Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Аул на Великом шелковом пути

Жилой массив «Ульке» ничем не отличается от сотен других. Также соблюдаются народные традиции, также растут дети, также нужны школа, садик, медпункт. Но привлекает эта земля легендами о святых предках.

Мечеть с трехсотлетней историей

В Ульке не так давно назначили нового имама – Талгата Оразова. Местные аксакалы благословили его деятельность, бабушки пожелали здоровья, а молодежь пообещала поддержку. Встретили его щедрым дастарханом, среди гостей были и уроженцы села, и горожане. Чувствовалось, что аул стал одной большой семьей, в которой делят друг с другом и горести, и радости. А закваска этого эликсира единства в руках 68-летней Несип Токмурзиной, которую все называют Несвели апай. Когда она, оторвавшись от казана во дворе, вошла в дом, ее приветствовали объятиями, добрыми улыбками, сияющими глазами. Светлая энергетика этого человека буквально разлилась вокруг, отражаясь на лицах сидящих.
Көк мешіт была восстановлена много лет назад благодаря Несип Сагынгаликызы. В советское время в этом здании располагалась школа, потом магазин. Но люди всегда знали, что место это святое. На Великом шелковом пути караваны непременно делали привал у синего домика, построенного Хазретом аулие. Утверждают, что на этой земле, где покоится немало славных предков, никогда не было джута.
Мечеть в три комнаты, с газовым отоплением, водопроводом, притягивает уютом и чистотой. Мы узнали, что построено здание согласно древним канонам.
– Ни силикатный кирпич, ни блоки из ракушечника не держались на фундаменте, – говорит Несвели апай, которой приснилась миссия восстановить мечеть Хазрета ата и поднять мавзолей на могиле предка Беккула аулие. – Строение требовало природного материала, и подошел бутовый камень. Его мы таскали с пригорков. На возведение ушло несколько лет. Помогали нашей семье – мужу и четырем сыновьям – шымкентские парни: Байрам (маркум), Замир, Амир, Бакытжан, спасибо им большое. В 2014 году ввели в строй, закончили отделку, в 2017-м получили документы в органах юстиции. Стены здесь больше метра шириной, потому зимой тепло, летом прохладно. Осенью в поселок провели водопровод, недавно пришло к нам и газовое отопление.
Женщина рассказывает, что во все это семья вкладывает свои средства: продали машину, квартиру в городе, на строительство, коммуникации оформляют кредиты. Помогают им земляки пожертвованиями.
Поселок Ульке расположен по двум сторонам трассы, ведущей из Актобе в Хромтау. Справа проживает основное население, там же в 2006 году построена подстанция. По левую руку стоит мечеть и несколько домов, в основном крестьянские хозяйства. Сюда по весне не проехать – река Жаман Каргалы заливает насыпной мост, да и зимой часто заносит дорогу. Несвели апай говорит, что они хотели возвести Көк мешіт на правой стороне, куда люди доезжают без проблем, но не получилось.
– То я ногу сломала, то заболела. Были и другие знаки, что строить надо именно здесь, – делится собеседница.
За эти годы сменилось несколько священнослужителей. Первые уехали (кто по болезни, кто по старости), один привел дом Аллаха в запустение, чем вызвал негодование Несвели апай. Больше года мечеть пустовала. Затем муфтият прислал служителя, но он бывал наездами, пока совсем не уволился. И опять некому, кроме апай и ее супруга, было привечать жамагат. Садака, религиозные праздники проводили они сами. Весной, в последние дни Рамазана, приехала семья имама Талгата Оразова – выпускника местного медресе. Прежде чем вручить ключи от религиозного объекта, Несип Токмурзина дала ему наказ: «Наши предки возвели его, чтобы мир был на этой земле, люди сыты, дети не болели, не умирали от эпидемий. Это непростая мечеть, ты должен честно, ответственно выполнять свои обязанности».
Говоря об этом, добавила:
– Так как имамы у нас не получают зарплату, я беру на себя оплату их труда в мечети Хазрета. Обращаюсь к благотворительным сообществам, прошу содействия. Кроме зарплаты, средства нужны и на комуслуги, раньше на уголь уходило много, сейчас за газ платим. Бывает, что беру из семейного бюджета, делюсь своей пенсией в 65 тысяч тенге. А что делать? Должен же человек на что-то жить. Спасибо жене Талгата, что согласилась приехать сюда с маленькими детьми.

