Актобе по праву становится научным центром. Второй раз за короткое время здесь собираются ученые разных стран, чтобы обсудить проблемы истории Арало-Каспийского региона, огромного ареала, сыгравшего значительную роль в судьбе кочевых народов.
Ученые пытались установить взаимосвязь между племенами, обитавшими на этой территории. И, судя по докладам, у них это получилось.
НА СТЫКЕ ВЕКОВ
Поверни Амударью
в Каспий
Один из старшин туркменских племен Мангышлака Ходжа Непеса в 1713 году пожаловал к Петру Великому. Он пришел рассказать русскому царю о безводном крае Восточного Прикаспия, который мог бы сослужить добрую службу Российскому государству. Его мысль заключалась в том, что надо повернуть Амударью к Каспию.
Царь усмотрел в его рассказе рациональное зерно: он понял, что будет открыт новый водный путь по Волге через Каспий и Амударью в Индию, который позволит России торговать с Бухарой, Хивой, Афганистаном.
Кораблестроение и флот были слабостью молодого русского царя, поэтому он прислушался к Ходже Непесе, тем более, что тот рассказал о реке Зеравшан, которая несет в своих водах несметное количество золота.
Петр распорядился организовать экспедицию во главе с Александром Бекович-Черкасским, которому поставил задачу исследовать русла Амударьи и Сырдарьи. Несмотря на то, что эта экспедиция закончилась трагично — Бековичу-Черкасскому туркмены отсекли голову, а Ходжа Непеса, который привел в степи экспедиционные войска, тоже был умерщвлен, в целом для науки эта экспедиция имела исключительное значение. Лейб-гвардии Преображенского полка капитан Бекович-Черкасский сделал первую карту Каспийского моря. Через 150 лет она была найдена в архиве французской академии. Сам же Ходжа Непеса стал, по сути, инициатором изучения нынешнего Арало-Каспийского региона. Он подтолкнул на это русских исследователей.
Осколок
Великой Степи
Эта тема стала главной на прошедшем форуме ученых в Актобе. Ученые, принявшие участие в этой конференции, рассматривали проблему с разных сторон: сравнивали языки, обычаи, культуру многих народов, обитавших на обширном пространстве от Приуральских гор на севере до Туркменских степей на юге, от Каспия на западе до Аральского моря на востоке. По мнению известного казахского исследователя, профессора Серика Ажигали, Арало-Каспийский регион — один из важнейших очагов этнокультурогенеза многих евразийских народов, который занимал стыковочное положение в ранних этнокультурных взаимосвязях представителей индоевропейской, уральской и алтайской языковых смесей.
На протяжении последних двух тысячелетий регион Арало-Каспия был местом активного взаимодействия целого ряда племен, этносов, государств и империй. За казахскими степями прочно закрепилось обозначение их как огромного степного коридора, соединявшего Центральную Азию с Восточной Европой.
Подумать только, через этот коридор перешли сарматы, аланы, булгары, хазары, печенеги, огузы, половцы, кипчаки и десятки других племен и народов! Каждый из них оставил свой след на земле. Это кладезь тайн, которую пытаются понять и осмыслить современные ученые. Да, далеко в прошлом остались времена скифов, все труднее становится понять их язык, образ жизни, культуру, хотя многое об этих племенах известно.
Через Арало-Каспийский коридор прошли чингизиды, которые покорили полмира. Чего только не видела и какую боль не испытывала наша земля!
Все в этом мире перемешалось, но следы прошлых цивилизаций никогда не стираются.
На трибуну конференции поднялся венгерский ученый Петер Эрдели и на чистом казахском языке поприветствовал ее участников. Многие, возможно, восприняли это как желание понравиться аудитории, большинство которых составляли наши соотечественники, но это был общий для нас тюркский язык, который мадьяры и, в частности, Эрдели, сумели сохранить в условиях его изоляции. Не знаю, есть ли между нашими народами какие-нибудь совпадения, но у казахов до сих пор существует род мадьяр, так же, как и албан, потомки которых также оказались в Европе.
Петер Эрдели насчитал в современном языке мадьяров три тысячи слов, сходных с тюркскими, в частности, с казахскими. Крупнейший российский ученый Лев Гумилев писал: «Мадьяры и сама Венгрия — есть осколок Великой Степи в сердце Европы».
Мадьяры искренне хотят понять: почему они, степняки, оказались в Карпатах? Все чаще взоры их ученых устремляются в Степь, где они ищут ответ на самый главный для себя вопрос.
Историю —
по крупицам
Ученые все чаще приходят к мысли, что исторически Арало-Каспийский регион, который сегодня поделен между Казахстаном, Азербайджаном, Узбекистаном, Россией и Туркменистаном, был местом, где активно взаимодействовали разные племена и государства.
