В 2017 году Алашскому движению исполняется 100 лет.
Возникновение национально-патриотического движения казахского народа в начале ХХ века было исторически закономерным и справедливым событием. Основной причиной возникновения движения являлись возникновение и рост национального самосознания и понимания национальных интересов у самой передовой части казахского народа того времени – казахской демократической интеллигенции и поступательное развитие казахского общества в условиях колониальной политики царизма. Самодержавие насильно разобщало исторически сложившийся единый народ, разделив управление им на самостоятельные административные органы, изъяв древние земли казахов, насаждая такую систему образования, которая привела бы к исчезновению родного языка и культуры казахского народа. Все это вело к конфликту между царизмом и народом во главе с передовыми представителями казахской демократической интеллигенции Букейхановым, Байтурсыновым и др.
К началу XX века стало ясно, что самодержавие изживает себя. Первая русская революция 1905-1907 годов докатилась и до казахской степи. Именно к этому времени относится формирование движения «Алаш».
Профессор Дина Аманжолова в своей статье «Партия Алаш. Истоки национальной демократии» пишет: «Немногочисленная казахская интеллигенция начала XX века, трудившаяся на ниве народного образования и просвещения, науки и литературы, социально-правовой сферы, закономерно стала тем критически мыслящим центром сосредоточения вековых надежд, устремлений и ценностных ориентиров, которые составляли существо духовной жизни казахского общества, выражали самые острые проблемы его жизнедеятельности.
Просветительские инициативы будущих алашординцев (лидерами движения были Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Мухамеджан Тынышпаев, Миржакып Дулатов), создание периодической печати, решительное включение в политическую борьбу в составе социалистических, либеральных, мусульманских организаций, партий и движений, уникальный по богатству и разнообразию опыт сотрудничества с многочисленными общественными деятелями, учеными и политиками дали замечательные плоды.
Через попытку создать самостоятельную партию, через бурные дебаты в первой национальной газете «Казах», через короткий опыт парламентаризма и многотрудную практику защиты народных интересов в страшном 1916 году сформировался замысел и развернулась масштабная деятельность по созданию общенациональной партии как наиболее подходящего инструмента этнополитической консолидации общества».
Алашское движение впервые в истории казахского народа озаботилось вопросом модернизации своей страны. Как пишет далее профессор Д. Аманжолова в своей статье: «Среди наиболее значимых задач модернизации, которые составили программу «Алаш», трансформация экономических основ жизнедеятельности казахов, их традиционного хозяйства: определить масштабы, темпы, условия адаптации к рыночным условиям, баланс между кочевым скотоводческим, оседлым скотоводческим и земледельческим типами организации. Кроме того, лидеры движения стремились создать политико-правовую базу для реализации особо чувствительных нужд и запросов в сфере свободы вероисповедания, прав личности и гражданина, национального равноправия в полном объеме.
В числе задач было и радикальное повышение грамотности, развитие национальной школы, формирование современной общей и особенно политико-правовой культуры; включение элиты и широких масс в реальный политический процесс через представительные органы, политические партии и общественные организации, органы управления и самоуправления. Важно отметить, что широко образованные лидеры зарождавшейся партии сумели предложить наиболее адекватную в тех условиях систему мер, творчески используя лучшие теоретические и идейные наработки, имевшиеся тогда в арсенале общественно-политической мысли».
Наглядное свидетельство тому – принятая осенью 1917 года программа движения «Алаш»:
1. Государственное устройство. Россия должна быть демократической федеративной республикой. Каждое государство, входящее в федеративную республику, являясь самостоятельным, действует в единении с другими государствами — членами федерации…
2. Местная свобода. Автономия казахов слагается из областей, населенных ими, и составляет часть Российской федеративной республики.
3. Основное право. В Российской республике все являются равноправными без различия вероисповедания, происхождения, пола.
4. Религия. Религия отделяется от государства… Все религии равноправны.
5. Власть и суд. Власть и суд должны строиться в соответствии с особенностями каждого народа. В районах, где казахи составляют большинство, языком суда является казахский.
6. Защита народа. Для защиты народа должно быть войско…
7. Налог. Взимание налогов производится по степени богатства и имущественного состояния.
8. Рабочие. Рабочие должны защищаться законом… Партия Алаш поддерживает в этом вопросе программу меньшевистской группы социал-демократов.
9. Развитие науки и просвещения. Образование должно быть достоянием всех. Обучение во всех учебных заведениях бесплатно.
10. Земельный вопрос. В основу должно ложиться владение землей в первую очередь коренного населения…
В период установления Советской власти взаимоотношения партии «Алаш» с новыми властями по существу не перешли от контактов к компромиссам. В ряде городов – Петропавловске, Перовске, Аулие-Ате, где в местных Советах главенствовали радикальные элементы РСДРП(б), активисты «Алаш» подверглись репрессиям. Лишь в Семипалатинске, Верном и в некоторых других местах между ними наладилось хрупкое и недолговременное сотрудничество.
С середины 1919 года начинается переход отдельных представителей, в том числе и лидеров «Алаш-Орды», на сторону Советской власти, к концу года он принимает массовый характер, чему способствовала широкая амнистия участников алашского движения, сыгравшая большую роль в его окончательном организационном распаде.
Алашское движение возникло в результате социально-экономических, общественно-политических и духовно-культурных изменений, произошедших в Казахстане в конце XIX — начале XX веков.
Центральным элементом движения явилась общенациональная партия «Алаш», организованная в июле 1917 года. С самого начала, участвуя в общественно-политической жизни, партия «Алаш» своими главными задачами считала достижение двух целей: освобождение казахского народа от колониального ига и обеспечение будущего вхождения казахского общества в цивилизованное мировое сообщество. По своей социальной природе партия «Алаш» являлась политической организацией разночинной казахской национально-демократической интеллигенции.
Она стремилась приспособить Казахстан начала XX века к буржуазно-капиталистическим отношениям. Этого предполагалось достичь эволюционным путем – посредством реформ. Поэтому она отвергала идеи и лозунги Октябрьской революции 1917 года и в годы гражданской войны стала союзницей антисоветских и антибольшевистcких сил. В этом противостоянии партия «Алаш» и правительство «Алаш-Орды» потерпели поражение.
25 лет назад наша страна стала независимым и суверенным государством. За эти годы Казахстан под руководством Елбасы прошел путь от бывшей союзной республики СССР с сырьевой экономикой до самостоятельного государства, проводящего многовекторную внешнюю политику, создавшего рыночную экономику и стремящегося попасть в 30-ку развитых стран мира.
Идеи политических движений в Казахстане в начале XX века за национальное и демократическое развитие нашли свое конкретное отражение в конце XX века при становлении суверенной и независимой Республики Казахстан под руководством Президента РК Н.А. Назарбаева. Елбасы создал современное государство со всеми институтами власти, системой полноценного управления, регулярной армией и флотом, общепризнанными границами, своей валютой и т.д., чего до этого не было в истории нашего народа.
Именно наш Президент своим титаническим и кропотливым трудом сумел воплотить в действительность все идеи и чаяния Алашского движения и сформировать политический и международный имидж Казахстана на основе этих идей как суверенного, миролюбивого, конструктивного и созидательного государства и общества.
Керимсал ЖУБАТКАНОВ, кандидат исторических наук,доцент АРГУ им. К. Жубанова.