Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Айтурган Темирова: «Я боялась играть Алию»

Трудно ли входить в образ героини, горячо любимой народом? Почему именно ее выбрали на роль Алии? Какой отпечаток на творческую судьбу наложила работа над фильмом «Снайперы»? Такие вопросы задавались кыргызской актрисе Айтурган Темировой, исполнительнице главной роли в киноленте, снятой в 1985 году.

Организовал эфир мемориальный музей Алии Молдагуловой, модератором выступила старший научный сотрудник Саулеш Тажбенова. Как и прежние онлайн-встречи, эта была воспринята аудиторией очень живо: подписчики музея задавали гостье из чешского Брно нестандартные вопросы. По-другому не могло и быть, ведь кавалер ордена «Достық» Айтурган Темирова сыграла главные роли в культовых советских фильмах, среди которых «Снайперы» стоит особняком.
— Меня и Болотбека Шамшиева пригласили в Алма-Ату, в высокий кабинет, и показали фото Алии, — вспоминает актриса. – Удивилась: когда я успела сфотографироваться в военной форме и с винтовкой? Что-то не припомню. А чиновник от кинематографии сказал, что в силу сильного внешнего сходства только я должна сыграть роль этой девушки-снайпера – так решил первый секретарь ЦК Компартии Казахской ССР Динмухамед Кунаев. Сценарий готов, режиссером назначили Болотбека Шамшиева. Мы оба пытались бунтовать, но руководство «Казахфильма» попросило озвучить условия, на которых мы будем работать. Наверное, главным было то, что Болотбеку разрешили написать новый сценарий.
Если вспомнить о ситуации с получением информации в начале 80-х, то перед терпением и трудом актрисы стоит снять шляпу. Она отыскала двух однополчанок Алии, в том числе напарницу Надежду Матвееву (в фильме это Надя Веткина, которую сыграла Марина Яковлева. — Прим. автора), так ветераны войны стали консультантами фильма.
— Они тоже удивились нашей схожести, но сказали, что Алия была ниже ростом, — продолжила гостья. – Также советчиком выступил их командир Николай Уральский (в фильме он Федор Матвеев, роль сыграл Юозас Киселюс. — Прим. автора), который до последних дней относился к Алие, как к дочери. Все однополчане живо откликнулись, приехали на съемки и были полновесными консультантами фильма и, в частности, меня. А я следовала всем их советам: как повернуть голову, в каком темпе сделать движение, какой смысл вложить во взгляд. По сегодняшний день с напарницами по съемочной площадке мы обращаемся друг к другу только как «однополчанка». Жаль, больше не встретимся ни с Верой Глаголевой, ни с Юозасом Киселюсом…
То, что известно из воспоминаний о нашей землячке, ее боевые друзья тоже подчеркивали: немногословная, сдержанная, упорная, решительная и терпеливая.
— Я очень боялась играть Алию, ведь она — легенда казахского народа, — признается Айтурган Темировна. – Мое амплуа на тот момент было другим, но на «Казахфильме» были уверены, что я справлюсь. Знаете, мое детство несколько схоже с детством моей героини. В силу того, что родители были военными, я знаю, что такое интернат и как там спасает дисциплина. Именно дисциплина помогла мне во время съемок «Снайперов», ведь целый месяц мы жили в Алма-Ате, потом долгое время съемки шли в Белоруссии зимой – это очень непросто. Вживаться в образ помогли не только советы однополчан снайпера, но и суровые условия зимних съемок, а еще – письма Алии сестре Сапуре, экспедиция по местам боев 54-й стрелковой дивизии. И все же главное остается за кадром и вне понимания человека.
Выбором профессии я обязана бабушке, у которой росла: она видела меня исключительно в творческой профессии и всячески следила за моим эстетическим развитием. Это бабушка настояла, чтобы я выбрала музыкально-хореографическое училище, и это ей я обязана поддержкой, когда меня, 15-летнюю, пригласили на съемки фильма «Алые маки Иссык-Куля». Хоть роль и была второстепенной, я получила за нее приз Всесоюзного фестиваля. Потом были роли характерные, почти все главные.
Сейчас Айтурган Темирова проживает в Чехии, но лето проводит на Иссык-Куле с внуками. Был в ее новой биографии и вокальный опыт, и работа на киностудии «Баррандов фильм». Творческий человек не может идти против внутренних порывов, и гостья остается романтической героиней фильмов, сыгранных достаточно давно, но от души.
Татьяна ВИНОГРАДОВА

Фото из открытых интернет-источников

Колонка "Взгляд"