Актюбинская область продолжает поиск деловых партнеров за рубежом. На этот раз наша делегация во главе с акимом области Архимедом Мухамбетовым побывала с официальным визитом в Калужской области — одной из самых интенсивно развивающихся в России. Цели визита прежние: обмен опытом и обсуждение вопросов индустриально-инновационного развития регионов. Особый интерес для казахстанцев представляют сферы машиностроения и сельского хозяйства.
Утром 25 апреля делегация, в состав которой вошли чиновники, бизнесмены, сотрудники посольства РК в РФ, журналисты, осмотрели работу таможенного терминала, логистического комплекса и индустриального парка «Росва». Уместно сделать небольшое отступление и рассказать читателям, что же представляет собой индустриальный парк.
Внешне он напоминает нашу промзону: там тоже расположены офисы, боксы и ангары крупных предприятий. Туда также подведены коммуникации: электричество, водопровод, газ, дороги, канализация. Вся разница в том, что предприятия, разместившие свои производства на общей территории в Актобе, в подавляющем большинстве случаев не связаны общими цепочками. Каждым из семи расположенных на территории Калужской области парков, руководит специализированная управляющая компания. В этой роли выступает государственная организация (ОАО «Корпорация развития Калужской области»), которая оказывает содействие инвесторам по всему спектру юридических, финансовых и технических вопросов.
Что касается логической цепочки, то если говорить более простым языком, в индустриальном парке «Грабцево», например, создано все для производства полного цикла автомобилей «Фольксваген». Помимо сборки легковых машин тут функционируют предприятия, производящие их комплектующие. «Магна Технопласт» занимается выпуском и окраской бамперов, «Япп Рус АС» — производством топливных баков, «Бентелер Аутомотив» — деталей подвесок автомобилей, «Вистеон Рус» обшивает двери машин, «Гестамп-Северсталь-Калуга» производит штампованные детали для кузовов. В скором времени здесь же в «Грабцево» появятся заводы по производству двигателей внутреннего сгорания и автомобильного стекла.
— Правительство Калужской области делает все для того, чтобы привлечь иностранных инвесторов на свою территорию: работа индустриальных парков яркое тому свидетельство, — отметил начальник отдела по работе с инвесторами Агентства регионального развития Эрнест Петросов.
Главы расставили акценты
Глава нашего региона встретился с губернатором Калужской области Анатолием Артамоновым. Губернатор тепло приветствовал своего актюбинского коллегу. В ходе личного знакомства обоими руководителями была обозначена приверженность стратегическому курсу лидеров Казахстана и России Нурсултана Назарбаева и Владимира Путина. Анатолий Дмитриевич также высоко отозвался о лидерских качествах Президента РК и его интеграционных инициативах.
Архимед Мухамбетов четко обозначил интересующие его отрасли экономики Калужской области. Особый упор был сделан на машиностроение. Опыт Калуги показывает, что и актюбинцам по силам освоить эту наукоемкую и дорогостоящую отрасль, даже не имея соответствующих мощностей и квалифицированных кадров. Дело в том, что калужане построили автомобильный кластер с абсолютного нуля. В области никогда не производили автомобили, здесь не было специалистов и инфраструктуры. Сейчас же общие объемы производства автомобилей находятся на довольно высоком уровне.
— Разрешите вам выразить признательность за теплый прием, — с такими словами обратился к Артамонову аким Актюбинской области. — Наша область — один из самых динамично развивающихся регионов Казахстана. Нам интересны такие направления экономики как сельское хозяйство и машиностроение. Пользуясь случаем, приглашаю вас посетить с ответным визитом Актюбинскую область.
В свою очередь Анатолий Артамонов сказал, что с образованием Таможенного союза у Казахстана появился шанс развивать высокие технологии. Особенное преимущество у нашей стороны в налоговом режиме. Он самый льготный среди всех государств-участников ТС. Но тут же честно признался, что у Казахстана есть ориентировочно пять лет, пока его партнеры не примут соответствующих мер.
— Налоговая нагрузка в Казахстане меньше, чем в России. Сегодня многие компании, особенно зарубежные, желающие разместить свои производства на постсоветском пространстве, смотрят на вашу республику как на место, куда можно выгодно вложить инвестиции. Данный факт, конечно, ослабляет наши позиции в плане конкуренции. Тем не менее, вы должны воспользоваться этим и, наверняка, воспользуетесь. Мы сегодня обсудим вопросы нашего сотрудничества. У вас есть много полезных ископаемых, которых нет у нас. У нас же более развит несырьевой сектор. В целом же у нас большие возможности для сотрудничества. Главное — есть желание работать вместе, — подчеркнул губернатор.
Есть соглашение между ТПП
Далее встреча продолжилась уже за закрытыми дверями, после которой оба руководителя вышли к журналистам в сопровождении президента Калужской торгово-промышленной палаты Татьяны Розановой и председателя ТПП Актюбинской области Абая Мырхина. Последние подписали между собой соглашение о совместном сотрудничестве. В соответствии с ним Калужская и Актюбинская палаты на долговременной основе, с соблюдением принципов равноправия, партнерства, взаимной выгоды и учета интересов друг друга будут осуществлять взаимодействие по развитию торгово-экономических отношений между двумя регионами.
