В апреле сего года мы уже рассказывали о стартовавшем на посту «Жайсан» эксперименте по совместному таможенному контролю на казахстанско-российской границе. Его суть — в повышении доверия таможенных органов двух стран друг к другу, в результате чего при перемещении грузов, транспортных средств и людей через границу в их оформлении были исключены многие дублирующие операции.
Тогда же мы писали о том, что «если эксперимент себя оправдает, то не исключено, что он будет введен по всему периметру казахстанско-российской границы». Наше предположение оправдалось. Эксперимент на «Жайсане», который поначалу планировался сроком на три месяца, был впоследствии продлен.
Более того, в октябре текущего года в Казани Комитет таможенного контроля Минфина РК и Федеральная таможенная служба РФ подписали протокол о продлении сроков проведения и распространения эксперимента. Достигнута договоренность, что он будет действовать и далее, до апреля 2010 года. Говоря о результатах, «стороны признали положительными результаты эксперимента», отметив, что сократилось время оформления транспортных средств, увеличилась пропускная способность пунктов пропуска.
Что касается распространения эксперимента на другие пункты пропуска, то утвержден список из пятнадцати пар автомобильных пунктов пропуска двух стран, на которых будет производиться совместный таможенный контроль.
В нашей области к проекту подключается таможенный пост «Алимбет», с российской стороны — международный автомобильный пункт пропуска «Орский» Оренбургской таможни.
Об этом журналистам областных и республиканских СМИ сообщили сотрудники ДТК по Актюбинской области и федеральной таможенной службы России. Встреча проходила в открывшемся на днях новом здании таможенного поста «Алимбет» и это была своего рода презентация современного комплекса.
Доверие партнеров
Слово «доверие» не раз звучало на пресс-конференции, которую дали для журналистов начальник отдела организации таможенного контроля областного ДТК Максат Кувандыков, начальник международного автомобильного пункта пропуска «Орский» Владимир Ефименко, начальник таможенного поста «Алимбет» Талгат Каримов и заместитель начальника таможенного поста «Алимбет» Нургали Култаев. Безусловно, нельзя без доверия в отношениях партнеров, которые в течение нескольких лет создают Таможенный союз. Временная технологическая схема пропуска лиц, товаров и транспортных средств через автомобильные пункты пропуска на российско-казахстанской границе — основной нормативный документ, по которому проходит эксперимент как раз-таки предполагает, что любая из сторон признает декларации, результаты досмотра сопредельной стороны. Да и само понятие «совместный контроль» означает, что каждая сторона проводит проверку на своей территории, а ее результат признается соседями.
Например, если раньше всем пересекавшим российско-казахстанскую границу приходилось заполнять таможенную декларацию дважды — сначала два экземпляра на выезде из одной страны, затем на въезде в соседнее государство, то теперь в этом нет необходимости. Остается заполнить всего одну таможенную декларацию в трех экземплярах только в том пункте пропуска, через который человек покидает территорию государства. Третий экземпляр признается принимающей стороной и, таким образом, минимум вдвое экономится время человека, пересекающего границу.
При перемещении грузов проверку проводит только принимающая сторона. Если она находит нарушения, то в этом случае оговорена схема возврата груза с самыми серьезными мерами наказания с обеих сторон.
И третий аспект: использование результатов таможенного контроля. В той же России, например, есть инспекционно-досмотровый комплекс, позволяющий «просвечивать» большегрузные автомобили на соответствие декларации без разгрузки машины. Наша сторона использует этот результат и не перепроверяет эти транспортные средства в своей таможенной зоне, полностью доверяя своим российским коллегам. Как сказал начальник отдела организации таможенного контроля областного ДТК Максат Кувандыков, обе стороны стараются избежать двойного таможенного досмотра и сэкономить время клиентов.
А начальник МАПП «Орский» Владимир Ефименко отметил высокую степень взаимодействия сторон и реальные существенные результаты. Главный из них — ускорение процесса оформления, экономия времени людей и доверие сторон друг к другу.
