Сложно переоценить значение транспорта в современной жизни человека. Его влияние на жизнь государства разнообразно и многопланово. Являясь стержневым компонентом сегодняшнего времени, транспорт активно влияет на международное, политическое, социальное, оборонное состояние государства. Экономика любого государства напрямую связана с развитием транспортной и логистической системами государства.
В своем очередном Послании народу Казахстана Главой государства в качестве второй комплексной задачи было отмечено о необходимости параллельно с созданием новых индустрий придать импульс развитию традиционных базовых отраслей — промышленности, АПК, транспорту и логистике.
Решение поставленных Главой государства задач по раскрытию транспортного и транзитного потенциала страны невозможно без реализации комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасности на транспорте и его интеграции в международную систему обеспечения безопасности на транспорте. Надежное обеспечение транспортной безопасности является актуальной задачей, стоящей перед институтами государственной власти, решение которой невозможно без тесного взаимодействия с общественными организациями, субъектами транспортной инфраструктуры и специализированными органами в области транспортной безопасности.
Отдельным вопросом реализации задач по обеспечению безопасности на транспорте являются вопросы пресечения и предупреждения правонарушений на всех видах транспорта и связанное с решением данной задачи реформирование законодательства РК.
Необходимость дальнейшего реформирования законодательства, совершенствование института юридической ответственности были отражены в Послании Президента Республики Казахстан от 31 января 2017 года, где в качестве Пятого приоритета — институциональные преобразования, безопасность и борьба с коррупцией — была поставлена задача по гуманизации административного и уголовного законодательства.
При этом Главой государства было отмечено, что административные штрафы должны быть справедливыми и соразмерными совершенному правонарушению.
Главой 44 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» предусмотрена ответственность за отдельные виды правонарушений, совершенных на транспорте и в дорожном хозяйстве.
Данная глава Кодекса является одной из наиболее подверженных реформированию, однако до настоящего времени со стороны законодателя вопросы ее реформирования были направлены только лишь на ужесточение ответственности за правонарушения, совершенные на транспорте и в дорожном хозяйстве.
Возникает уместный вопрос: ведет ли ужесточение административной ответственности к снижению количества правонарушений и решению задач, стоящих перед законодательством об административных правонарушениях в плане предупреждения совершения новых правонарушений?
Проведенный анализ количества дел, рассмотренных специализированным административным судом (САС) г. Актобе, свидетельствует о неуклонном росте количества рассматриваемых судом дел об административных правонарушениях на транспорте и в дорожном хозяйстве.
Так, в 2014 году судьями САС г. Актобе было рассмотрено 3 949 административных дел данной категории, тогда как в 2015 году, даже с учетом перехода отдельных категорий административных дел, совершенных на транспорте, в разряд уголовных проступков было рассмотрено 5 237 административных дел.
На сегодня количество дел об административных правонарушениях на транспорте и в дорожном хозяйстве составляет почти пятьдесят процентов от общего количества дел, рассматриваемых судьями САС г. Актобе.
При этом необходимо учитывать, что каждое правонарушение на транспорте непосредственно связано с источником повышенной опасности и ставит под угрозу жизнь и здоровье наших граждан.
Приведенные выше статистические данные свидетельствуют о том, что одностороннее повышение репрессивности взысканий не решает задач, стоящих перед законодательством в плане охраны жизни и здоровья человека, предупреждения совершения новых правонарушений.
Прежде всего, указанные вопросы необходимо решать через повышение правового сознания населения, индивидуализацию наказаний за совершенные проступки.
Реалии современной жизни свидетельствуют о необходимости для Казахстана комплексной системы обеспечения безопасности на транспорте, которая должна содержать в себе основные направления повышения защищенности граждан, формирование индивидуального и общественного сознания, активной жизненной позиции и повышение грамотности населения в области обеспечения безопасности населения на транспорте.
Амангельды КАЛМУХАМБЕТОВ, председатель специализированного административного суда г. Актобе.