В эпоху гласности и перестройки политическая жизнь в СССР бурлила. В республиках создавались различные движения и партии. Но мало кто сегодня знает, что именно в Актюбинске была создана одна из первых общественно-политических организаций тогда еще Казахской ССР. Патриотически настроенная группа людей объединилась сначала в дискуссионный клуб. Со временем он преобразовался в экономико-политический и культурный клуб «Алдаспан». Как развивались политические события тех дней и какими делами «Алдаспан» приближал независимость страны, рассказывает один из бывших председателей клуба, а ныне директор колледжа связи и электротехники Естай Жайлыбай.
Нас называли
и «шантрапой»
В то время в Казахстане создавались первичные организации общества «Қазақ тілі», которые ограничивались проблемами развития казахского языка. И в то же время некоторые молодые люди, члены общества, заговорили о политической и экономической незавимости, о национальных кадрах, об открытии казахскоязычных школ и детских садов. В итоге в конце января 1990 года около 400 актюбинцев объединились и открыли дискуссионный клуб.
— Это была активная часть общества, которая выдвинулась из народа, подобно мечу, — вспоминает Естай Жайлыбай. — Поэтому из многочисленных вариантов названия клуба остановились на предложении Серика Ергали. Именно он предложил «Алдаспан» — боевой меч кочевников.
В каждую среду после работы члены клуба собирались в тогдашнем Доме политпросвещения и дискутировали, приглашая к разговору и чиновников. И они приходили, поскольку уважали их взгляды и чувствовали, что огромная страна Советов стоит на пороге чего-то нового.
— Были и люди, которые обзывали нас «шантрапой», — не без горечи признается собеседник. — Хотя среди нас были и очень уважаемые люди: ученые Серик Ергали, Амангельды Тыныбек, врачи Кайырбек Тухтаров и Змгали Кобенов, инженеры Айткали Италиев и Султанбек Ташкенбаев, экономист Кошкинбай Ахметов, педагоги Зоя Бралова, Рысжан Ильясова, журналисты Оразбек Жуматов, Сабит Сулейменов, Темирхан Мендыбаев. Всех и не перечислишь. Нас поддерживали очень многие, некоторые не могли вступить в наши ряды в открытую из-за службы, но они обеспечивали нас нужными, иногда даже секретными документами.
Со временем алдаспановцы почувствовали, что в клубе им становится тесно. Независимость, образование демократического правового государства, экология, сохранение целостности территории Казахстана — вот что волновало больше всего патриотов того времени. Все эти вопросы демократы отразили в уставе экономико-политического и культурного объединения «Алдаспан» и пошли регистрироваться в горисполком. Там назначили экспертов, которые должны были ответить, в соответствии какому закону создается данная общественная организация.
Основанием для регистрации «Алдаспана» послужил Закон «Об общественных объединениях», который был принят в 1932 году.
— Если мне не изменяет память, политической организацией мы стали 6 декабря 1990 года, — говорит один из лидеров клуба. — Из семи членов комиссии при горисполкоме четверо дали согласие, трое были против открытия нашего ОО. Одновременно с нами подали заявку и другие организации, но регистрацию прошел только «Алдаспан».
Первая юрта
Как вспоминает Естай Жайлыбай, объединение работало в полную силу и до регистрации. Не было таких мероприятий в области, в которых бы они не участвовали. В том же 1990 году 22 марта перед Домом политпросвещения члены клуба поставили юрту.
— Наша 12-крылая оригинальная юрта состояла из двух комнат, — не без гордости отмечает Естай Жумагазиевич. — С внутренним убранством нам здорово помогла тогдашний директор областного историко-краеведческого музея Рысжан Ильясова. Многие вещи она принесла из дома. Мы, в свою очередь, семьями собрали деньги, принесли посуду, казан, там же сварили наурыз коже и бесплатно раздавали народу. Это была первая юрта, которая появилась в центре города.
Приведем и такой факт. В Советском Союзе самой тиражной газетой были «Аргументы и факты». И один из членов «Алдаспана» поместил в ней объявление: казахи, проживающие в других городах СССР, могут переехать в Актюбинск, обменяв квартиры. На тот момент в нашем городе было много желающих выехать.
— Это надо было видеть! Нам мешками приносили письма! Они шли со всех концов Советского Союза. На деле мы выполнили роль созданного позже комитета по миграции (данный орган упразднен в конце прошлого года. — Прим. авт.) Пришлось закрепить несколько человек, которые занимались только этим вопросом. Мы не закупали людям жилье, не было у нас на это денег, мы просто помогали менять равноценные квартиры, и многие казахи смогли вернуться на свою историческую родину уже в тот период, — рассказывает Естай Жайлыбай.
