Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Автобан объедет Богетсай

Убедить и разъяснить жителям невозможность строительства дороги первой технической категории «А» посередине села в Богетсай Хромтауского района приехал целый десант специалистов.

Напомним, сегодня идет проектирование автодороги от Актобе до Улгайсына, а это 763-1 025 км трассы Самара – Шымкент («АВ» от 17.02.2023 «Дорога в Улгайсын» https://avestnik.kz/doroga-v-ulgajsyn/).

Согласно проекту, обновленная дорога будет первой категории «А», в 4 полосы – по две в каждом направлении. Ее особенность в том, что за редким исключением начинаются раздельные пути, в зависимости от лесополосы расстояние между двумя направлениями может быть от 60 до 150 метров.

– Все это делается ради безопасности движения. К примеру, для того, чтобы ночью фары не ослепляли встречную машину. Зимой разделительный барьер удерживает снег, что вызывает трудности, — пояснили проектировщики.

Но главное требование одно – автобан не должен строиться внутри населенного пункта и объезд должен быть не менее 200 метров. Проектировщики рассмотрели 5 вариантов, но только один из них, четвертый, является оптимальным. Остальные, в том числе два варианта, предусматривающие расширение существующего полотна внутри аула, отклонены.

Как сообщил директор АФ АО «НК «КазАвтоЖол» Айбол Данагул, до этого они дважды провели общественные слушания, где богетсайцы просили оставить места для прогона скота и проезжую часть для сельхозтехники, а также съезды к ним с большой дороги. В то же время часть жителей обращалась в такие вышестоящие инстанции, как головной офис АО и другие, чтобы новую дорогу не строили в обход аула, а реконструировали прежнюю, что внутри села.

И на этот раз некоторые выступили против четвертого варианта, по которому международная магистраль объедет аул. По мнению предпринимателя Санимгуль Байтобетовой, транспортный коридор будет строиться далеко от села, в результате многие останутся без работы, так как для них объекты придорожного сервиса являются основным источником существования. Помимо этого, не все смогут добраться до автобана, тем более зимой.

— Раз приехали специалисты, покажите и докажите конкретными примерами, что дорога внутри аула никак неприемлема, — требовала женщина и добавила. — Если убедите, мы согласны с вашим вариантом.

В противовес другой индивидуальный предприниматель Жумабай Бекмагамбетов выступил за обход магистрали.

— Понимаю владельцев объектов придорожного сервиса, но стоит подумать и об интересах других жителей. Представьте, как вы будете дышать угарным газом, выделяемым несколькими десятками тысяч машин в сутки. А еще владельцы домов вдоль трассы будут испытывать постоянную вибрацию. Поэтому и я могу собрать подписи, чтобы дорогу пустили в объезд, — парировал он.

Страсти в зале Дома культуры накалялись, и полемика «за и против» длилась бы еще несколько часов, если бы не точка зрения ветерана автодорожной сферы, члена областного Общественного совета Акимжана Утемуратова.

— Я родом из Шалкара. Мы много лет не можем добиться, чтобы пропустили через наш район такую магистраль, — обратился он к богетсайцам, имея ввиду транспортный коридор «Центр-Запад». – Вы почему-то против такого проекта.

Как преподаватель автодорожного колледжа призываю отдавать своих детей к нам на обучение. Подумайте о своем будущем. Все жалуются на нехватку кадров, но никто не хочет учиться на автодорожника. Ведь и после строительства потребуются специалисты.

Начальник отдела дорожной и технической инспекции департамента полиции Еркин Отеген в свою очередь привел неопровержимые факты:

— Прошу вдуматься в эти цифры. Между Актобе и Иргизом в 2021 году произошли 74 ДТП, где погибли 28 человек и 136 получили различные телесные ранения. В 2022-м зарегистрировано 72 ДТП, погибли 22 путника и 148 пострадали.

Только за три месяца в 10 дорожно-транспортных происшествиях погибли 6 человек и 18 пострадали. (1 мая произошла еще одна смертельная авария недалеко от Богетсая, около села Белкопа Айтекебийского района. Скончался на месте 52-летний водитель. – Прим. авт.). Кто-то потерял родителей, ребенка, родных, кто-то остался калекой на всю жизнь.

Думаю, я доходчиво объяснил, почему технически не представляется возможным строить дорогу по аулу и почему мы не подписываем соответствующие документы. Поэтому призываю поддержать объезд автобана. Если будем и далее спорить и противиться, дорога не будет строиться.

По словам пенсионерки Ботагоз Реисовой, три года назад возле придорожного кафе ее сын остался под грузовиком, не считая домашней живности. Кстати, она же принесла с собой шашу в знак благодарности, что наконец-то избавится от большого потока машин.

Специалистами были озвучены еще несколько факторов неприемлемости большой дороги внутри аула. К примеру, при увеличении грузопотока будет загрязнен воздушный бассейн района, который, может, и не заметен. Но из-за интенсивности движения может обрушиться овраг, впоследствии и сама дорога.

Секретарь маслихата Хромтауского района Елмурат Болатулы призвал земляков использовать возможность и напрямую обратиться к специалистам со своими предложениями. Он заверил, что все они будут учтены в проекте.

Кстати, специалисты посоветовали предпринимателям уже сейчас начинать оформлять документы на получение земельного участка вдоль проектируемой трассы для расширения их бизнеса.

В конце конструктивного диалога сельчане заполнили анкету, где, за исключением единичных людей, проголосовали за обход автобана.

 Абат КАРАТАЕВ,

село Богетсай Хромтауского района

Фото автора

 

Колонка "Взгляд"