На рубеже нашей эры эту огромную территорию заселяли сарматы, но они очень рано подверглись влиянию гуннов, что привело к смене ираноязычия на тюркоязычие. Но эти два племени подмяли под себя аланы. После распада тюркского каганата на его руинах возникла Булгария. Арало-Каспий стал местом формирования государства Дешт и Кыпчак, потом Ногайской орды… Проходили столетия, менялись империи. Сменялись языки, культура, обычаи и традиции народов. Многое исчезло навсегда и бесследно, но ученый мир не хочет смириться с этим, и ищет следы прошлых цивилизаций на земле и под землей, в языках разных народов, письменах, предметах быта.
Нынешняя конференция ученых — это тоже попытка внести хоть толику ясности в историю огромного региона, ставшего частью нашей родины.
Одни только названия докладов, сделанные учеными на II международной конференции и ее секциях, говорят об их серьезных намерениях. Доктор исторических наук из Каракалпакстана Вадим Ягодин сделал доклад о саках-тиграхауда — массагетах Арало-Каспия, доктор истории из Евразийского Национального университета им. Л. Гумилева Айболат Кушкумбаев рассказал о древних мадьярах Западного Казахстана. Темой своего выступления кандидат исторических наук из Азербайджана Заур Гасанов обозначил проблему археологических памятников ранних скифов, Лариса Попова, заведующая отделом этнографии российского этнографического музея из Санкт-Петербурга, поведала о ювелирных украшениях в культуре казахов Актюбинской области.
Докладов было много. Несомненно, II международная конференция, инициатором которой является акимат Актюбинской области, внесла свою лепту в исследование нашей общей истории.
Истина
стала
ближе
В некрополе Хан моласы, что в Айтекебийском районе, захоронили останки, извлеченные из земли во время установления месторасположения могилы Абилкайыр хана. Отечественные генетики пришли к выводу, что одни из них принадлежат самому хану или его прямому родственнику. Буквально через месяц антропологи из Венгрии воссоздадут истинный облик тех, кому они принадлежали.
По окончании научного форума группа ученых выехала в Айтекебийский район к некрополю Хан моласы. Известно, что на этом кладбище похоронено до полутора тысяч человек, и он считается одним из наиболее крупных степных захоронений. Как сообщил археолог Серик Ажигали, который руководил экспедицией, в 2001 году здесь они насчитали 980 надмогильных холмов.
— Но их было, конечно, больше, — утверждает ученый.
Захоронения занимают участок протяженностью 600 метров с севера на юг и 250 метров с запада на восток. На этом месте археологами найден 41 кулпытас.
— Камнерезные памятники не очень высокие и разбросаны по всему кладбищу, — рассказывает доктор исторических наук Серик Ажигали. — Они датируются серединой 19 века и 20-ми годами прошлого века. В эпоху Абилкайыр хана в северных районах Арало-Каспия еще не было мемориальной камнерезной традиции, поэтому над могилой хана не был поставлен кулпытас. История гибели хана и поиски его могилы связаны с драматическими событиями и покрыты ореолом мистики. И я бы не хотел, чтобы эта драма имела искусственное продолжение в связи с переносом его останков.
Исследования некрополя Хан моласы начались в 1978 году тем же Сериком Ажигали, но более детально ведутся с 2004 года и финансируются из бюджета Актюбинской области. К комплексному изучению привлекались не только археологи. Французскими специалистами была сделана аэрофотосъемка местности с дельтаплана, геофизики с помощью радара вели поиск оружия хана. В прошлом году из захоронений были извлечены останки из трех могил и проведены комплексные анализы антропологами и генетиками. Последние и установили, что один из трех останков принадлежит ханской династии. Генетические исследования проводились прошлым летом в Институте общей генетики и цитологии КН МОН РК. По заключению ученых, останки, взятые из могилы №92, почти на 99 процентов могут принадлежать либо Абилкайыр хану, либо его ближайшим родственникам.
— К нам привезли три скелета, — рассказывает и. о. директора вышеназванного института Лейла Жансугурова. — В техническом плане несложно выявить ДНК. В скелете под №178 она сохранилась неплохо, а с объектом под №92 пришлось поработать. После мы приступили к поискам родственников хана по прямой мужской линии. Долго устанавливали их, и выбрали потомков от трех разных сыновей. Были взяты анализы у Ибрагима Шамшатова, Рустема Сейдалина, Роллана Каратаева и Амангельды Жангереева.
— Установлено, что из трех скелетов ДНК чингизидов соответствует объекту № 92. Однозначно, что здесь похоронен чингизид, — заявила генетик, — но чтобы установить, сам это Абилкайыр или кто-то из его родственников, надо провести комплексное исследование.
Из ханской
династии
Специально на церемонию захоронения из Алматы приехали потомки Абилкайыр хана Роллан Каратаев и Амангельды Жангереев. Роллан Каратаев родился в Чапаевском районе Уральской области. Доктор военных наук, полковник в отставке, профессор кафедры тактики и оперативного искусства пограничной академии КНБ РК.
— Как призвали в армию, с тех пор всю жизнь на службе, даже после увольнения в запас, — признается 73-летний Роллан ага.
