Как полагают ученые, высота мавзолея достигала когда-то 16 метров, основа у него четырехгранная: 8х8, что относится к стилю Средневековья. Кто был мастером строительства, так и осталось тайной за семью печатями. Никаких данных: ни письменных, ни устных. Мы стоим у подножья мавзолея и, прежде чем войти внутрь, попросили местного муллу прочитать молитву. Купол сооружения сразу бросается в глаза: округленный типа барабана, на нем выведены 11 граней в виде ложных окон — больше для изящества. Если смотреть на них издалека — они выглядят в форме орнамента и создают красоту архитектуры. Выше барабана идет купольная часть, похожая на шатер. Поэтому мавзолей относят к шатровому виду. Передняя его часть очень высокая, четырехгранная и сегодня получила название «портальная». Ее восстановили при реставрационных работах в 2004-2006 годах по Президентской Программе «Культурное наследие». Было выделено для этого 32,5 миллиона тенге. Ученые перед этим провели большую научную изыскательскую работу, чтобы установить: был ли портал у памятника или нет? Для его воссоздания обратились к историческим документам.
Кстати, первое описание памятников археологии района было связано с исследованиями российских ученых на территории Оренбуржья и прилегающих регионов Западного Казахстана в середине XVIII века. Петром Рычковым была дана тогда подробная характеристика природно-географических условий региона и др. Созданная во второй половине XIX века Оренбургская ученая архивная комиссия объединила в своих рядах представителей передовой мысли того времени и много сделала для изучения памятников края. Результаты работ энтузиастов и краеведов публиковались в специальном издании «Труды Оренбургской ученой архивной комиссии». В 1910 году французский исследователь Иосиф Кастанье провел самостоятельные раскопки на территории Западного Казахстана и опубликовал обобщающую работу «Древности Киргизской степи и Оренбургского края», в которую вошли описания многих древних памятников культуры. Он один из первых собрал материалы по знаменитому мавзолею Абат Байтак, сделал по нему даже некоторые графические рисунки. В советский период исследования в регионе начались в 20-е годы, но тогда они носили эпизодический характер.
Коренное изменение ситуации произойдет в 70-х, когда был сформирован Западно-Казахстанский отряд в составе археологической экспедиции Института истории, археологии и этнографии Академии наук КазССР, проводившей исследования совместно с сотрудниками Актюбинского областного историко-краеведческого музея. Позднее данное сооружение, можно сказать, было открыто заново. Дополнительным аргументом того, что сооружение можно отнести к XIV-XV векам, послужило и наличие преданий о том, что мавзолей построен над могилой Абата — сына известного философа Асана Кайгы. Как гласит легенда, Абат трагически погиб здесь, в урочище Бескопа, когда по поручению отца искал хорошие, привольные места для перекочевки. Он был сброшен верблюдицей — желмая, и разбился. Мавзолей был построен в кратчайшие сроки всем населением степи. Отсюда и вторая часть названия — байтак, что означает широкий. Основной вариант предания , как пишут исследователи, рассказан жителем поселка Талдысай Кобдинского района Шайким аксакалом в 1980 году.
В основной погребальной камере мавзолея были обнаружены пять надмогильных сооружений типа сагана. Как отмечает в своих исследованиях актюбинский ученый, кандидат исторических наук Рахым Бекназаров, «в центральной могиле был прослежен неполный скелет человека зрелого возраста. На дне ямы среди древесного тлена расчищены железные детали (пластины, скобы, уголки) от крепления гроба. Среди этих вещей была обнаружена железная булава с ребристой головкой и круглой втулкой для рукояти. Ее общая высота 9,5 сантиметра, диаметр втулки 2,6 сантиметра». Что же это могло быть? Посох? Скипетр? Жезл? При любой из этих трактовок ясно, что предмет из центральной могилы мавзолея положен неслучайно и является одним из символов власти, почетности погребенного, сделал вывод ученый. Того же мнения придерживается и Еркин Курманбеков, полагаясь на данные исследований. «Здесь похоронен видный человек, — говорит он, стоя у могильного холма и окидывая взором внутреннее убранство мавзолея. — Такого масштаба сооружение строилось только представителями ханского сословия, выходцами из рода торе. И то, что он, по устным преданиям, был воздвигнут над могилой Абата — нельзя исключить». Еркин ага вспомнил и отдельные отрывки из легенды о том, что род Абата кочевал по территории Западного Казахстана вдоль рек Едиль, Жиренкопа, Сырдарья до Каспия. «Есть эпос под названием «Қрымнын қырық батыры»- рассказывает он. -Так вот в нем приводится, что Абат батыр — выдающаяся личность, оратор, бий, прославленный человек. Среди народа пользовался большим уважением. И не было ему равных по мудрости, богатству среди 40 крымских батыров. Кстати, часть этого эпоса сегодня хранится в Академии наук Казахстана».
Интерпретируя слово «байтак», Еркин Курманбеков связал его с местонахождением здесь когда-то большого поселения. «На этом месте за два года до образования Золотой Орды был город, — говорит Еркин Курманбеков. — Здесь проходил караванный путь. Сами посудите, если в этих местах не было жизни, откуда могли появиться древние захоронения, более 200 с лишним кулпытасов». По предположениям ученых-исследователей, здесь был город Байтак. Два года назад во время раскопок курганов археологи наткнулись на отдельные предметы быта, уникальные изделия, различные украшения. Все эти находки сегодня бережно хранятся в областном музее.
