С открытием Северного обхода Актобе наш регион первым в стране завершил строительство своего участка в рамках мега-проекта «Западная Европа — Западный Китай». Знаковым назвал этот объект руководитель региона Архимед Мухамбетов.
Протяженность Северного обхода Актобе составляет 40 километров. Его ширина 9 метров, а конструкция дорожной одежды рассчитана на нагрузку 13 тонн на ось. На этом участке проложены 36 водопропускных труб, построены 4 новых моста и 3 двухуровневые транспортные развязки по типу «клеверный лист». Церемония открытия с участием руководства области и города прошла на путепроводе над орской трассой.
Символическую ленту перерезали аким Актюбинской области Архимед Мухамбетов и директор местного филиала АО «НК «КазАвтожол» Баглан Баймагамбетов. Первыми по новой дороге проехали автомобили компании «Рикс Лтд» и «Рокос», которые активно участвуют в реализации госпрограммы ФИИР в сфере пищевой промышленности.
О необходимости обхода сказал директор АОФ «НК «КазАвтоЖол» Баглан Баймагамбетов:
— В проекте предусмотрено, что по транзитному коридору будут проходить до 20 тысяч машин ежесуточно, этот транспортный поток застопорил бы все улицы Актобе. Помимо этого, Северный обход улучшит экологию города.
По его словам, дорога была проложена благодаря Министерству транспорта и коммуникаций РК и партии «Нур Отан». Строители сдали объект раньше положенного срока.
— Также хочется сказать спасибо местным властям, — добавил Баглан Баймагамбетов. — Эта автодорога проходила по двум сельским округам, и в первую очередь необходимо было выкупить участки землепользователей, попавшие в зону строительства. Таких землепользователей насчитывалось 10, на выкуп земель планировалось выделить 73,3 миллиона тенге. Благодаря содействию областного акимата, крестьяне получили взамен другие земли, указанные участки были изъяты без выкупа, а деньги возвращены в бюджет.
— По качеству строительства вопросов нет, в этом убедилась и рабочая комиссия, — заверил Баглан Баймагамбетов. — Стоимость проекта — 12 миллиардов тенге. Также хочу отметить, что это полностью казахстанская дорога. Проект был разработан ТОО «Костанайдорпроект», а построил — Щучинский филиал ТОО «Казахдорстрой». Из строительных материалов разве что бетон закупали в России.
После церемония открытия прямо на мосту состоялся брифинг акима области Архимеда Мухамбетова.
— Два года назад был сдан участок протяженностью 215 километров в Иргизском районе. 7 октября ввели дорогу Актобе — Мартук — граница РФ протяженностью 102 километра. В строительстве дорог использованы наши современные материалы, соответствующие международным стандартам, — заявил глава региона. — Кроме Северного обхода, сегодня открыли новый путепровод в областном центре. Помните, Глава государства недавно сам проинспектировал строительство развязок в Алматы, где поставил ряд задач? Такие же задачи стоят перед нами, областным центром. С каждым годом растет число автомашин, их количество на сегодня увеличилось в 4,5 раза по сравнению с советским временем. Теперь транзитники будут ездить в объезд Актобе, и будет меньше вы-бросов. Помимо этого, полностью разгрузятся проспекты Нокина и 312 Стрелковой дивизии. Уверен, дорога будет служить во благо процветания нашего региона и страны.
По словам акима области, из года в год увеличивается финансирование инфраструктуры, в том числе и строительства дорог. К примеру, если в прошлом году на эти цели было выделено 5 миллиардов тенге, то в этом году — более 8 миллиардов тенге, из них 6 миллиардов тенге из местного бюджета.
— Сюда не входят реконструкция и строительство транзитного коридора, — уточнил Архимед Мухамбетов.
Вместе с тем глава региона отметил, что актюбинцы первыми среди пяти областей сдали свой участок МТК.
— И самое главное — все деньги, выделенные из республиканского бюджета на выкуп земельных участков, вернули обратно. Предприниматели, крестьянские хозяйства отнеслись с пониманием, взамен мы им предо-ставили равноценные участки, — сообщил аким Актюбинской области.
Архимед Мухамбетов также сказал, что акимы четырех районов, на территории которых расположена трасса, ежемесячно отчитываются о развитии придорожного сервиса.
— Помимо этого, во время своих поездок по этим районам я лично интересуюсь, что предпринимается в этом направлении, — отметил аким области. — Местные власти приводят в порядок территорию вдоль трассы — убирают мусор, возводят социальные объекты, дома. В 2014 году мы полностью завершим обустройство транзитного коридора. Но скажу, что придорожный сервис будет развиваться по возможностям предпринимателей. Мы не можем им диктовать, будем только содействовать, а предприниматели, в свою очередь, должны соблюдать все нормы. В то же время будем привлекать инвестиции для строительства логистических центров и крупных объектов.
Готовая
зона отдыха
На 18-м километре Северного обхода, недалеко от аула Акшат, дорожники на свои средства благоустроили родник. Известен он местным жителям как «ислам бұлағы». Строители подсчитали: шестилитровая емкость здесь наполняется за 17 секунд. Для сравнения — родник возле поселка Саржансай наполняет ее за 75 секунд, а в Маржанбулаке — за 45 секунд. Вокруг родника дорожники посадили деревья, установили небольшую беседку, скоро рядом появится кованая лавочка, а также поставили бак для мусора.
— Вода — это наше богатство, вот и решили благоустроить родник и разбить небольшой парк. Здесь будет своего рода зона отдыха, — говорит инженер ТОО «Казахдор-строй» Николай Билль.
Как признался директор филиала компании «Казахдорстрой» Леонид Стрельский, площадка для отдыха водителей была запроектирована в другом месте, но ради родника пришлось ее переместить на 4,5 километра.
Появится ли возле родника кемпинг или другой объект, зависит от желания предпринимателей.
Абат КАРАТАЕВ.