Классику – «Принцессу Турандот» – в казахской труппе драмтеатра имени Т. Ахтанова ставит один из самых востребованных молодых казахстанских режиссеров. Премьера состоится 24-25 января.
У нас все впереди
В сентябре 2023-го, во время театрального форума «Ахтанов аланы», Алибек Омирбекулы заметил, что его график составлен до начала 2026 года, и в случае востребованности в Актобе сможет приехать примерно в конце 2025-го. Одним словом, звезды сошлись удачным для нас образом!
– Родился и вырос в Алматы, сейчас живу в Астане, – рассказывает о себе режиссер. – Первый театр создал в 17 лет, во время учебы в Кокшетауском колледже имени Акана серэ. Потом была КазНАИ имени Темирбека Жургенова и мастерская Натальи Дубс, по совместительству худрука немецкого театра. Она не просто хороший педагог, но одна из основателей республиканского академического немецкого драмтеатра в том виде, в каком он существует сейчас, и один из лучших режиссеров РК.
В ГИТИС я попал по приглашению. Повез на Московский фестиваль профессиональных театров «Трехгрошовую оперу», которая взяла Гран-при, и меня пригласили на режиссерский факультет без экзаменов.
Скажу без ложной скромности, это пока единственный случай в истории ГИТИСа. Учился в мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова, которые готовят режиссеров и художников-постановщиков одновременно. Вот почему в каждом спектакле у меня собственная сценография.
Кстати, на VIII международном театральном фестивале стран Центральной Азии в 2022 году мой спектакль «Дон Кихот», поставленный в Государственном академическом казахском музыкально-драматическом театре имени Куанышбаева, победил в номинации «Лучшее сценографическое решение».
На вопрос о выборе профессии собеседник ответил, что его сформировала семья:
– Покойный отец Омирбек Малдыбаев – композитор. Мама Келбет Асантаева – поэтесса. Сначала она писала стихи для музыки отца, а в непростые времена зарабатывала на жизнь, как и многие – где придется. Но даже в непростые времена в семье доминировало искусство: мы всегда слушали музыку или читали книги. Младший брат Айтуар – академический певец. Совсем недавно работал в Европе, сейчас заключил контракт с южнокорейским театром.
Я работаю с детства, если считать, что театр, который создал в 17 лет, приносил доход. Отец внушил нам, что сила – в знании, поэтому учиться не перестаю, а трудности только закаляют. Вообще, мечтал стать хирургом, но обучение было платным, и с мечтой пришлось расстаться. Взял палатку и поехал из Кокшетау в Алматы поступать в Жургеновку.
– Судя по расписанию постановок, ты очень востребованный режиссер, в том числе в дальнем зарубежье, а значит, высокооплачиваемый?
– Да. Но нет идеи заработать деньги, есть идея создать новую страницу в истории театра, даже если мне придется идти очень тяжелым путем. Я – ученик Натальи Дубс, Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова. Последний – сын Анатолия Эфроса и ученик Марии Кнобель, переложившей на бумагу систему Станиславского. То есть знания у меня есть, но они требуют применения, ведь еще Абай заметил, что просто знать – не считается.
По форме подачи драматического материала я авангардист, и авангардизм вижу в том, с какой стороны представляю мир со сцены. Вне зависимости от целей и задач театра, способ передачи замысла меняется вместе с миром, а театр Станиславского, последователем которого я являюсь, призывает изучать человеческий дух.
В основе моей методологии – система Станиславского и сама жизнь. Важно не быть угодным зрителю, а успевать за его развитием. Казахстанский зритель специфичен: мы только начали ходить в театр и пока не дотягиваем до размышлений, скорее, воспринимаем его как развлечение. А искусство должно двигать человека вперед, заставлять думать. Так что у нас все впереди.
Звезды сошлись
– Святая святых драматургии «Принцесса Турандот» теперь будет в репертуаре Ахтановского. Кто выбрал эту пьесу?
– Выбрал я и именно ее не назову святая святых. Да, для меня она входит в этот ряд, но в первую очередь внесу в него всего Шекспира, начиная с «Гамлета», потом «Чайку», «Три сестры», «Дядю Ваню» и «Вишневый сад» Чехова, «Фауста» Гете, «Преступление и наказание», «Идиота» Достоевского, «Войну и мир», «Анну Каренину» Толстого.
В Усть-Каменогорском театре соединил «Войну и мир» и «Вишневый сад». Очень понятно получилось: где-то война, где-то народ вкушает прелести мирной жизни, а параллельно вырубается вишневый сад.
С пьесами всегда сам определяюсь. Признаться, в эти три месяца, что я в Актобе, планировал отдохнуть. Однако год назад, во время форума «Ахтанов аланы», познакомился с театром и пообещал, что откликнусь на приглашение. После Ахтановского будет татарский театр в Альметьевске, потом Астана, Алматы, Грузия и так далее.
После того, как принял приглашение из Актобе, приехал на неделю познакомиться с казахской труппой и выяснил, что ей по силам «Принцесса Турандот». Что в этом спектакле авангардное? Все. Например, один состав, и это тоже мой выбор: с двумя составами постановка готовилась бы вдвое дольше.
Не люблю подобие театра, поэтому работаю долго и глубоко. Из труппы задействовано 23 актера. Репетиционный процесс выстроен таким образом, что одновременно работаю над актерскими техниками и формами подачи образов – в этом моя методология. Труппа очень талантлива, но ей не хватает творческой среды. Это расслабляет артистов, а талант имеет обыкновение заканчиваться, если не поддерживается.
Режиссер заметил, что актеры не знают, у кого какая роль, и это тоже часть его методологии:
– Предлагаю им новый способ существования на сцене. Каждый готовит все роли, и не исключено, что мужчине выпадет женская роль. А как же с искусством перевоплощения? В труппе театра имени Ауэзова в спектакле «Құйын» императрицу сыграл мужчина. Более того, он получил Национальную премию Umai за лучшее исполнение женской роли.
Откуда мои идеи и мысли, не знаю, но все они превращаются в спектакли. Для передачи смысла только слова мало, и театр расширяет возможности передачи смыслов.
– Работа режиссера непростая, тем более что ты имеешь собственную методологию. Наверняка руководствуешься какой-то философией?
– Не признаю философов: они заставляют верить в то, чего нет. Скажем, человек всегда хочет хлеба и счастья. И чтобы понять, что счастье превыше, сначала его нужно испытать. Но личная философия имеется: не обижать человека.
– Встречался ли ты с безнадежно неталантливыми актерами?
– Встречался. Таких нужно увольнять, чтобы они нашли себя в чем-то другом и были счастливы.
Татьяна ВИНОГРАДОВА