Любовь Исмагамбетова взяла в руки один из обломков жженого кирпича и приложила к уху: «У каждого из них неповторимый звук, если постучите по нему. Вот послушайте». Стучу и прислушиваюсь. Действительно, звуки разные, необычные. «Очень тонкая работа, какое мастерство, — восхищается Любовь Кабылгужиевна. — В 90-е годы как-то реставраторы попытались восстановить разрушенную часть мавзолея обычным заводским красным кирпичом, так он долго не выдержал — разрушился». Зато позже это учли. Специалисты исследовали состав кирпичей, построили в Кобде две печи для обжига, использовали местное сырье, постарались соблюсти всю технологию изготовления мастеров Средневековья — после обжига выдерживали материал в течение 22 дней. На сооружение портала, разрушенной купольной части ушло не менее 30 тысяч жженого кирпича. В октябре 2006 года мавзолей приобрел как бы свой первозданный вид, каким его, видимо, увидел впервые французский ученый Иосиф Кастанье.
Любовь Исмагамбетова обратила наше внимание и на акустику внутри мавзолея. Для ее исследования сюда приезжал заслуженный деятель культуры РК, музыкант, ведущий телевизионной передачи «Қазақтың салт дәстүрі» Юрий Аравин. Впрочем, не только для исследования, но и чтоб снять фильм-заставку о знаменитом памятнике древности. Из Алматы вместе с ним приехала целая съемочная группа. Чтобы запечатлеть звучание кобыза и домбры, пригласили местных музыкантов Жетеса Жамекова и Жайлау Асылханова. Съемочная группа находилась на некрополе до позднего вечера и сняла даже закат на фоне купола мавзолея. Сама аура, обстановка, музыка на народных инструментах внутри мавзолея были непередаваемы, звуки кобыза и домбры ничуть не заглушались, они то опускались, то взлетали ввысь и очаровывали всех слушателей. «Такое было чувство, — говорит Любовь Исмагамбетова, — будто переносишься в тот век и перед глазами предстают события того времени».
Рядом с мавзолеем Абат Байтак расположилось еще одно сооружение — точная его копия, подражание более раннему образцу, но меньших размеров и построенное из сырого материала, не из жженого кирпича, а самана. Поэтому оно под воздействием климатических условий, времени наполовину обвалилось, разрушилось. Построено оно чуть позже и названо в народе «Кыз-аулие». В нем во время раскопок были найдены женские украшения, девичьи костные останки. «В этом сооружении тоже есть какая-то святая сила», — полагают знающие люди. Возле него чаще всего можно увидеть женщин в жаулыках, которые, подойдя, обязательно дотрагиваются до его стен руками.
Вдоль северного края от памятников древней культуры сформировался большой некрополь XVIII-начала XX века, в который входят более 200 стел-кулпытасов. Каждый из них своеобразен. Единственный автор, который известен по ним, это Мыктыбай-тасшы. Его имя выведено на некоторых из них. Такие кулпытасы устанавливали не каждому смертному. Доставляли камни, по мнению исследователей, из Мангыстау верблюжьим караваном. Они легко поддавались обработке и в руках мастеров превращались в настоящее камнерезное искусство. В основном на кулпытасах — арабская письменность, обозначены происхождение, какого рода покойный. Для этого выведена на камне тамга. По ней ученые определили, что здесь покоятся влиятельные люди из рода табын, шекты, кете, ожрай и др. На некоторых из кулпытасов мастера камнерезного искусства использовали геометрические и растительные формы. В западной части некрополя есть еще один кулпытас, который вовсе не похож на другие, и в единственном экземпляре. Это деревянная стела, которая от удара молнии затвердела и окаменела. Ее так и называют — окаменевшее дерево. Это богатая летопись культуры наших предков. И уже сегодня необходимо сделать все, чтобы сохранить эти памятники старины, поскольку время берет свое — часть кулпытасов уже разрушается, некоторые засыпаны землей. Они — живая память истории и необходимы нам и нашим потомкам. Ведь сюда, если завтра открыть по-настоящему туристический маршрут, несомненно, хлынет поток ценителей древности.
А он хлынет. Интерес к памятникам древности большой. Важно теперь наладить хорошую экскурсионную работу. Вместе с акиматом Кобдинского района такую работу областной историко-краеведческий музей уже начал проводить. Его сотрудники тоже выставили у себя на виду макет мавзолея Абат Байтак, других памятников культуры и уже не одного гостя, проявившего интерес к ним, приходилось возить на некрополь, по историческим местам. Так или иначе экскурсионное дело потихоньку набирает обороты по маршруту Актобе — Кобда — Жиренкопа. Так, за комплексом Кобыланды батыра специально закрепили научного работника, опытного экскурсовода. Жиренкопа располагается на казахстанско-российской границе и потому сюда часто наведываются ценители памятников древней культуры из соседнего государства. Для туризма маршрут очень удобный во всех отношениях, так как, помимо многих памятников древней культуры, здесь много и хороших природных заповедных мест. Интересную мысль высказал в перспективе создания туризма, в частности, на некрополе Абат Байтак, и директор центра археологии и этнографии Арман Бисембаев. Как он говорит, сегодня лучшим вариантом было бы превратить некрополь в научно-исследовательский центр в виде музея под открытым небом в комплексе. В то же время для привлечения большего интереса туристов раскопать один из курганов железного века так, как это сделали российские археологи в Челябинской области, чтобы восстановить его подземные структуры. Войдя в него, можно тем самым лицезреть древнее погребение. «У нас это тоже возможно», — говорит Арман.
…Мы уезжали с некрополя уже ближе к полудню. По-прежнему погода стояла солнечная, словно давая возможность нам дольше полюбоваться красотой и изяществом древних памятников культуры.
Жубаныш БАЙГУРИНОВ, Кобдинский район