Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Аскар Сабдин: Борьба с иллюзией знаний

О том, каким образом компетентные органы борются с искоренением радикальных взглядов,
мы поговорили с директором консультативно-реабилитационного центра «Ансар» Аскаром Сабдиным.

— Аскар, что необходимо сделать для того, чтобы изменить мировоззрение людей с радикальными взглядами?
— Самым важным элементом реабилитации является выявление уровня знаний радикала и доведение до него этого уровня. Без осознания собственной невежественности в религиозных знаниях радикал не перестанет упираться в своих убеждениях, при этом постоянно ссылаясь на несколько заученных аятов и хадисов. Дело в том, что пропаганда нетрадиционных и деструктивных течений, а также интернет и другие современные средства глобализации практически свели на нет понятие компетентности — особенно в исламских науках. Объявленные некоторыми течениями призывы «брать смыслы» напрямую из Корана и Сунны ввели некомпетентную молодежь, которая не знает языка Корана и Сунны, не знакома с принципами и методологией понимания первоисточников ислама, в самые сложные проблемы мусульманской теологии. К сожалению, проблемы ислама и мусульман сегодня не обсуждает только ленивый. Поэтому, если радикал, условно говоря, признает свой низкий уровень знаний, то в дальнейшем с ним легко вести адаптационную работу.

— Мы слышим о том, что радикалы объявляют людей, не придерживающихся их взглядов, неверными? Это болезнь?
— По сути, это идейные вирусы. Некоторые эксперты называют эту болезнь «охлократией в исламских науках», где каждый имеет право голоса в «прямом» понимании Корана и Сунны. Другие эксперты называют эту болезнь — «иллюзией знаний» или «синдромом богослова». В действительности, эта анархия привела к тому, что рядовому мусульманину, которому в соответствии с хадисом о бедуине от Анаса ибн Малика и Тальхи достаточно 5 столпов ислама, вручаются полномочия мусульманских «генералов» — муджтахидов. И этот рядовой в «погонах генерала» повсеместно кого-то отправляет в ад, называя кафиром, мушриком, муртаддом, сахауатом, бидатчиком и заблудшим, а кого-то отправляет в рай, называя праведником, шахидом и братом. В общем, радикалу дают право вершить судьбами людей. И, безусловно, молодым людям эмоционально крайне привлекательно распоряжаться полномочиями исламских ученых, и это основная причина их ухода в эти нетрадиционные течения и секты. Это одна из так называемых теологических спекуляций — наделение дилетантов компетенциями.

— Как ханафитский мазхаб относится к теме компетенции в вопросах религии?
— Уместно отметить, что в отличие от различных течений ученые ханафитского мазхаба настоятельно рекомендовали получать исламские знания от компетентных ученых. В качестве доводов приводилось множество фактов, в том числе и то, что сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) получал знания от Джибриля, как об этом сказано в следующем аяте: «Научил его обладающий могучей силой» (ан-Наджм — 53:5).
Сподвижники, в свою очередь, получали знания от Пророка, последователи от сподвижников, и таким образом в исламских науках сформировалась преемственность передатчиков знаний (иснад). Известны изречения имама Абу Ханифы, когда его спросили о группе самостоятельно занимающихся фикхом студентах, он спросил: «Есть ли у них главный (учитель, шейх)?». Когда ему ответили, что такого человека нет, он сказал: «Они никогда не постигнут фикх».

— На ум приходит аят из Корана: «Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают» (Зумар, 39:9)!
— Да, как известно, Коран и Сунна не признают панибратства и уравниловки в исламских знаниях. Еще один аят гласит: «Он дарует мудрость кому пожелает, и тот, кому дарована мудрость, награжден великим благом…» (аль-Бакара, 2:269). В другом аяте сказано: «Ведь выше всякого обладателя знания есть знающий» (Юсуф, 12:76).
В этих аятах говорится о неравенстве людей в знаниях. Кто–то является компетентным специалистом, другой обязан следовать (таклид) за учеными, как об этом сказано в следующем аяте: «Спросите людей знающих, если сами не знаете» (Коран-16:43).Упоминая вышеуказанные аяты, имам Муслим в предисловии к своему Сборнику также указывал на то, что люди не равны в знаниях. Это же подтверждается хадисом о «Прощальной проповеди».

— Среди радикально настроенных групп немало тех, кто выводит всевозможные религиозные решения. Дозволено ли это в исламе?
— Существует значительное количество аятов и хадисов, запрещающих некомпетентному человеку выводить решение (иджтихад) в вопросах религии.  Например, Пророк Мухаммад говорил: «Если судья, проявивший усердие, вынес решение и оказался прав, то он получит двойное вознаграждение, а если он проявил усердие и ошибся, то одно». Кади ‘Ияд по поводу этого хадиса писал: «Нет разногласия и сомнения в том, что этот хадис относится к судье-ученому, чей иджтихад (выведение решения) является дозволенным. А что касается невежды, то он совершает грех за свой иджтихад в любом случае!». В том же ключе, высказались ан-Навави, аль-Куртуби и др.  Еще одним доказательством запретности выведения решения некомпетентными людьми является следующий аят: «Когда до них (мусульман) доходит весть о безопасности или опасности, они разглашают это. Если бы они обратились с этим к Посланнику и обладающим авторитетом среди них, то об этом от них узнали бы те, которые могут исследовать это» (Коран-4:83). Ибн ‘Аббас сказал о словах: «обладающим авторитетом среди них»: «То есть обладающие разумом и разбирающиеся в фикхе и религии». Также Хасан аль-Басри и Катада в отношении этих слов сказали: «То есть вернуть это ученым». Имам аль-Багауи о словах: «Об этом от них узнали бы те, которые могут исследовать это» сказал: «Это ученые, которые укажут на то, что следует умалчивать, а что следует распространять». По этому поводу Ибн аль-Кайима, говорил: «Если исправление порицаемого (нахьй `аниль-мункар) повлечет еще больше зла или отдаление от Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха), то изменять такое порицаемое запрещено! К подобному исправлению порицаемого относится выход против правителей-мусульман. Поистине, это является основой зла и смуты вплоть до Конца света!». Используя вышеуказанные и другие тексты, радикал должен убедиться в том, что он не имеет права выводить решения, в том числе по таким проблемным темам, как такфир, джихад, джизъя и т.п. Эти и подобные вопросы рассматриваются «ахль аль-халли уаль-акд» — учеными и правителями. Некоторые люди положение о «ахль аль-халли уаль-акд» называют «шейхократией», что в корне неверно. Компетенции — это сунна Аллаха, и если проблемой занимаются сведущие люди — это проявление меритократии.
В этой связи повышение уровня осведомленности у радикала является эффективным способом научить его более объективно оценивать собственный уровень компетенций. «Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это — дозволено (халал), а то — запретно (харам), и не возводите навет на Аллаха…» (Коран-16:116)

— Есть ли какие-либо хадисы, которые раскрывают все вышесказанное?
— Я бы отметил следующий хадис: «Поистине, наступят для людей такие времена, когда будут верить лжецам и перестанут верить правдивым, когда будут доверять изменникам и подозревать в измене тех, кто заслуживает доверия, и когда слово будет за рувайбида». Его спросили: «А кто такой рувайбида?» Он ответил: «Невежда, который будет говорить о всеобщих делах!».

— Я считаю, что этим хадисом все сказано. Спасибо за интересное интервью.

Подготовил Рахат АХМЕТ

Колонка "Взгляд"