Островок благополучия. Так сегодня мировые аналитики называют Казахстан. И отнюдь не случайно. Ныне, когда в различных уголках континентов то и дело вспыхивают конфликты, унося жизни людей, в нашей стране царят единство и согласие. В чем успех казахстанской модели межнационального согласия? Об этом мы беседуем с доктором философских наук, профессором Казахского гуманитарно-юридического университета (КазГЮУ) Амангельды Абдрахмановичем Айталы.
Нельзя упрощать жизнь
— В чем, по вашему мнению, принципиальное отличие советского Первомая от нынешнего, официального праздника единства народа Казахстана?
— Праздник солидарности всех трудящихся носил глобальный характер. Для рабочих и крестьян всего мира он был чисто классовым, партийным и политическим. Праздник единства народа Казахстана — это праздник нашего государства, в котором проживают до 150 этнических групп. Но, если говорить научным языком, у нас есть только одна нация. Это государствообразующая казахская нация, проживающая на своей исторической родине, исконной земле. Другие этнические группы в социологии называются диаспорой. Они разнятся по численности, а значит, и по потенциалу.
Я подсчитал, что в Казахстане, кроме русской диаспоры, составляющей 22 процента от общего числа населения, есть более 40 мелких этнических общностей, численность которых едва доходит до 100 человек. В целом, кроме казахов, которые составляют около 63,4 процента, у нас не более 10 диаспор. Это русские, украинцы, белорусы, татары, узбеки, азербайджанцы и другие.
Когда речь идет о многонациональности нашей страны, имеется в виду то, что по разным причинам у нас оседали разные народы. Кто-то не по доброй воле, как, например, депортированные европейцы или кавказцы. Их потомки до сих пор проживают в РК. Нашли приют в Казахстане и те, кто появился у нас в страшные 1930-е годы, те же корейцы, к примеру. В одно время к нам переехали уйгуры и курды. Как видим, переезд разных этнических групп на нашу землю сложился исторически по разным причинам и в разное время.
Но подобно тому, как без русских нет России, без казахов нет Казахстана, государствообразующим этносом по своей роли, численности, ответственности перед другими народами остаются казахи. Такова историческая причина той ситуации, которая сложилась в нашем государстве. Нельзя упрощать жизнь таким образом, что в нашем государстве очень просто живется, несмотря на то, что нас много, мы едины. Да, нас много, да, мы едины. Но в то же время все мы очень разные по культуре, у нас разная историческая память.
И не всегда на нашей территории эти этнические группы жили тихо и мирно. Вспомните, сколько было войн, национально-освободительных движений против царского самодержавия, какова была судьба у Махамбета Утемисова, Исатая Тайманова, Кенесары Касымова. Все эти восстания были потоплены в крови. Поэтому на историю надо смотреть реально, но ни в коем случае она не должна вызывать у нас чувство озлобления.
В связи с этим хочу процитировать Президента РК Нурсултана Назарбаева. «К сожалению, национальная история Казахстана также полна примеров кровавых межнациональных конфликтов, как и история любой страны в прошлом. Но историческая правда в том, что, несмотря на эти сложности, трудности, конфликты, все эти народы, которые жили и сегодня живут в Казахстане, сохранили уважение друг к другу, согласие и терпимость. В этом урок нашей истории», — сказал Глава нашего государства во время последнего выступления на Ассамблее народа Казахстана.
Национальная политика всегда была очень сложной, сопровождалась многочисленными нарушениями прав народов, фактами проявления геноцида, экологических катастроф, как опустынивание Аральского моря или смертельно опасные для местного населения испытания на Семипалатинском ядерном полигоне. И власть, что царская, что советская, с подозрением относилась к казахам, равно как и к другим народам. Ведь мир и согласие всегда упирались в административные меры больше, чем в волеизъявление самого народа. Мирное сосуществование того времени утверждалось упорным идеологическим давлением. Отсюда мы должны сделать вывод, что мы не можем установить мир в нашем государстве лишь призывами, просто изучая или же удовлетворяя конкретные запросы определенной этнической группы.
Ясно одно — казахстанцы дорожат согласием и единством, они стремятся к ним. Вот почему нынешнее единство в корне отличается от того Первомая, от тех классовых мероприятий, маевок. Наше единство основано на взаимном уважении людей и носит более глубокий цивилизованный характер.
В этом смысле мы должны придать нашему празднику такую значимость, чтобы он был проникнут чувством искреннего уважения к казахскому народу, его языку, его истории. Соответственно, и уважением казахов к этнотрадициям и культуре других народов. Вот в чем для меня смысл этого праздника не только в научном, но и в политическом понимании.
Идентификация на измы
— Почему тогда представители других национальностей выбрали для ПМЖ именно Казахстан? Они же могли выехать туда, где хотя бы климат мягче?
— Не все так просто. Долгие годы немцам не разрешали выехать в Германию, евреям — в Израиль, другим народам на свою историческую родину. Массовый выезд из той или иной страны наносил ущерб национальной политике, ее искусственной дружбе народов, потому были введены определенные административные, юридические и политические ограничения.
