Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Актуальные во все времена «Слова назидания»

       10 августа – особая дата для казахстанцев:   вся страна празднует день рождения великого казахского поэта, философа, просветителя Абая Кунанбая.

В 178-ую годовщину мыслителя, произведения которого переведены на 116 языков, в Казахстане прошли торжественные мероприятия.

Президент РК Касым-Жомарт Токаев поздравил соотечественников с Днем Абая, отметив, что великий поэт внес огромный вклад в духовное развитие нации.

В Актобе главное событие состоялось у памятника Абаю на проспекте его имени. На площадке развернулась книжная выставка произведений поэта «Ұлт рухын ұлықтаған ұлы ойшыл», а также казахстанских исследователей    жизни и творчества Абая. С участием заместителя акима области Булбул Елеусиновой, представителей общественности, интеллигенции, ветеранов труда, работников государственных учреждений, молодежи, учащихся школ была развернута литературная площадка «Абайды оқы таңырқа!».

Выступил известный   поэт, лауреат международной литературной премии «Алаш» Ертай Ашыкбаев. Он акцентировал, что наследие Абая – особая ценность казахской литературы.

— Его произведения полны глубокого философского смысла и служат неисчерпаемым источником духовного и нравственного воспитания для нашего народа, — подчеркнул главный редактор журнала «Ұш таған».

Абаевед Контай Пирмаханулы рассказал о творчестве философа,   исследованиях его произведений, их влиянии на становление подрастающего поколения.

Творческие коллективы города воссоздали сцены из жизни  Абая в театрализованном представлении. Артист областного драматического театра имени Т. Ахтанова Асет Оразалин, исполнивший главную роль, прочитал «Слова назидания». Артисты филармонии имени Г. Жубановой выступили с песнями на стихи поэта. Свои пристрастия к творчеству просветителя  представили и школьники, прочитавшие стихи Абая о красотах степной природы.

В завершение торжественного мероприятия участники возложили цветы к подножию памятника великому сыну казахского народа.


Человек и природа едины

Особое место в произведениях великого Абая занимает отношение степных жителей к природе, гармония между человеком и окружающим миром.
Об этой особенности произведений Абая пишет в своей книге известный абаевед, профессор АРУ имени К. Жубанова, доктор филологических наук, академик АПН Казахстана Абат Пангереев.
– Наследие великого поэта безгранично и требует многих лет изучения, – уверен автор. – Моя книга – лишь попытка осмыслить некоторые глубокие философские понятия, которые поэт раскрыл в своих произведениях. Мастерство Абая особенно проявляется в использовании им образов природы, высоком предназначении человека, тесно связанным с внешним миром.
Отношение человека к природе, его место во Вселенной давно стали объектом исследования литературоведов, писателей и ученых. В любом народе немало знатоков слова, мыслителей, исследователей, взявших эту связь за основу произведений. Они изучали отношение человека к природе с точки зрения познаний и высказывали свои мысли.
С незапамятных времен человечество волновали вопросы о том, как мы относимся к окружающей среде, к природе, как свои внутренние мысли связываем с природными явлениями, стараемся понять истоки бытия. Многие исследователи и поэты неустанно искали ответы на эти вопросы.
Абай тоже размышлял над подобными проблемами, анализировал их, вникал в опыт других народов и только после излагал все на присущем ему поэтическом языке, пронизанном национальными особенностями. В этом и заключается величие Абая как поэта, мыслителя.
Все произведения прославленного сына Кунанбая, отражающие разные аспекты жизни, актуальны в любое время и не теряют поучительной силы, потому они написаны для всего человечества.
То, что мы сейчас называем человеческим капиталом, Абай давно раскрыл и превратил в творческое кредо, то есть полностью раскрыл звенья природы, Вселенной и человеческого бытия.
Абай приложил немало усилий, чтобы представить в своих стихах образ человека интеллектуального, образованного. Его произведения «Адам деген даңқым бар», «Атымды адам қойған соң, қайтіп надан болайын?», «Ғылым таппай мақтанба», «Дүниеде өзі, мал да өзі, ғылымға көңіл бөлсеңіз» и другие призывают к тому, чтобы каждый стремился к знаниям – светочу прогресса.
Описание Абаем природы, написание им стихов, посвященных четырем временам года, – отдельный разговор. Для нашего народа, который ведет кочевой образ жизни и живет в окружении природы, все это знакомые вещи. Поэтому казахи по-особенному относились к временам года. Не случайно к каждому из четырех они имели исходящее из опыта предыдущих поколений отношение и называли по-своему метко. При повседневном общении говорили, что лето уходит, осень наступает, зима приходит, а весна рождается. Разные глаголы указывают на богатство казахского языка. Например, в русском языке эти времена года употребляются только с двумя глаголами: наступила, пришла. Становится понятно, как народ воспевает природу, ее проявления в каждом сезоне.
Среди произведений Абая, посвященных временам года, особо можно назвать стихотворение «Жазғытұры» о весне, в котором он наглядно проиллюстрировал отношение человека к природе:
В разгар весны не остается от сырости зимней следа,
Ворсистым, бархатистым становится лик земли.
Живность, скот, все человечество, все живое наперебой,
Все выходят навстречу отцу-родителю Солнцу.
Так начинается стихотворение. На первый взгляд кажется, что это лишь описание природы перед летом, но если серьезно всмотреться, то первые две строфы раскрывают образ природы в весеннее время, а все остальное посвящено участию человека, его месту во Вселенной.
Во второй строфе говорится, что красота лета присуща как птице, так и молодежи, и старикам. В третьей мы читаем о долгожданной встрече людей после долгой зимы. В последующих строчках – отел скота, пение птиц, журчание родника, общение молодежи, – все, что передает великолепие поры пробуждения.
Дальнейшая структура этого стихотворения еще более оригинальна. Приход весны, погружение природы в таинственный облик изображается через связь Вселенной с человеком. Когда Абай воспевает человека, он сопоставляет различные состояния его жизни с состоянием природы.
Неотъемлемая часть каждого из произведений великого Абая – связь человека с природой: поэт показывает, насколько люди являются неотъемлемой ее частью. Какое бы его произведение ни взять, сюжет разворачивается на природе или настроение поэта переплетается с природными явлениями. В этом и заключается величие творчества Абая, причина, по которой его творчество остается актуальным во все времена.
Санат РАШ

Фото и видео Аслана МУСЕНОВА

 

Колонка "Взгляд"