По его словам, еще в детстве им шепотом рассказывали, о том, что они чингизиды. Родители признались, что на территории Актюбинской области похоронен их великий предок хан Абилкайыр.
— В 1978 году я со своими братьями приезжал сюда, в тогдашний Комсомольский район, — рассказывает потомок хана. — Правда, никого не нашел, кто мог бы показать могилу хана. Мне примерно описали, где она могла быть. Эта местность и тогда была такой, какой выглядит сегодня. На этом наши поиски прекратились, хотя я всегда следил за исторической литературой и публикациями.
— Поймите, советский режим осудил моего отца Гали Каратаева, заслуженного учителя Казахской ССР, и отправил на каторгу, — продолжает Роллан Каратаев. — Он окончил Оренбургскую учительскую семинарию и всю свою жизнь посвятил педагогической деятельности, собирал детей-беспризорников, сирот, в том числе и чингизидов, создавал для них школы-интернаты. Я не могу утверждать, но думаю, что отец хотел сохранить чингизидов. Потомкам ханов и султанов он давал разные фамилии, по именам их дедов и прадедов. Что касается меня, то я потомок Абилкайыр хана в седьмом колене.
В прошлом году к Роллану Каратаеву обратились из Института истории и этнологии и предложили пройти тесты.
— Видимо, там уже знали, что я потомок хана, — говорит Роллан Каратаев. — С одной стороны, я был заинтересован, чтобы нашлись останки моего предка. С другой стороны, самому хотелось получить научное подтверждение, что я действительно его потомок. Ведь то, что я знал до этого от родителей и других родственников, все это были только слова. Сейчас у меня имеется сертификат с результатами всех анализов, который подтверждает мое происхождение. В семье долгое время хранились фамильные ценности, гербовые перстни из золота, которые использовались в виде печати. Все драгоценности мои родители в годы Великой Отечественной войны отдали в пользу фронта.
— Я благодарен тем людям, которые многие годы пытаются найти могилу Абилкайыр хана. Они много сделали для воссоздания истории нашего народа. Абилкайыр хан — великая личность в казахской истории, — говорит доктор военных наук.
По маршрутам
прошлого
Церемонию захоронения доктор исторических наук Серик Ажигали назвал большим событием в истории казахского государства.
— Близки к завершению многолетние исследования. Можно сказать, мы ставим точку в наших изысканиях, — считает ученый.
По его мнению, теперь надо развивать туристическую инфраструктуру в восточной части Актюбинской области и разработать специальный маршрут.
— Здесь расположены великолепные памятники — Алмат тамы, группа уникальных мавзолеев Балгасын. А центральной точкой данного маршрута может стать некрополь Хан моласы, — говорит археолог.
— Надо менять стратегию туристической инфраструктуры и учитывать особенность страны, — считает Серик Ажигали. — Мы не можем подтягивать туристический бизнес к маргинальным зонам, допустим, к Южному Казахстану. Собственная история казахов связана со степью. Поэтому надо развивать туризм здесь, пусть даже в экстремальных формах. Во многих государствах так и делается. Конечно, это сложно, но надо учитывать специфику степной зоны. Иначе мы со временем потеряем значимость этой территории. Туркестан и сырдарьинские города тоже очень значимы, но они не отражают полную суть казахской культуры и в целом дух казахского народа, Казахского древнего государства, которое функционировало на территории степи. Многочисленные казахские некрополи должны стать объектом государственного интереса именно как маркеры территориальной целостности. Да, они не шедевры, но это историческое свидетельство нашего прошлого. Поэтому мы должны их сохранить.
Облик будет воссоздан через месяц
Буквально через месяц будет воссоздан точный облик перезахороненного в прошлую субботу чингизида на некрополе Хан моласы. Этой работой занимается группа ученых из института антропологии при Национальном историческом музее Венгрии.
Как сообщил венгерский антрополог Андриш Биро (на фото), в Казахстане они не в первый раз и работают со многими университетами и музеями нашей страны.
— У нас с Казахстаном налажены очень хорошие контакты, — говорит профессор. — На последней конференции в марте этого года в Алматы я выступал с докладом, там же и познакомился с Сериком Ажигали. Казахстанские ученые знакомы с нашими реконструкциями лиц венгерских правителей. Вот мы и предложили заняться восстановлением облика Абилкайыр хана. Мы провели компьютерную томографию черепа и по анатомическим меркам изучаем миллиметр за миллиметром. Результаты нашей работы будут готовы через месяц и можно будет увидеть анатомическую скульптуру исследованных останков. Совпадет ли наш фоторобот с портретом Абилкайыр хана, нарисованным Кестелем, покажет время. Наша работа заключается в том, что мы создаем конкретное лицо погребенных. Так что казахский народ увидит истинный облик конкретного человека, а не фантазию художника.
Над разворотом работали Муапих БАРАНКУЛОВ и Абат КАРАТАЕВ