На фоне перестройки, распада СССР и всеобщих трудностей в Казахстане стали появляться первые общественные организации. В 1988 году было создано общество «Қазақ тілі». В нашей области группа активных молодых людей объединилась в дискуссионный клуб, который перерос в общественно-политическое движение «Алдаспан», чтобы поднимать неудобные для руководства области экономические, социальные и политические вопросы.
По словам одного из сопредседателей движения Естая Жайлыбаева, даже в условиях тотальной слежки участники активно обсуждали те ситуации, которые происходили за пределами области. К примеру, после подавления народного восстания в Вильнюсе, когда советские войска применяли танки против мирных людей, члены движения приняли резолюцию и направили ее в ЦК Компартии.
Шел активный процесс распада советского строя. Многие заводы обанкротились, возникла массовая безработица. Люди не знали, чем заняться, прежний уклад начал рушиться на глазах, распались совхозы, колхозы. Остановилось развитие экономики, прекратили работу социальные объекты – библиотеки, дома культуры, клубы. В стране и области в том числе сложилась тяжелая ситуация, когда людям было нечем кормиться. Тогда и начались такие движения, как бартерные, уличная торговля. Многие работники заводов перешли в торговлю, чтобы как-то выжить. Это происходило перед получением Независимости. 16 декабря 1991 года Казахстан объявил о своей Независимости. Но до этого, 25 октября 1990 года, была принята Декларация о создании республики. В этом году по инициативе Главы государства День Республики возрожден как национальный праздник.
– После создания «Алдаспан» нам надо было действовать на законных основаниях. Мы начали работу по регистрации организации. Но оказалось, что в СССР не было законов по регистрации общественных организаций. И после долгих поисков мне удалось найти закон об ОО, который был принят в 1932 году. На основе него разработали свою программу, устав. Но нашу заявку несколько раз отклоняли. После ряда собеседований и экспертиз тогдашний горисполком в составе семи человек принял решение о регистрации «Алдаспан»: четыре голоса «за» и три «против». Другие организации, которые подали документы вместе с нами, не были зарегистрированы, – вспоминает Естай ага.
«Алдаспан» стал одним из первых зарегистрированных общественно-политических движений не только в области, но и в стране. Здесь собрались простые инженеры, педагоги, врачи, люди разных профессий, жившие на одну зарплату. Несмотря на трудности, нехватку финансирования, участники все свободное время посвящали общественной деятельности. Одной из главных побед движения стало открытие школ и детских садов на казахском языке.
– Нас называли националистами за то, что мы поднимали проблемы языка, социальные, кадровые вопросы, которые были в области, когда на руководящих должностях почти не было казахов, особенно на производстве.
Среди тридцати двух школ в городе была только одна казахская – школа № 21 и смешанная № 6. Функционировал единственный детский сад № 13. Люди не имели возможности обучаться на родном языке. Мы поднимали этот вопрос, собирали подписи, организовывали митинги по открытию учреждений образования на казахском языке обучения. И в конце концов это дало плоды. Кроме того, собрали около восьми тысяч подписей об открытии казахского театра, – продолжает аксакал.
За небольшой период времени движение и его участники стали узнаваемы. Им начали оказывать помощь, поддержку. И в 1991 году, когда было создано гражданское движение Казахстана «Азат», члены ГДК приехали в Актюбинск и предложили «Алдаспану» объединиться под общим знаменем.
– В этот же год мы объединились с «Азат» и стали называться азатовцами. Конечно, были недовольные нашей деятельностью, в том числе среди людей на руководящих постах, которые обвиняли нас в национализме. Между тем среди нас были представители и других национальностей. Мы сообща боролись за развитие языка, сохранение суверенитета, достойное отношение к казахской интеллигенции, назначение казахов на руководящие должности, прекращение гонений за то, что мы говорим на родном языке, чтим историю, культуру и традиции. За цивилизованный подход на законных основаниях движение начали уважать, поддерживать. В нашей области членами «Азата» стали почти восемь тысяч человек, – рассказал Естай Жайлыбаев.
Помимо общественно-политической работы, движение проводило и культурно-массовые мероприятия. В 1989 году для празднования Наурыза перед Домом политпросвещения (нынешнее здание партии «Аманат») установили юрту. Экспонаты для внутреннего убранства предоставила директор краеведческого музея Рысжан Ильясова. Жены участников объединения купили продукты, поставили казан на улице, сварили коже, испекли баурсаки и угощали горожан.
– Национальные праздники, как и религиозные, долгое время были под запретом. Проводить религиозные обряды, даже хоронить казахов по-мусульмански, запрещалось. Многие не верят, что такое было. В 90-х годах начали открываться мечети в городе и районах. По прошествии времени события тех лет отодвигаются, забываются. Не все знают о движениях «Алдаспан», «Азат». А ведь это наша история. Поэтому хотелось бы, чтобы люди, историки поднимали вопросы. Сейчас, после 30 лет, многие члены движения являются известными людьми в области, занимаются общественной работой, – вступает в разговор Айткали Италиев.
Со слов общественных деятелей, тогдашние молодые люди мечтали о создании сильного государства в экономическом, социальном плане. Многие вопросы, которые они поднимали тогда, не потеряли актуальности и сейчас.
– Нельзя отрицать, что по сравнению с тем периодом государство изменилось. Жизнь людей стала лучше. Тридцать лет – срок небольшой, все должно идти эволюционным путем. И мы верим в потенциал страны и в то, что со временем она станет одной из развитых. Нам нужны работающие законы, отсутствие коррупции, непотизма. Образованные и трудолюбивые люди, любящие свой народ, приведут Казахстан к прогрессу, – считают Естай Жайлыбаев и Айткали Италиев.
Баян САРИЕВА