Как только Союз распался, из Казахстана выехало более 900 тысяч немцев. А сколько уехало евреев, греков, поляков, русских, украинцев? Как только людям дали право свободно перемещаться по всему миру, они сразу же начали определяться с постоянным местом жительства. И ничего зазорного в этом нет. Тяга к исторической родине присуща всем народам. Есть она и сегодня.
Когда я был в Южно-Африканской Республике, получившей независимость в 1994 году, уже после нас, я услышал там такую шутку. «Кто патриот ЮАР?», — спрашивают они, и сами себе отвечают: «Тот, кто не может продать свою квартиру, имущество и уехать в Европу». Конечно, они имеют в виду белых. И у нас есть люди, проживающие тут не потому, что они влюблены в Казахстан. Просто они не могут уехать туда, куда мечтают попасть: их там никто не ждет, нет работы и жилья.
Оттого идентичность казахстанцев далеко не простое явление. Одни живут еще советской ностальгией, другие — родоплеменными представлениями (такие на вопрос, кто он, называют свой жуз, племя и род), третьи — географическими привязанностями (актюбинец, карагандинец).
Это лишний раз свидетельствует о том, что идет очень сложный процесс формирования гражданской и параллельно этнической идентичности страны. Не только у нас. Он наблюдается в России, Украине и странах Прибалтики. Процесс формирования единства не такой, каким мы его представляли в советское время: «ЦК принял постановление, и мы вмиг стали едины».
Исподволь, вместе с его формированием, идет переосмысление выбора культуры и языка. Этим и объясняется, что единство народа не только у нас, но и во многих постсоциалистических государствах — явление далеко не однозначное.
Например, многие родители хотели бы, чтобы их дети получили образование в России и остались там. Разве можно упрекнуть их за желание жить и работать на исторической родине? Ведь мы тоже не против, чтобы как можно большее число оралманов вернулось домой. Это естественная тяга. Ко всей этой сложной картине взаимодействий, взаимосвязей мы должны относиться с большим уважением.
Степная мозаика
— Говорят, степные народы более открыты, а потому более восприимчивы к ассимиляции?
— В науке такое направление называют географическим: окружающая среда накладывает определенный отпечаток на психологию тех народов, которые живут в том или ином географическом ареале. Но ни в коем случае нельзя допускать мысли, что народ, живущий в горах, намного лучше. Хотя горцы иногда шутят: мы живем высоко, видим далеко. Степняки, и это не только казахи, динамичны, любопытны, готовы к встречам, им ничто не чуждо, их душа открыта, они очень созидательны, лишены предрассудков, открыты и гостеприимны.
Но ни один из нас — тот, кто живет у океана или в горах, — не согласен на ассимиляцию, на исчезновение. Попытки обезличить, притеснять культуру, религию, язык предпринимались неоднократно. Как правило, всегда заканчивались неудачей и приводили к серьезным последствиям.
И это верно. В лесу не могут расти деревья лишь одной породы, в степи цвести цветы только одного цвета. Мир мозаичен, этим человечество и интересно.
Магазин для знакомства
— Что значит для нас председательство в ОБСЕ?
— Для Греции, которая председательствовала в прошлом году, — это лишь дежурство в одной из структур. Для нас, казахов, недавно получивших независимость и которых не все знают в мире и даже в Европейском Союзе, председательство в ОБСЕ, куда входит 56 стран — большая честь.
Ведь среди среднеазиатских мусульманских государств мы — единственные, кто удостоился чести возглавить солидную международную организацию. Почему важен для нас этот пост? Тем, что нас узнают в Европе. А если прибавить сюда информационную работу по пропаганде нашего государства, эффект будет огромным.
Несколько лет назад, перед приемом казахстанской делегации, тогдашнему председателю ОБСЕ, министру иностранных дел Бельгии Карлу Кюхту долго объясняли, что наш стан называется Казахстан, а не Туркменистан или Узбекистан. Увы, европейцы плохо представляют себе разницу между нами. Чтобы как-то сгладить ситуацию, они с улыбкой посоветовали нам открыть магазинчик с продукцией, производимой в РК, для того, чтобы они нас ближе узнали. Это была шутка, но какая огромная в ней доля истины.
Капитал един
— Наше единство — плюс к экономике?
— Естественно. Вряд ли серьезные бизнесмены теперь будут инвестировать в социально-экономическое развитие Кыргызстана после недавнего, второго по счету буйства «тюльпанов». Хотя и до этого интерес для иностранцев представляли только строительство электростанции и разработка в золотодобывающей отрасли.
Не секрет, что капитал развивается только в спокойной, стабильной, благоприятной для него бизнес-среде. Поэтому мир, согласие и единство в Казахстане — это еще и большой финансовый, экономический, нравственный и политический капитал. Этому комплексу позитива придается большое значение. Мы должны это ценить.
Гарантом, основой стабильности и единства является народ Казахстана. Именно он накопил огромный позитивный опыт в прошлом. При всех сложностях и конфликтах именно он сумел сохранить этот бесценный капитал. И сегодня мы должны его приумножить. Ведь нас объединяет многое — наше прошлое и настоящее, этим мы сильны и едины. И это все поддерживается политикой Президента страны Нурсултана Назарбаева.
Беседовала Ляззат ЕГИБАЕВА