В нашем регионе практика оказания юридической помощи населению запущена с февраля прошлого года на базе сервисного центра «Antikor Ortalygy».
Уникальный проект
«Адал көмек» — уникальный проект, который появился в 2020 году. В Год волонтера он зарекомендовал себя как эффективный.
Практика показывает, что большинство граждан, столкнувшись с нарушением своих прав, не знает, к кому обратиться, в компетенцию какого государственного органа входят те или иные вопросы и каков порядок подачи обращений. В такой ситуации очевидна необходимость правовой поддержки граждан. Именно этим и обусловлен среди населения высокий спрос на юридическую помощь.
В нашей области впервые практика оказания юридической помощи стартовала с февраля прошлого года на базе сервисного центра «Antikor Ortalygy».
В качестве волонтеров участвуют практикующие юристы, адвокаты, нотариусы, медиаторы, частные судебные исполнители и государственные служащие, которые на безвозмездной основе оказывают юридические консультации. Аналогичная работа проводится и во всех районах региона.
О статистических данных, механизмах взаимодействия и положительных кейсах
Сегодня проект «Адал көмек» достаточно узнаваем среди населения области. Это один из тех проектов, который помогает людям найти справедливость, дарит надежду и реально помогает разрешать трудные жизненные ситуации.
В рамках проекта юридические консультации оказываются в двух разных форматах: офлайн в сервисном центре и в онлайн-режиме — через социальные сети Instagram и Facebook.
На сегодня состоялось более 500 прямых эфиров и проведено 40 приемов граждан.
Обращаясь за помощью, население получает всестороннюю юридическую консультацию, но в отдельных случаях для социально уязвимых граждан правозащитники в формате pro bono, что в переводе с латинского означает «для общественного блага» (pro bono publico), представляют интересы граждан в суде и успешно защищают
их права.
За период реализации проекта имеется ряд конкретных положительных кейсов, где профессиональная помощь, оказанная юристами безвозмездно, помогла разрешить проблемы граждан.
Хотелось бы более широкого анонсирования среди населения данного проекта, так как есть люди, которые нуждаются в правовой поддержке и благодаря консультации могут избежать нежелательных юридических последствий.
О защите прав граждан в суде
Своим опытом поделился адвокат областной коллегии адвокатов Азамат Сагал.
— Участвую в проекте второй год. И могу точно сказать, что людям, не имеющим материальных возможностей, чтобы верить в силу закона, конечно, нужна поддержка.
Кроме того, подобные мероприятия повышают правовую грамотность населения и, соответственно, укрепляют антикоррупционную культуру
в обществе.
В ходе выступлений в прямом эфире я стараюсь поднимать максимально актуальные социальные темы, чтобы люди знали о своих правах и самостоятельно могли их защищать. Каждый эфир обязательно анонсируется.
В основном люди обращаются за помощью по гражданским вопросам в сфере трудовых, семейных, экономических споров, алиментов и финансовых пирамид, — рассказал Азамат Сагал.
Так, во время эфира обратилась мать пострадавшей в ДТП девочки. Решением суда города Актобе исковые требования о возмещении материального ущерба и морального вреда в пользу пострадавшей были удовлетворены лишь частично.
Суд первой инстанции не принял во внимание осложнения, наступившие от полученной травмы, отказав при этом в заявленном ходатайстве о назначении комплексной судебно-медицинской экспертизы. Тем самым нарушено право истца на объективное рассмотрение дела в суде.
— Я подал на апелляцию. К счастью, судебная коллегия вынесла новое решение с удовлетворением исковых требований истца полностью. С виновника ДТП в принудительном порядке взыщут 100 тысяч тенге за материальный ущерб и 500 тысяч тенге — за моральный вред, — подытожил адвокат.
Актюбинка Наталья Филлипович поделилась следующим опытом.
— С моей мамой-пенсионеркой произошел несчастный случай в супермаркете. По неосторожности персонала на нее с высокой полки упал тяжеловесный товар. В результате чего мама получила тяжелые травмы и переломы.
Изначально администрация магазина не признавала своей оплошности и речи о компенсации не было. К сожалению, сразу обратиться за помощью к юристам у нас не было материальной возможности.
Тогда я вспомнила о проекте «Адал комек», информацию о нем увидела в социальных сетях. Сразу обратилась в антикоррупционную службу, объяснила ситуацию. Там мне организовали встречу с медиатором Светланой Балпеисовой. Мы заключили медиативное соглашение с супермаркетом, благодаря чему нам полностью возместили причиненный ущерб. Большое спасибо, — поделилась Наталья.
В департаменте надеются, что данная работа не только повысит правовую грамотность и информированность граждан, окажет посильную юридическую помощь уязвимым слоям населения, но и предотвратит совершение коррупционных правонарушений благодаря открытости и прозрачности
госорганов и юридической поддержке профессионалов.
Арайлым РАХАТ