Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Аттестация педагогов – по новым правилам

Профессиональный уровень учителей будут определять по принципу нажатия одной кнопки.

         Иными словами, процесс аттестации учителей автоматизируют. Действующие правила процедуры аттестации будут включать три этапа: квалификационную оценку, комплексное аналитическое обобщение результатов деятельности и оценку знаний. Об этом сообщила заместитель руководителя управления образования Нургуль Бертлеуова. Такая система позволит определить профессиональный уровень учителя.

Ранее для проведения аттестации педагоги собирали большое количество документов в электронном и бумажном вариантах, их длительное время рассматривала аттестационная комиссия. Причем объективно и с академической честностью было трудно определить уровень компетенции педагога. Теперь автоматизация процесса аттестации посредством нажатия одной кнопки упростит порядок проведения процедуры. Учитель только подтверждает, что намерен пройти аттестацию, а его личные документы и соответствующие материалы, определяющие уровень квалификации, автоматически суммируются и анализируются информационной системой, которая в кратчайшие сроки подводит итоги.

— Цифровизация процесса разработана на базе Национальной платформы. Вся информация о деятельности педагога собрана в его личном кабинете. Исключено портфолио, а также тестирование по педагогике и методике преподавания. Педагог будет проходить тестирование только на знание своего предмета.

Для учителей из районов составлен отдельный график тестирования. Каждый лично подает заявление. Для удобства все тесты будут проходить по графику в областном центре, кроме Хромтауского, Мугалжарского районов и города Шалкара.

Тестирование организуют непрерывно. С апреля до конца августа педагоги будут сдавать тесты на квалификацию. Портфолио уже накапливается в системе. После подачи заявления педагога комиссия обязана рассмотреть его в течение месяца. Она выносит решение и направляет в аттестационную комиссию, которая начнет работу с 1 апреля и продолжит  до 1 сентября. С 1 сентября по 31 декабря проходят аттестацию педагоги I, II, высшей категории.

Если педагог временно нетрудоспособен, вышел из декретного отпуска или перешел из образовательного заведения в госорганы или методический кабинет, то срок действия его квалификационной категории продлевается до двух лет (ранее был год). Педагоги I, II, высшей категории могут подать заявление на любую квалификацию (кроме «мастера»), и при наличии положительных результатов за ним закрепляется выбранная категория. При этом лучшими показателями эффективности работы остается успеваемость учеников.

Педагоги-мастера, активно участвующие в экспертных группах и языковых программах, а также имеющие более 30 лет педстажа, также освобождены от процедуры аттестации. Изменения были предложены в рамках поручений Президента страны по повышению качества образования и подготовки квалифицированных кадров для будущего Казахстана.

Изменения коснутся также механизма награждения. Теперь награды педагогам будут вручаться в соответствии с достижениями их учащихся. Это относится также к педагогам пенсионного возраста. Кроме того, планируется полностью автоматизировать процедуру приема педагогов на работу через Национальную образовательную базу данных. Выпускники педагогических специальностей, впервые приступающие к профессиональной деятельности либо имеющие перерыв в стаже, будут проходить тестирование на диагностику профессиональных компетенций.

Учителя, имеющие инвалидность по слуху, зрению либо опорно-двигательному аппарату, могут прикрепить к заявлению на аттестацию документы об инвалидности, а также дополнительно указать потребность в помощнике.

Освобождаются от аттестации учителя, кому до пенсии осталось менее четырех лет. Присвоенная квалификационная категория сохраняется до достижения ими пенсионного возраста на основании заявления. Приказ о продлении срока действия категории издается руководителем организации образования.

Нургуль АРИНОВА

Фото из архива «АВ»

 

Колонка "Взгляд"