В репертуаре театра кукол появился спектакль «Белый пароход».
Притихшие зрители
Вслед за сдачей новой работы творческий коллектив пригласил зрителей на семейный просмотр с последующим обсуждением увиденного. Такому решению, по всей видимости, предшествовала дискуссия: уместна ли трагедия в театре, главной аудиторией которого являются дети?
Безусловно, постановка не адресована малышам детсадовского возраста и ровесникам главного героя. Она для учащихся средних классов и старше. В зале почти не было свободных мест, подростки пришли с учителями и мамами. Гаснет свет и начинается действо с того момента, когда Мальчишке купили портфель, он идет в первый класс. Счастьем и радостью готов он поделиться с миром, но пройдет немного времени, и, разочарованный в самых близких людях, которых любил всем сердцем, он бросается в воду с желанием превратиться в рыбу. Уйти из жестокого человеческого мира, чтобы стать частью природы. Секунды спустя он белым ангелом проходит через оторопевший от увиденного зрительный зал.
Пересказывать спектакль – дело неблагодарное, это нужно увидеть, важнее прочувствовать историю о Мальчике, о его добром дедушке Момуне, тщеславном леснике Орозкуле, Рогатой матери-оленихе. Своими чувствами и эмоциями поделились зрители, как только к ним вышли актеры и создатели спектакля. Дети не подбирали специально слова, говорили так, как думали.
— Это суперский спектакль, реалистичный, спасибо вам большое, мне все понравилось.
— Мне очень понравилось, тронуло за душу.
— Спектакль учит тому, что взрослые не должны забывать о своих детях. Ребенок хочет выразить чувства, но его никто не слышит.
— По мне, это хорошая сценка.
Никто из тех, кто брал в руки микрофон, не признался, что испугался увиденного, что ему стало страшно в какой-то момент. Дети концентрировались на другом. Они переживали, сопереживали, возможно, сопоставляли с эпизодами из своей жизни.
Как ни странно, более эмоциональными оказались взрослые: одни утирали слезы с глаз, другие сдерживали ком в горле – равнодушных в детском театре в этот день не было.
— Душа плачет. Очень тяжело. Это история не о том, что ребенок бросился в воду, не о суициде. Это история противостояния добра и зла, чтобы мы не стали теми, кто жил в этом ауле. Эти родственники – жестокие, злые люди. У каждого из них своя правда, — поделилась женщина.
— Произведение Чингиза Айтматова мы проходили в первой четверти с восьмым классом. Читали, плакали. И когда видишь прочитанное воочию, хочется выразить большую благодарность театру. Настолько искренне, настолько правдиво, чувствуешь и сопереживаешь. Действительно больно, что от поступков взрослых страдают дети, — отметила учительница.
— Еще раз увидела, как чиста и ранима детская душа. Ее окружают жестокие люди, погрязшие в своих грязных мыслях и действиях. Они абсолютно не чувствуют тех, кто рядом. Еще раз подумала о том, что нужно беречь природу. Если разобраться, от жестокости нехороших людей страдает не только ребенок. Спектакль, пусть и кукольный, возвращает нас к действительности, заставляет задуматься, — добавляет следующий зритель.
— У многих из нас сложился стереотип, связанный с кукольным театром, где должны быть только детские постановки, сказки. Вы сегодня подняли «Алақай» на новый уровень. Вновь убедилась в пронзительной прозе Чингиза Айтматова, и спектакль получился таким же, — вторит соседка по ряду.
— Мне радостно видеть некоторых детей, которые смотрели от начала до конца не двигаясь. Они столь мудры в своем юном возрасте, что понимают этот материал. Сейчас модны комедии, легкие жанры, они ведут, на мой взгляд, к деградации. Считаю, подобного рода спектакли нужны. Театр кукол уводит школьников от массового продукта, той дури, которую видим по телевизору. В Актобе рождается новый формат искусства – театр кукол для взрослых. «Алақай» вырос из своих штанишек, — заметила актриса областного театра драмы имени Тахауи Ахтанова.
Более подробен был кинорежиссер Марат Тулеуов. В первую очередь он отметил работу актеров, композитора и звукорежиссера. Затем, признав, что он не театральный критик, обратил внимание на следующее:
— Погрузиться в происходящее на сцене мне мешала интонация «текста от автора». Второе, хронометраж. Показалось, что стояла задача уложиться в сорок минут, почему спектакль не длился полтора-два часа? Чингиз Айтматов – это сложный материал. Трагичная история не для детского спектакля, а ведь именно она заставляет задуматься. Понравился финал, когда Мальчик со сцены пошел в зал, сердце стало биться от понимания, что этот ангел идет к нам и он среди нас.
Откровение художника
Когда театр работает над достаточно сложным произведением, всегда есть волнение, как будет воспринято режиссерско-художественное решение, будет ли он понят. Особенно если о жестокости рассказывается детям. Нынче мы стараемся оберегать своих чад от всего, что их может ранить, расстроить, вызовет бурю эмоций. Хотя сами росли в других условиях. Для нас были героями дети-партизаны, юные революционеры, мы играли в вой-
нушки. Времена меняются, и мы освобождаем наших принцев и принцесс от домашних обязанностей, от необходимости заботиться об окружающих, не терпим справедливых замечаний в их адрес от посторонних. Рассуждать на эту тему можно долго, как и о спектакле «Белый пароход», можно ли его смотреть мальчикам и девочкам, хотя показанная ситуация для некоторых из них самая что ни на есть жизненная.
Среди признаний от увиденного было и такое:
— Спектакль затронул мое сердце. У меня четверо детей, им нельзя показывать такое, особенно как муж бьет жену. В нашем менталитете такого нет — поднимать руку на женщину, много пить спиртного.
Руководитель театра Асия Курманалина в ответ обращает внимание на то, что никто никого в постановке не бьет. Есть лишь взмахи камчи, громкие удары ею по столу.
— В романе Айтматова Орозкул постоянно бьет свою жену, и в нашем спектакле она всегда в темных очках. Намек на то, что избитая, потому прячет свое синюшное лицо. Мы многое из «страшного» сократили, — объясняет художник. Наш спектакль о человеческих пороках: ненависти, алкоголизме, равнодушии, алчности. И в этом порочном мире рождается Мальчик, он никому не нужен, в первую очередь своим родителям. У него даже имени нет. А он родился с большой любовью к этому миру, к природе. Он живет в ауле, и с горы, глядя на Иссык-Куль, видел лодку, которая в его воображении превращалась в белый пароход, на котором, в его мечтах, приедет отец. Его мир – это бинокль, портфель, беседы с которыми не прекращались.
Асия Курманалина, продолжая внутренний диалог со зрителями, признается, что раз пятнадцать перечитала «Белый пароход». На ее взгляд, Чингиз Айтматов — глубокий автор, до дна мыслей в его произведениях не достать. Он рождает множество вопросов.
— Почему не рожает Бекей? Почему родители оставили Мальчика? Оказавшись почти сиротой, он пытается сам окружить себя любовью. Когда, уподобляясь окружающим, «низко падает» дед, которого он безмерно любил и который пьяным убил олениху, Мальчик вдруг решает превратиться в рыбу. Тем самым стать частью природы, уйти от людского мира. Туда, где нет конфликта, где есть Любовь и Гармония.
Это первый спектакль «Алақай», который изначально было решено сделать для семейного просмотра. Абстрагировавшись от художественного произведения, от того, что увидят на сцене, взрослые и дети получают возможность поговорить по душам, оторвавшись от смартфона и планшета. К примеру, о том, какими должны быть родители, чтобы их дети не уходили. Что нужно для того, чтобы люди слышали друг друга, как достичь близким гармонии в отношениях?
Кстати, «Белый пароход» уже получил приглашение на участие в Международном фестивале театров кукол «Ортеке», он пройдет в апреле в Алматы.
Жанат СИСЕКЕНОВА
Фото предоставлено театром кукол «Алақай» и автора