В области заканчивается реконструкция самой разбитой трассы Актобе – Кандыагаш. Дорогу расширили до девяти метров в каждой стороне. Время пути сократилось почти в три раза.
Пять ступеней контроля
На заседании Национального курултая в Атырау Глава Государства отметил важность контроля использования средств, выделенных на строительство автодорог: «Все выделяемые государством средства должны идти именно на строительство, а не распределяться по другим «адресам». Это сейчас приоритетная задача», – подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.
17 октября был организован пресс-тур «Сапа Керуен» для представителей СМИ и общественности на самые проблемные участки дорог страны, которые нуждаются в ремонте и реконструкции. Проехали участники пресс-тура и по маршруту Актобе – Атырау, охватив участок Актобе – Кандыагаш.
– Протяженность дорог общего пользования в республике составляет 95 тысяч километров, – рассказывает руководитель управления науки и качества работ Комитета автомобильных дорог Министерства транспорта РК Нуртлек Хасенов. – Из них 25 тысяч километров – дороги республиканского значения, 70 тысяч – местного. В текущем году ремонтными работами по республике охватили 12 тысяч километров автодорог, семь тысяч из них планируем отремонтировать до конца этого года.
По данным Нуртлека Хасенова, протяженность автодорог нашей области составляет 6 309 км, из них 1 869 км – республиканского, 4 440 км – местного значения. В целом ремонтом охвачено 595 км автодорог. Требованиям гостов и нормативов соответствует 94% автодорог области республиканского значения и 75% – местного.
– Хотел бы отдельно остановиться на трассе Актобе – Астрахань, которая имеет стратегическое значение для развития страны и в частности для Актюбинской области, – сообщил Нуртлек Хасенов. – Протяженность коридора составляет 884 километра, из них реконструируются 732.
В настоящее время от Актобе до границы России, то есть Астраханской области обеспечен проезд по новому асфальтобетонному покрытию. В целом проект разделен на три участка. Первый, протяженностью 96 км, Актобе – Кандыагаш. Из них 78 км – автодорога первой технической категории с разделительной полосой, остальные – второй.
Второй участок этого коридора – Кандыагаш – Макат протяженностью 359 км. Работы по реконструкции завершены в прошлом году, сейчас там новый асфальт. Третий участок – Атырау – Астрахань длиною 270 км. Там мы до конца года должны завершить основное строительство.
По сведениям представителя министерства, финансирование идет из трех источников: Азиатского банка развития, Европейского банка реконструкции и развития, а также за счет республиканского бюджета.
Качество работ обеспечивает пятиступенчатый контроль. Во-первых, это сами подрядчики и технадзор. Во-вторых, инженерная служба из Южной Кореи – компания «Dongsung Engineering Co., Ltd». В-третьих, областные филиалы НК «Казавтожол». В-четвертых, филиалы РГП «Национальный центр качества дорожных активов». Пятая ступень – Министерство транспорта РК.
Автодорога Актобе – Атырау – граница РФ (на Астрахань) связывает нашу и Атыраускую области с выходом на Россию на западе. Она играет ключевую роль в развитии экономики регионов и страны в целом, в том числе туризма, придорожного сервиса. Общая протяженность участка реконструкции автодороги Актобе – Атырау – граница РФ (на Астрахань) по территории нашей области составляет 326 км.
Проект начат в 2017 году, на его реализацию выделено 112,9 млрд. тенге. В результате реконструкции повышены технические параметры автодороги: 75,5 км переведены в первую техническую категорию и 250,9 км – во вторую, где две полосы расширены до 9 метров. Ранее проезд по этому участку занимал до восьми часов, но благодаря реконструкции время в пути сократилось до трех часов.
Переделка на 176 миллионов тенге
Основной контроль за качеством строительства автодорог возложен на Национальный центр качества дорожных активов. Эта организация работает в нашей стране уже пять лет.
– До начала строительства все применяемые материалы проходят полную экспертизу. В стационарной лаборатории проводят испытания на соответствие паспортам качества и нормативных документов, – отметил генеральный директор центра Болатбек Айтбаев. – На участке дороги Актобе — Атырау – Астрахань – граница РФ мы осуществили более 600 инспекционных выездов. Всего тут отобрали 2,7 тысячи проб различных материалов. Из них в ста пробах, то есть 3,7 процента выявили различные несоответствия. Подрядчики их полностью устранили.
