Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

АРБЗ: динамика большого проекта

Вчера, 20 мая, аким области Архимед Мухамбетов и президент АО «НК «Қазақстан темір жолы» Аскар Мамин побывали на месте строительства будущего рельсобалочного завода в индустриальной зоне Актобе. Прямо на промплощадке, где трудятся около 200 рабочих и задействовано 150 единиц спецтехники, они заслушали инициаторов инвестпроекта.

Также они провели совещание с участием представителей Банка развития Казахстана (БРК), генерального, суб- и подрядчиков, генерального проектировщика и компании-поставщика технологии и оборудования «Siemens-VAI» (Италия) и др.

Кстати, в Италии на этом проекте занято 50 инженеров. Монтаж оборудования начнется уже в марте следующего года. А с 1 по 5 июня в Москве «Сименс» проведет большое совещание, в ходе которого будут подписаны контракты.

Началось совещание с приятной новости. В прошлую пятницу, 17 мая, на заседании кредитного комитета совет директоров БРК одобрил проект по АРБЗ. Так что до открытия финансирования и начала полномасштабной стройки остались считанные дни. Генподрядчик — казахстанско-украинское СП «Союз» уже приступил к работам. К слову, основной субподрядчик — фирма «Прокатмонтаж» (Магнитогорск, РФ) — компания № 1 в России по строительству прокатных станов.

Напомним, проект стоимостью 367 миллионов долларов США (общая производительность 430 тысяч тонн сортового проката (рельс) в год) имеет огромное значение для экономики Казахстана в целом.

О ходе работ, выполненных на 20 мая, Архимеду Мухамбетову и Аскару Мамину доложил председатель совета директоров ТОО «Транспортные технологии» Кабул Шадиев.

— С основным объемом работ на данном этапе мы справляемся и практически к 15 июня выйдем на монтаж металлоконструкций, — заверил он. Кабул Шадиев обосновал выбор газопоршневого агрегата (ГПА) для выработки собственной электроэнергии.

— Он более эффективен, требует меньше капиталовложений на один киловатт в час. Средние эксплуатационные затраты гораздо ниже, а главное, ресурс агрегата очень высок — до 300 тысяч часов. К тому же ГПА не подвержен воздействию внешней окружающей среды.

Предваряя совещание, аким области Архимед Мухамбетов сказал:

— На сегодня нами принимаются все меры господдержки. Полностью решены вопросы по отводу земельных участков. По техусловиям и инфраструктуре все документы выданы, завершается разработка ПСД. Относительно наших обязательств — полностью завершено строительство ГРС стоимостью 454 миллиона тенге и мощностью 50 тысяч кубометров газа в час. ГРС обеспечит нужды стекольного и других заводов индустриальной зоны.

Финансируем из двух источников — «ДКБ-2020» и местного бюджета. Уже выделено 2,5 миллиарда тенге.

— Мы находимся в центре реализации крупнейшего проекта программы ФИИР Казахстана, — поздравил присутствующих Аскар Мамин. — За последние годы создана новая отрасль — железнодорожное машиностроение. Практически освоен выпуск всех видов подвижного состава.

По словам Аскара Мамина, продукция АРБЗ будет высоко востребована в железнодорожной отрасли стран СНГ. Имеющихся мощностей явно не хватает. Поэтому и было принято решение о реализации этого проекта. В первую очередь будут покрываться собственные нужды, а излишки пойдут на экспорт.

— Мы приехали ознакомиться с ходом реализации проекта и принять соответствующие на данном этапе решения. Нам всем необходимо собраться и работать так, чтобы заявленный нами проект был сдан согласно плану – в июле 2014 года.

К этому времени необходимо завершить весь комплекс строительных и монтажных работ. Реализация проекта будет находиться на ежедневном контроле. Очень важно идти по графику, чтобы генподрядчик мог работать в нормальном ритме, — проинформировал президент нацкомпании.

Затем Аскар Мамин и Архимед Мухамбетов выслушали директора по развитию бизнеса холдинга «Союз» Кайрата Омарова, директора по продажам компании «Siemens» Паоло Тассинари и председателя правления АО «БРК» Нурлана Кусаинова.

— Сроки реализации проекта очень сжатые, а контроль жесткий, посему нужна напряженная, четкая и слаженная работа всех его участников. И ни в коем случае нельзя забывать о финансовых обязательствах, — нацелил присутствующих Аскар Мамин.

Архимед Мухамбетов дал ряд поручений своему первому заместителю Нурмухамбету Абдибекову и акиму города Актобе Ерхану Умарову. Аким области напомнил инициаторам инвестпроекта о соблюдении поручений Президента и Правительства РК и параметров госпрограмм, в частности казахстанского содержания.

— Сырье — основной вопрос. С компанией «Металлинвест» (РФ) подписаны соглашения и договора-намерения о совместной работе и полном обеспечении сырьем. Также прорабатываем вопрос и с казахстанским ТОО «KSP Steel», — сказал генеральный директор ТОО «Транспортные технологии» Кирилл Кириченко. — Казахстанское содержание в наших заготовках составит порядка 55 процентов. Мы начнем с ОАО «Уральская сталь» (Орско-Халиловский металлургический комбинат, город Новотроицк Оренбургской области, РФ), но постепенно диверсифицируем производство и начнем работать с отечественными поставщиками.

Как заметил Кабул Шадиев, специально для нашего проекта на ОХМК начата модернизация технологической цепочки. На двух нагревательных печах меняют машины непрерывной разливки стали для того, чтобы из печи выходили заготовки нужных АРБЗ размеров.

Ляззат ЕГИБАЕВА

Колонка "Взгляд"