Обещанного моста 10 лет ждут

Талгату Оразову 38 лет. С супругой воспитывают четверых детей. Двое старших школьников во время учебы живут с дедушкой и бабушкой в Пригородном.
– Сельчане встретили хорошо, вы сами слышали, все желают добра. Обычно в глубинку мало кто соглашается ехать, молодежь после медресе стремится работать в городе. Но ведь в любом ауле нужен молда, поэтому с благословения родителей мы решили сюда переехать.
Я был и сантехником, и сварщиком, и электриком, так что отремонтировал в мечети систему водоснабжения, по мелочи еще кое-что наладил. Кстати, по статусу у нас не мечеть, а намазхана: не насчитывается 50 прихожан. Но, кроме сельчан, в эти сакральные места люди приезжают отовсюду. Посещают мавзолей Беккула аулие и к Хазрет ата обязательно заглядывают. Одна только проблема – мост через реку.
Об этом говорили все собравшиеся за столом. К примеру, 84-летняя Улболсын апай Бекетова:
– Я родилась в Ульке, здесь выросла, замуж вышла, десять детей мы подняли на ноги, внуки, правнуки растут. В советское время была дояркой, потом с мужем пасли отару, в год получали по пятьсот ягнят. Хорошие у нас места. Что ни посадишь в огороде, все плодоносит. В дома пришла чистая вода, есть газ. Фонари поставили, правда, после паводка они перестали гореть. Всего в массиве дворов 60 примерно. В последнее время много детей появилось на свет, значит, и садик нужен, и школа. Учеников возят автобусом в Беккул баба. Да и медпункт нужен, особенно пожилым. Многие старики покидают село из-за того, что приходится выезжать в Актобе, чтобы пройти обследование в частных клиниках. Но главное, что нам нужно, это мост через реку, уже лет десять говорим об этом. После половодья люди не могли проехать, куда только ни обращались. Выручили предприятия Хромтауского района, которые по просьбе Несвели подняли насыпь. Но долго ли она простоит? После первого же хорошего дождя опять смоет проезд.
Сидевшие рядом с ней на почетном месте аксакалы и бабушки, соглашаясь, кивали головами и добавляли:
– Про мост обязательно напишите в газете.

От Беккула аулие к Бекету ата

Возвращаясь из Ульке, мы заехали в село Беккул баба, остановились у мавзолея в домике шыракши известному целителю, бию, советнику Абилкайыр хана. За чаем нам рассказали истории, связанные с именами предков. Оказывается, по пятницам с наступлением темноты апай зажигает в доме лампаду, одновременно мавзолей изнутри озаряется мерцающим светом.
– Беккул аулие – это дед по матери тама Есета Кокиулы. Говорят, когда внуку было девять лет, он дал ему бата, пожелав, чтобы стрелы врага не касались его, чтобы стал он защитником народа. У Есета была дочь Бегимсулу, ее сосватал батыр из рода адай. У них родился сын, будущий пир Бекет, – протянули аксакалы цепочку родства от наших краев в Мангыстаускую область.
Мавзолей Беккула баба неслучайно расположен у подножия холмов Қосқоныр-Қыземшек, символизирующих женскую грудь. Легенда гласит, что дух Қыз аулие подарил ему дар ясновидения, предсказал, что спустя века сюда будут приезжать женщины и мужчины, желающие излечиться.
– На Великом шелковом пути покоится также Сыйкым аулие. Кстати, шыракши мавзолея русская женщина Светлана из Белогорки. Ойсылкара аулие, знавший язык верблюдов, посылавший их впереди войска, захоронен неподалеку, в Хромтауском районе, – поведали аксакалы.
Вернулись мы в Актобе с серьезными намерениями посетить и другие захоронения знаменитых личностей, чей прах хранит наш богатый историческим наследием край.[divider]

Дети-погодки в каждом доме

Заместитель акима района Алматы города Актобе Бакузак Дарин на наш вопрос насчет моста в Ульке ответил, что проблема поднимается уже более десяти лет. Но даже на разработку ПСД пока нет средств, не то, что на строительство.
– Там установлены водопропускные трубы, они и служат основой для насыпи. Ежегодно после паводка через отдел ЖКХ, при поддержке департамента по ЧС восстанавливаем переход, – добавил он.
В горотделе образования пояснили, что в массиве 43 ученика, их доставляют автобусом в Беккул баба, школу № 76. Дошкольников 26, лишь троих возят в детский сад «Ақбота».
Более подробную информацию дала медсестра Кульшат Молдагазина, обслуживающая аул почти десять лет:
– Я работаю в медпункте Белогорки, который относится к Каргалинской городской больнице, ВОП № 24. Один-два раза в неделю выезжаю в Ульке, когда с мужем на машине, когда – на такси. Зимой, конечно, реже. Бывало, и на лошади верхом добиралась до них.
В последние годы там на самом деле хорошая рождаемость, в семьях по трое-четверо детей-погодков. Бывает, что уезжают люди в город, но есть и приезжие. Мужчины в основном работают на предприятиях Хромтауского района, женщины – поварами, посудомойками, техничками в придорожных кемпингах.
Она пояснила, что заболевшие обращаются к участковому врачу в Беккул баба. При необходимости вызывают скорую помощь из села Каргалинское, оттуда машины обычно приезжают минут за 30-40.
– Был у меня на участке в Ульке 63-летний пациент с инвалидностью. К сожалению, скончался этой зимой. А в целом особых проблем нет. По заявке ветслужбы беру анализы на бруцеллез у владельцев КРС. Конечно, было бы хорошо, если бы в ауле появился свой медик.[divider]

Гульсым НАЗАРБАЕВА

Фото автора

Колонка "Взгляд"