По словам Болатбека Айтбаева, инженеры Наццентра обследовали также соответствие строительных работ техническим нормативам. Не везде проходили геодезические отметки, иногда выявляли несоответствие гранулометрического состава инертных материалов. Всего выявили 195 дефектов. В результате подрядчики переустроили работы на 176,2 млн тг.
Специалисты центра отслеживали, чтобы сотрудники технического надзора всегда находились на вверенных им участках. Ведь именно технадзор по договору с заказчиком обязан проводить сплошной контроль за качеством работ.
– Если наши сотрудники выявляют, что служба технадзора отсутствует на объекте, направляют уведомление как заказчику, так и в ГАСК для принятия решения, – отметил он.
В ходе строительства подрядчики задействовали девять асфальтобетонных заводов, более 600 единиц дорожно-строительной техники и свыше 1 000 работников по большей части из местного населения. Использовали порядка 3 млн тонн асфальтобетона, 3,5 млн тонн инертных материалов и 100 тыс. тонн дорожного битума.
Результаты реконструкции автодороги Актобе – Астрахань впечатляют. Построен 21 автомост, 5 транспортных развязок и путепроводов, уложено более 218 водопропускных труб. Предусмотрено освещение в ночное время 48 километров участков дороги. Установлен 41 километр стационарных железобетонных снегозадерживающих заборов. Устанавливают 3 500 дорожных знаков.
Трасса должна служить 20 лет
– Коридор Актобе – Кандыагаш строят с 2021 года, работы идут в хорошем темпе, – проанализировал Нуртлек Хасенов. – В минувшем году мы открыли проезд протяженностью 64 километра. В этом году построили объезды городов Алга и Кандыагаш, полностью открыли проезд еще по 96 километрам новой автодороги. Теперь дорожники завершают укрепление обочин, установку санитарно-гигиенических узлов, обустройство площадок отдыха, проводят электроосвещение.
На одном из участков автодороги журналистов встретил руководитель проекта реконструкции «Dongsung Engineering Co., Ltd» Чонк Рак Ин. Международный инженер консультирует надзор за качеством строительства. Чонк Рак Ин имеет 43-летний стаж в этой сфере, ему 71 год. Ранее занимался автодорогами в Лаосе, Корее, Вьетнаме и Эфиопии, а последние четыре года трудится на трассе в РК.
– Я очень доволен проектом и качеством строительства, – высказался он. – Если дороге обеспечат хорошее содержание, она должна прослужить минимум 20 лет.
Как объяснил специалист, первые два года составит гарантийный период. Если в это время выявится дефект, подрядчик обязан будет его устранить. Только после завершения гарантийного периода строительные компании получат от него свидетельства о надлежащем исполнении контрактов.
Как объяснили журналистам, по новой автодороге нельзя ездить транспорту с большим перегрузом.
– Дорога спроектирована на нагрузку 12 тонн на ось, разрешено ездить с нагрузкой 10 тонн на ось, – сообщил генеральный директор РГП «Национальный центр качества дорожных активов» Болатбек Айтбаев. – Если ежедневно с очень большим перегрузом будут двигаться колонны транспорта, это резко нарушит долговечность конструкций. За этим должна следить транспортная инспекция.
Специалисты объяснили, что для долговечности новой магистрали важно ее качественное содержание. Этим занимается сервисная организация НК «Казавтожол».
Аварий должно стать меньше
Больше всего новой автодороге радуются местные жители.
– Раньше трасса между Алгой и Кандыагашем находилась в ужасном состоянии, – вспоминает пенсионерка, жительница села Тамды Ермек Косыбаева. – Там часто случались дорожно-транспортные происшествия. Сама видела все это. Было больно смотреть, когда умирали взрослые и особенно дети – жертвы аварий. Раньше я работала в хирургическом отделении Алгинской районной больницы, мы не раз сталкивались с такими случаями. Сегодняшнее состояние дороги меня радует. От всего сердца благодарю всех за ремонт. Спасибо большое за ваш огромный труд! Ведь все это делается для народа. Пусть цветет наш край, будет светлым его будущее!
Как сообщили во время пресс-тура журналистам, уже к середине ноября все работы на автодороге закончат.
Татьяна ТОКАРЬ,
Актобе – Кандыагаш – Актобе
Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА