Аутизм – не приговор

При своевременной диагностике и качественной интенсивной терапии многие дети с этим диагнозом могут учиться в обычных школах, получать образование и работать.
– Важно вовремя распознать расстройства аутистического спектра и помочь ребенку справляться с ними. Внимательно наблюдайте за поведением, фиксируйте нетипичные для их возраста проявления, – говорит декан международного медицинского факультета ЗКМУ имени М. Оспанова Асет Изденов.
Помимо основной работы, он является куратором проекта «Психосоциальная поддержка родителей детей с расстройствами аутистического спектра», поэтому тема ему хорошо знакома.
– Зачастую при разговоре о детях с особыми потребностями обсуждаются только методы и способы их поддержки. Но не стоит забывать, что в помощи нуждаются и родители. Мы должны понимать, что они круглосуточно находятся рядом с детьми, это действительно большой труд. Их работа и психоэмоциональный фон отходят на второй план. Наш проект направлен именно на родителей. Мы проводим анализ проблем, с которыми они сталкиваются в медицинских учреждениях и других госорганах. Немаловажным вопросом является их самореализация, заработок. Чаще всего такие семьи неполные, обычно женщинам приходится решать все в одиночку, – делится Асет Изденов.
Аутичный ребенок внешне может производить впечатление избалованного, капризного, невоспитанного. Семья, в которой он растет, часто попадает в социальную изоляцию и сталкивается с неприязнью, непониманием со стороны окружающих. Недоброжелательность и даже отторжение увеличивают страх ребенка, да и родителей перед появлением в общественных местах, усложняя и без того их тяжелое душевное состояние. Не стоит забывать, что такие семьи часто имеют финансовые трудности. Выявление всех сложностей и путей их решения также является частью проекта.
Пандемия внесла небольшие изменения в его реализацию. Тем не менее работа запущена. Проведены онлайн-конференции с родителями, анкетирование, в том числе среди медперсонала. Разработано методическое пособие в виде рекомендаций.
– В 2019 году Казахстан получил международный классификатор болезней ВОЗ МКБ-11 и не позднее 2024 года должен внедрить его. Пока же в стране не применяется понятие «расстройство аутистического спектра». У нас диагноз ставят психиатры, они пишут по нынешней классификации «детский аутизм». Но после 18 лет пациент уже не ребенок, и неизвестно, что делать дальше. В плане инструментов диагностики – то же самое. Специалисты не используют план диагностического обследования при аутизме, который является золотым стандартом. В поликлиниках не проводятся скрининги на аутизм, тогда как педиатры могли бы раньше выявлять детей с риском РАС. Родители обращаются за помощью, как правило, к шести годам, но ребенка этого возраста обучить навыкам очень сложно, а говорить о том, чтобы он пошел в обычную школу и впоследствии получил образование, уже, к сожалению, не приходится. Чем раньше начнут заниматься с малышом, тем больше шансов воспитать человека, приспособленного к жизни в обществе, – завершает беседу Асет Изденов.
Проект осуществляется в рамках национальной программы «BIRGEMIZ» по направлению «Sabaqtastyq» и гранта ОФ «KAZBRANDS».

Признаки и симптомы аутизма у ребенка:
– нарушение или задержка речи;
– не смотрит в глаза, не тянется к родителям на руки, не улыбается;
– испытывает дискомфорт среди сверстников;
– не знает, как нужно играть с игрушками;
– совершает одни и те же действия на протяжении долгого времени.

Венера ТОТИКБАЙ

Иллюстрированное фото из открытых интернет-источников

+1
® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель