Еще немного, еще чуть-чуть, и Казахстан встанет на собственные рельсы. Сегодня на актюбинском рельсобалочном заводе полным ходом круглые сутки монтируются технологические линии. Эта работа выполнена на 90 процентов. По графику строятся ГПС-40 и объекты инфраструктуры (система водоочистки, компрессорная, объекты подсобного назначения). Запуск завода назначен на ноябрь. В этом Главу государства Нурсултана Назарбаева во время его пребывания в Актобе заверил президент АО «НК «КТЖ» Аскар Мамин.
— Завод планируем ввести в эксплуатацию в конце года. Будем выпускать в год 200 тысяч тонн рельсов длиной 120 метров. Никогда такой продукции мы не производили. АРБЗ обеспечит наши потребности при строительстве железной дороги Шалкар — Бейнеу.
Монтаж технологического оборудования планируется завершить в сентябре. К пусконаладочным работам приступим сразу же, чтобы уже в ноябре обеспечить запуск производства. Ежегодно АРБЗ будет выпускать продукции на 100 миллиардов тенге, что благоприятно скажется на экономике области, — проинформировал Аскар Мамин.
Между тем ранее завод планировалось ввести в июле. Чем вызван перенос запуска и что происходит на стройплощадке одного из интересных и масштабных инвестпроектов, мы попросили рассказать генерального директора ТОО «Актюбинский рельсобалочный завод» Андрея Кузьмина.
— Срывов нет, идем по графику, — предупреждая все вопросы, ответил гендиректор ТОО. — Начало пусконаладочных работ перенесено на конец года в связи с изменением ГОСТа и введением нового межгосударственного и национального стандарта Республики Казахстан.
Чтобы соответствовать их требованиям, нам пришлось увеличить объемы работ и дополнительно закупить основное технологическое оборудование. Собственно, этим объясняется небольшой сдвиг срока окончания строительства.
Процесс пусконаладки не такой простой. Задолго до горячего старта, в сентябре, проведем холодные испытания — прокрутку смонтированного оборудования и наладку режимов.
В ноябре начнется нагрев первого блюма, выход докрасна нагретого металла заготовки из нагревательной печи и его прогон по технологической линии.
ГОСТ не прост
По словам Андрея Кузьмина, старый ГОСТ 2001 года не отражал реальной картины безопасности на железнодорожном транспорте. Время не стоит на месте, и вполне естественно, что произошли ужесточение требований, изменения в технологическом регламенте и производстве, в исследованиях и обследованиях рельса (готовой продукции) и ее сертификации.
Национальный стандарт был разработан в 2013 году. Впервые за всю историю существования независимого Казахстана появился свой стандарт, который отражает все последние требования к рельсам европейских и российских производителей.
— Разница принципиальная. Ужесточены требования к геометрическим размерам рельс, а самое главное — возросли требования по выявлению несоответствий и обследованию рельс на их пригодность к использованию. Качество и количество испытаний рельс увеличилось многократно, — констатирует гендиректор ТОО. — Согласно новому стандарту каждый 120-метровый рельс подлежит полному обследованию. Ранее требования были гораздо мягче.
Все это повлекло расширение здания лаборатории: пришлось удлинить главный технологический корпус на 24 метра — с 649 до 673 метров. Дополнительно заказали рольганги, четвертую чистовую клеть, блоки системы закалки рельса, правильные машины, расширили системы неразрушающего контроля. Произошло увеличение строительных объемов и монтажа технологического оборудования, что неизбежно привело к увеличению сроков окончания проекта.
— Но нет худа без добра. Благодаря изменениям наш проект стал более инновационным, — c гордостью говорит Андрей Кузьмин.
Своя энергия
ГПС-40 станет первым пусковым объектом завода. Все строительно-монтажные работы будут завершены в конце июля. Процесс пусконаладки займет 3,5 месяца. Первые мегаватты пойдут в энергосистему в конце августа.
Лист ожидания
Сегодня на АРБЗ работают 135 инженеров и рабочих из всех областей Казахстана, а также специалисты из России и Украины. До конца года будет задействовано 560 человек.
Устроиться на завод непросто, но все объективно и прозрачно, уверяет первый руководитель ТОО. Сначала нужно попасть в своеобразный лист ожидания, а график приема персонала расписан вплоть до конца года.
800 претендентов были отобраны еще в феврале. Именно из них будут отбираться будущие специалисты.
— Риск того, что за время ожидания человек может найти другую работу имеется, но иного выхода у нас просто нет, — объясняет Кузьмин. — Мы не можем единовременно набрать весь персонал, ведь работы для него пока нет.
С теми, кто подходит, специалисты HR-службы (отдел кадров) проводят 4 дополнительных теста — на стрессоустойчивость, определения уровня IQ и другие. Окончательное решение принимает комиссия во главе с генеральным директором.
Ученье — свет
Подготовка и переподготовка специалистов согласно меморандуму с Новотроицким филиалом МИСиС будет вестись на базе АРГУ им. К. Жубанова. В этом году курсы по специальностям «обработка металлов давлением», «металловедение», «химия и технология» пройдут 17 человек.
Узкий профиль
Из 45 узких специалистов найдено уже 30. 15 из них — специалисты прокатного профиля, инженеры-металловеды и вальцовщики. Предпочтение отдается, в первую очередь, специалистам из Актобе и Казахстана. На каждую позицию претендовали 2-3 человека.
— Острый дефицит в инженерах-прокатчиках, калибровщиках, вальцовщиках. В нашем регионе их не готовят вообще. До настоящего времени мы в активном поиске специалиста по прокатке рельс. Но это и неудивительно, ведь в Казахстане такого производства до нас не было, — говорит наш собеседник.
По словам Андрея Кузьмина, завод предлагает достойную оплату труда и арендует жилье для специалистов, привлеченных из других городов. К примеру, из Павлодара и Караганды едут семьями. Сейчас в ТОО 7 семей. Им помогают устроить детей в детсады и школы.
В перспективе намечается строительство домов для рабочих АРБЗ. Об этом на одном из совещаний говорил аким области Архимед Мухамбетов.
— Мы в этом очень заинтересованы и обязательно вернемся к вопросу после того, как запустим производство, начнем продажу продукции, и у нас появятся операционные денежные средства, — решительно настроен Андрей Кузьмин.
Экология
— Наш проект достаточно экологичен. К примеру, с нашей площадки никаких замасленных сбросов или стоков в поверхностные источники и канализационную систему города не будет. Отходы всех производственных циклов будут сведены до сухого остатка, — подчеркивает гендиректор. — А он, кстати, тоже экологически чистый. Соли кальция можно использовать в зимний период для посыпки обледенелых дорог.
Выбросы в атмосферу от ГПС и нагревательной печи в цеху будут, но их влияние на экологический фон незначительно.
ЧП не пройдет
И, конечно же, в разговоре с генеральным директором мы не могли обойти тему ЧП, случившегося 12 июня на заводе.
Напомним, в тот день произошел обвал конструкций. Это случилось во время строительных работ по заливке бетонного монолита на 3-м ярусе здания копровых испытаний рельс. В результате ЧП в больницу госпитализировали 9 человек.
— Отношение мое к тому, что произошло, резко отрицательное. Слава богу, что все живы, и в скором времени они будут дома со своими семьями. Ситуация, когда на производстве страдают и получают травмы люди, недопустима, — однозначен в своем мнении Андрей Кузьмин. — Расследование показало, что подрядной организацией технологический регламент заливки бетона проводился с некоторыми отступлениями. Произошло коробление подпорной конструкции, она потеряла устойчивость, и все рухнуло вниз из-за большой нагрузки.
В настоящий момент замечания устранены, поврежденные элементы разобраны, работы продолжаются.
ГПС-40
У завода будет своя газопоршневая электростанция (ГПС) мощностью 40 мВт. Она будет обеспечивать потребность АРБЗ и объектов индустриальной зоны.
Только цифры
АРБЗ стоимостью 55 млрд. тенге будет производить в год 200 тысяч тонн железнодорожных рельсов и 230 тысяч тонн сортовой продукции — швеллеры, балки, уголки, специальный профиль.
Экспорт
Завод будет экспортировать свою продукцию в страны СНГ и ближнего зарубежья. Сортовой прокат будет применяться в строительстве промышленных объектов и жилых зданий.
Кстати
Проект АРБЗ, реализуемый АО «НК «КТЖ» при поддержке Банка развития Казахстана, включен в республиканскую Карту индустриализации и контролируется Правительством РК.
Ляззат ЕГИБАЕВА