С введением в Казахстане запрета на ввоз иномарок, выпущенных ранее 1997 года, на актюбинском авторынке наблюдается их подорожание. Хотя сами торговцы признают, что наш рынок нерегулируемый.
В выходные на авторынке ТОО «Актобе Кок Инвест» было многолюдно, но ажиотажа на покупку старья тоже не наблюдалось. За «Ауди В-4» 1993 года выпуска просили от 4,5 тысячи долларов. Цена на «Опель-Вектру» 1995 года выпуска колебалась в пределах 4-5 тысяч условных единиц. Были и иномарки, цена которых была весьма приемлемой, но при тщательном осмотре все они оказались «утопленниками». По словам одного из перегонщиков, цены на актюбинском рынке автомашин нерегулируемы, как в больших городах.
— В Москве или Алматы ты приблизительно знаешь, какая машина сколько стоит. Колебание может составить около двухсот долларов. В Актобе такой прогноз сделать практически невозможно, — говорит собеседник.
Многие отмечали, что цены на старые авто выросли примерно на 500 долларов.
— Дорогие машины стали еще дороже, дешевые авто перестали быть таковыми, — констатируют водители. — Поэтому автомобиль для обывателя снова стал роскошью, а не средством передвижения.
В департаменте таможенного контроля по Актюбинской области не согласны с тем, что запрет на ввоз старых автомашин многих перегонщиков застал врасплох. Ведь о европейских экологических стандартах заговорили еще несколько лет назад. Действие принятого в декабре 2007 года постановления Правительства было продлено до 15 июля 2009 года.
— Перегонщики весь «мусор» успели привезти еще до 15 июля, — сообщил начальник отдела организации таможенного контроля ДТК по Актюбинской области Максат Кувандыков, — и сейчас наш авторынок переполнен этими машинами. Многие думали, что главное — пересечь государственную границу со старой иномаркой до 15 июля. Но есть такое понятие, как «таможенная очистка». То есть все равно при оформлении иномарки через таможенные органы возникнут проблемы независимо от того, иномарка прибыла сюда до 15 июля или нет. Но надо учесть и такую сторону: запрет ввели на ввоз автотранспортных средств, не соответствующих экологическому этапу Евро-2.
Как пояснили в департаменте таможенного контроля по Актюбинской области, пригнанная машина может быть выпущена и раньше 1997 года, а ее двигатель соответствовать экологическим требованиям. В таких случаях владельцу «железного коня» надо иметь на руках заключение центра экспертизы и стандартизации.
— Если эксперты признают автомобиль соответствующим нашим ГОСТам, машину зарегистрируют на таможне без проблем, — заверил Максат Кувандыков. — И ездить на ней можно до полного износа.
Абат Каратаев