Особым событием тех лет стало открытие казахских школ в областном центре. На пустыре за гостиницей «Космос» построили новую школу на 1 200 мест. Горотдел и
облуправление образования определили ее как школу с русским языком обучения. По их данным, в том микрорайоне всего 400 детей желали обучаться на казахском языке. Хотя на тот момент в Актюбинске действовали всего одна казахская и одна смешанная школы. Члены «Алдаспана» вместе со студентами пединститута совершили поквартирный обход и в течение месяца собрали 1 700 заявлений от родителей, чьи дети желали учиться на родном языке.
— После этого мы пригласили на свое собрание тогдашнего первого руководителя области Евгения Золотарева. Он пришел с главным педагогом области. Мы показали все эти подписи, и 1 сентября распахнула свои двери казахская школа № 21. В первый год в ней были открыты 14 первых классов. Примерно такая ситуация была и с детским садом №98 в 11 микрорайоне, — говорит Естай Жайлыбай.
Апогей демократии
Алдаспановцы чуть ли не еженедельно выступали по областному телевидению. Когда были созданы «Лад» и другие общественные объединения, они открыто вступали с ними в полемику, отстаивали свое мнение за круглым столом. Областные газеты выступали в защиту «Алдаспана» и освещали почти все заседания, публиковали заявления клуба. Когда советские войска вошли в Прибалтику, где в результате конфликта погибли 12 человек, «Алдаспан» направил в Москву, в ЦК КПСС, открытое письмо. Приняли свое обращение и во время путча, заявив, что эти действия — государственный переворот.
— Но не только мы работали в Казахстане, — рассказывает общественник. — В Мангыстау было создано общество «Парасат», в Кызылорде открылось общество «Тамшы», в Жезказгане — «Улытау». А через пару лет к нам обратились демократы из Алматы и предложили объединиться. Было создано движение «Азат», которое потом переросло в политическую партию. 4 сентября 1991 года от Актюбинского областного движения «Азат» в Алматы направилась делегация из 20 человек на учредительный съезд республиканского движения. Меня включили в координационный совет, одним из заместителей лидера партии был избран другой актюбинец Серик Ергали.
— К сожалению, ныне некоторые силы воспринимают действительность только в двух цветах — черном и белом. Для них все, что делает власть, имеет черный цвет, а свои действия ассоциируют с белым, — сетует собеседник. — Когда создавали «Алдаспан», многие из нас не знали друг друга. Нас сплотило единство мнений, и мы руководствовались только этим. Многие проблемы решали в тесном контакте с госорганами. Мы не были сторонниками решения проблем путем митинга или скандала. Достаточно людей, которые воспринимали нас как одну из властных структур, и обращались к нам с жалобами на произвол со стороны руководства предприятий или чиновников. Например, однажды к нам поступило заявление о том, что на кондитерской фабрике хотят уволить 50 девушек и выселить из общежития. Мы сели за стол переговоров с руководителями предприятия и властными структурами и решили проблему.
Отстояли
штаб-квартиру
— После распада Компартии Казахстана, ее правопреемницей стала социалистическая партия. Ей в бывшем здании обкома выделили 4 кабинета, обеспечили транспортом, телефонами, открыли штаб-квартиры в районах. Мы же меняли свой штаб постоянно. Руководители учреждений, где мы «снимали угол», по просьбе «сверху» вежливо просили найти другое место. Написали письмо Евгению Золотареву, чтобы ко всем партиям и общественным объединениям относились одинаково и попросили выделить помещение для нашего клуба. Тогда в области в рядах социалистов насчитывалось 500 человек, в «Азате» — 8 тысяч. Намечался визит первых руководителей Казахстана в Актюбинск. Мы пригрозили поставить на площади прямо перед Домом Советов юрту и открыть в ней штаб-квартиру. Тут же нам нашли два кабинета в здании управления сельского хозяйства (ныне там размещается городское налоговое управление). Целых три года мы проработали там.
«Алдаспан» и «Азат» в Актобе на деле существовали до 1997 года. И к нынешней партии «Азат» мы никакого отношения не имеем. В ней нет ни одного «алдаспанца» или «азатовца» тех времен, поскольку взгляды членов этой партии в корне отличаются от наших.
Абат КАРАТАЕВ