Перемены очевидны
Перемены на таможне в связи с экспериментом очевидны. Хотя, надо признать, на посту «Алимбет» они не так отчетливы, как, например, на «Жайсане». Дело в том, что машин здесь не так много, как на оренбургском направлении. Особенно это заметно по огромному, но почти пустому зданию нового корпуса. Видимо, сказал свое веское слово и кризис. Другими причинами называют плохие дороги в этом направлении. Если раньше основным товаром, перемещаемым через границу, были строительные материалы, то сейчас — продукты питания.
Статистика говорит, что в этом году количество грузов и транспортных средств, пересекающих казахстанско-российскую границу на этом участке, уменьшилось на 30 процентов. То же касается и людей. В день границу здесь переезжают в двух направлениях около 150-200 человек.
Но даже те немногочисленные граждане, пересекавшие границу в этот день, дружно говорили о том, что сейчас ездить в Казахстан и обратно стало намного проще и, главное, быстрее.
Союз нерушимый. Таможенный
Ясно, что все перемены на таможне и либерализация отношений с нашим северным соседом связаны с созданием Таможенного союза, разговоры о котором идут уже не первый год. Известно, что решение о его создании между Россией, Казахстаном и Беларусью принято в ноябре. С 1 января 2010 года Таможенный союз начинает действовать. К 1 июля будет принят единый Таможенный кодекс союза. Кстати, в ноябре было распоряжение российского премьер-министра Путина о закрытии с 1 декабря 13 двухсторонних пунктов пропуска по периметру казахстанско-российской границы. На нашем участке в этот список вошел автомобильный пункт пропуска «Союзный», находящийся напротив таможенного пункта «Жиренкопа».
В связи с этим у журналистов возникли вопросы по поводу будущего поста «Алимбет». Будет ли он существовать в дальнейшем, тем более, что из уст таможенников прозвучали слова: «будем усиливать внешние границы»?
Об упразднении поста речи не идет. Точно известно — до июля 2011 года он будет работать. О более далеких перспективах никто ничего сказать не может. Но ясно одно: перенос таможенной границы на южные рубежи означает всего лишь расстановку новых акцентов, усиление границы с южными соседями, не входящими в Таможенный союз.
Что касается нашей границы с Россией, то партнерство и доброе соседство не приведет к полному закрытию всех постов — как и у всех независимых государств у нас есть и другие направления деятельности в целях безопасности страны.
Граница на замке
Если основная задача таможни — экономическая безопасность страны, то здесь, как известно, задействованы и такие службы, как пограничный, санитарно-эпидемиологический, транспортный, ветеринарный, фитоконтроль. Так что о закрытии поста речи не может идти. Что касается сокращения численности таможенных работников в связи со смещением акцентов, то, видимо, будет внедрен интегрированный контроль. На таможенные органы намечается возложить функции некоторых перечисленных выше служб контроля. Пока речь идет о транспортном контроле и СЭС. Кстати, такая же работа проводится и в России.
И говоря о таможне, нельзя не сказать о кинологической службе. Ее самые крупные достижения остались в истории, но и сейчас периодически эта служба задерживает наркоперевозчиков зелья. За 10 месяцев этого года по департаменту выявлено 5 фактов контрабанды наркотиков и изъято восемь килограммов наркотических средств. На таможенном посту «Алимбет» несут службу шесть служебных собак, натасканных на поиск наркотиков.
Как это происходит, мы увидели, наблюдая за работой кинолога Рахимжана Шурина и его четвероногого друга — спаниеля Улана. При проверке легковой автомашины, направлявшейся в сторону России, Улан буквально вился волчком, тыкая мордой во все углы машины. А когда подняли капот, он также шустро обнюхал моторный отсек, запрыгнул на горячий двигатель, не обратив на то никакого внимания.
Эксперимент продолжается
Совместный контроль в общей сложности будет длиться целый год, и все это время обе стороны будут продолжать мониторинг результатов и обмен ими. А постепенное укрепление доверия и совместная партнерская работа, адаптирование таможенных пошлин трех стран друг к другу — это часть большой и не всегда видимой работы по созданию эффективного Таможенного союза. Союз создан и со следующего года начинается начальная стадия реализации его задач. И часть этой работы, пока в качестве эксперимента, мы видели на таможенном посту «Алимбет».
Мирал ДЖАРМУХАМБЕТОВ