— Торгово-промышленные палаты играют заметную роль в наших экономиках, в этой связи сотрудничество двух регионов с подписанием данного соглашения только упрочится, — выразила уверенность по поводу дальнейшего взаимодействия Татьяна Розанова. Аналогичную мысль высказал и ее коллега Абай Мырхин.
«Бентелер»:
запрет на съемку
В целом день 25 апреля был крайне насыщенным. В программе визита были еще посещения ООО «Бентелер аутомотив» и села Воскресенское — одноэтажного жилого комплекса близ Калуги. По отдельной программе начальнику облсельхозуправления Мухтару Джумагазиеву и директору ТОО «Ак-Теп» Нурлану Сагналину калужане показали центр генетики «Ангус». Но обо всем по порядку.
«Бентелер аутомотив» — одно из важнейших предприятий, обслуживающих концерн «Фольксваген Групп Рус». Генеральный директор «Бентелера» Хуберт Коопман подробно рассказал актюбинцам о деятельности компании и организовал им экскурсию по цехам. Интересно отметить, что полный цикл исполнения заказа со стороны «Фольксвагена» составляет 161 минуту. То есть за это время любая из деталей подвески должна быть не только изготовлена, но и в распакованном виде доставлена прямо до конвейера немецкого автогиганта. По словам Хуберта Коопмана, для точного и четкого исполнения всех заказов на предприятии установили трехсменный график работы.
— Производство продукции исключительно высокого качества, и доставка ее по назначению — наша отличительная особенность. Благодаря этому нас уважают во всем мире, — признался Коопман.
К слову, заработная плата начинающего работника составляет здесь 20 тысяч рублей, что по российским меркам довольно неплохо. Средний же заработок варьируется от 30 до 50 тысяч. Узкопрофильные специалисты получают до 200 тысяч рублей.
Оборудование компании суперсовременное, полностью автоматизированное, практически исключает человеческий фактор и тщательно оберегается от экономического шпионажа. Поэтому на заводе существует полный запрет на аудио- и видеосъемку.
Одноэтажная
Калуга
Отдельная тема — село Воскресенское. Ввиду большого количества желающих работать на автомобильных предприятиях Калужской области местные власти разработали специальный жилищный проект. Изначально предусматривалась постройка жилья для работников находящегося неподалеку «Фольксвагена». Однако затем проект расширил свои границы. В целом, в селе планируют разместить свыше полутора тысяч семей. Для этого, помимо домов, возводятся и социальные объекты: школа, детсад, поликлиника, опорный пункт полиции. С этого года действует отдельный автобусный маршрут.
По масштабам строительства село Воскресенское, конечно, нельзя сравнивать с нашим Нур Актобе, но внимания он заслуживает. Тем более, что это какая-никакая, но реальная и доступная альтернатива городской среде.
Что касается самих домов, то все они типовые (правда, различной расцветки). Построены в основном по панельно-каркасным технологиям из домокомплектов, пенобетона и клееного бруса. К каждому строению прилагается шесть соток земли.
Кадры решают все
Этот известный принцип — на вооружении руководства Калужской области. Когда на ее территории открывались автомобильные заводы (а это не только «Фольксваген», но и «Вольво», «Ауди», «Пежо», «Шкода»), напрямую встал вопрос о профессиональных кадрах. Понятно, что всех за рубежом не обучишь, поэтому было решено открыть свой учебный центр. В нем при содействии заказчика обеспечивают обучение нужных по профилям специалистов: сборщиков, механиков, сварщиков и т.д.
Как рассказал директор центра Олег Уклечев, главная цель учебного заведения — подготовить профессионала в максимально сжатые сроки:
— Для этого у нас есть все, в том числе современная материально-техническая база и сильный преподавательский состав.
Делимся опытом
Интересной и насыщенной оказалась программа визита по сельскохозяйственной линии. Центр генетики «Ангус» работает на рынке уже пять лет, и на сегодняшний день насчитывает свыше 8 тысяч голов крупного рогатого скота абердино-ангусской породы.
По словам Мухтара Джумагазиева, деятельность ТОО «Ак-Теп» и ЦГ «Ангус» во многом схожа. Но богатый опыт, накопленный россиянами за несколько лет работы, должен помочь нашей стороне в разведении шотландских коров.
— У калужан есть несколько преимуществ перед нами. Помимо естественных — плодородной почвы с высоким баллом бонитета, более прочной кормовой базы — это опыт и передовые технологии в селекционно-племенной работе. Поэтому есть договоренность направить к ним на обучение наших специалистов, — отметил главный аграрий области.
Помимо договоренности об отправке специалистов ТОО «Ак-Теп» на обучение в Россию нам стало известно, что стороны договорились о закупке быков-производителей для казахстанского предприятия.
Асхат КАЛЖАНОВ,
Актобе-Калуга-Актобе