Перевозчики надеются на выплату субсидий по всем маршрутам, просят отремонтировать на окраинах города автодороги и установить карманы с остановками, предлагают профессионально готовить водителей дефицитной категории D.
Все условия для пассажиров
Каждый день услугами общественных перевозчиков пользуется несколько сотен тысяч актюбинцев. С первых чисел сентября количество пассажиров выросло почти на 25%, активность движения в часы пик существенно увеличилась. Начались занятия у учащихся школ, колледжей и студентов вузов.
Как сообщили в акимате Актобе, пассажиров по 46 городским маршрутам перевозят четыре ТОО – «Автопарк», «Akzhayik Avtopark», «Qala Trans» и «Табыс Актобе». Сейчас в облцентре проходит конкурс по организации автоперевозок пассажиров и багажа. Городские власти утвердили график движения. По окончании конкурса, согласно графику, перевозчики должны будут начинать движение по маршруту в 6.30 и заканчивать в 22.30.
Актуальной проблемой удаленных от центра жилых массивов остается нехватка транспорта и его состояние. Если до конкурса каждый массив обслуживал один-два автобуса, то по его завершении перевозчиков обяжут направить туда по четыре.
В микрорайонах Батыс-2 и Есет батыр не просто увеличили количество, но и заменили на транспорт большей вместимости.
Парк транспорта перевозчики ежегодно обновляют. В 2022 году они приобрели 70 автобусов, в 2023-м – еще 112 единиц.
– В этом году мы купили 12 новых Yutong, затратили свыше 730 миллионов тенге, – рассказал представитель ТОО «Автопарк» Руслан Жилкаманов. – Автобусы собирают в городе Сарань Карагандинской области на заводе QazTehna. Всего несколько лет назад их можно было приобрести за 30-35 миллионов тенге, сейчас их стоимость удвоилась, а цена запчастей выросла втрое.
Но покупать автобусы общественные перевозчики обязаны. Десять новых машин Автопарк направил на 15-й маршрут, два стоят в резерве.
В прошлом году компания закупила 33 автобуса, в том числе Yutong, ПАЗы и ЛиАЗы. До конца года ТОО запланировало приобрести еще 30. Транспорт приобетают в лизинг. Сумма контракта превышает два млрд тенге.
– Подсчитали, что за последние 15 лет мы закупали около полутора тысяч автобусов, – продолжил Жилкаманов. – В наших новых синих автобусах есть не только кондиционеры, но и устройство для зарядки мобильных телефонов.
Кто входит в число льготников
В соответствии со статьей 56 Бюджетного кодекса РК, статьей 13 Закона РК «О транспорте в Республике Казахстан», статьями 6 и 31 Закона РК «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», решением акимата и маслихата города Актобе на проезд граждан льготных категорий в общественном транспорте предусмотрено 250 млн тенге в год.
Интервал движения – от 10 минут
Большинство пассажиров успешно пользуется приложением Avtobus, не стоит в ожидании на остановках. В связи с появлением дублирующих маршрутов, к примеру № 2, 3, 4, 5 и других, через приложение 2gis.kz всегда можно найти альтернативу и добраться до точки назначения в центре города гораздо быстрее. Интервал движения важнее для окраин.
По сведениям руководителя отдела эксплуатации ТОО «Akzhayik Avtopark» Азамата Бурушева, на маршрутах № 51 и 40 они стараются держать интервал от 10 до 15 минут.
– График по большей части не соблюдается в часы пик, – проанализировал он. – Начиная с пятого микрорайона по проспекту Алии Молдагуловой и в микрорайоне Батыс-2 постоянные пробки. Люди потом жалуются на опоздания автобусов.
Что касается времени движения, наш транспорт на линии с 6.00 до 21.00. В 20.30 автобус отправляется с конечной остановки. Пока он завершит движение, будет уже около 21.30. К 22 часам заезжает в парк. У нас теплые Yutong с пандусами, кондиционерами, вместимостью 70-80 человек, из них 25 сидячих мест.
Перевозчик «Qala Trans» утверждает, что у него интервал движения составляет 10 минут, водители работают с 5.00 до 23.00.
В «Табыс Актобе» минимальный интервал движения составляет 12 минут.
– Стараемся соблюдать интервал, срывы бывают только по техническим причинам, – отметил заместитель директора ТОО Бауржан Алдияров.
У этого перевозчика пока самое ограниченное время движения автобусов. Маршруты работают с 6.00 до 20.00-21.00.
Город ежедневно обслуживает около 280 автобусов по 46 маршрутам. После конкурса их количество увеличится до 355.
Субсидии на 6,8 млрд тенге
Около шести лет общественный транспорт города не получал субсидии и с трудом выживал. После внедрения электронного билетирования власти региона увидели реальные доходы перевозчиков. Маслихат области определил для субсидирования из бюджета 27 социально значимых маршрутов. В 2022 году на их субсидирование выделяли 4,2 млрд тенге, в 2023-м – столько же.
Дополнительно решением облмаслихата утверждено финансирование еще 12 маршрутов. Пересмотрены расчеты по 27 маршрутам на 5,3 млрд тенге и дополнительно на 12 маршрутов – 1,5 млрд. Всего субсидии будут выдаваться по 39 направлениям на 6,8 млрд тенге.
– Считаем, что все маршруты общественного транспорта социально значимые, – уверен Руслан Жилкаманов. – Нужно их все таковыми признать и выплачивать субсидии на каждый маршрут. В случае закупа новых автобусов при очередном тендере важно сохранять за компанией маршруты. Транспорт стоит очень дорого и долго окупается.
По словам перевозчиков, дизельные автобусы сейчас продают по 60 млн тенге, на метановом топливе – по 90 млн, электробусы – по 150 млн тенге. Последние пока ездят только в Алматы, но в дальнейшем их станут применять по всей стране.
Бесплатный проезд при наличии социальных проездных карт имеют инвалиды I, II групп; дети с инвалидностью; ветераны ВОВ; обладательницы подвесок «Алтын алқа», «Күміс алқа».
Скидку 50% при наличии социальных проездных карт имеют дети до 7-18 лет; инвалиды 3-й группы; пенсионеры.
Какие маршруты обслуживают перевозчики:
ТОО «Автопарк» – № 1, 2, 3, 4, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 29, 30, 34, 37, 39, 42, 43;
ТОО «Табыс Актобе» – № 8, 10, 23, 31, 33, 41, 44, 45, 47, 49, 49а;
ТОО «Akzhayik Avtopark» – № 40, 51;
ТОО «Gala Trans» – № 5, 7, 8 а, 20, 28, 46, 48, 9, 51а.
Ремонт дорог и пробки
Из-за плохих дорог автобусы быстро выходят из строя. Требуется укладка щебня или асфальтового покрытия на участках в Жанаконысе-2, 3, 4, 5, Бауырластаре-3, Орлеу, Георгиевке, К. Нокина, Думане.
– Маршрут № 21 продлили до Жанаконыса-2. Внутри массива дорог нет вообще, – продолжает Руслан Жилкаманов. – После дождя вся грязь с улицы заносится в салоны машин. Потом жители жалуются, что автобусы грязные. Первоначально нужно создавать условия – прокладывать дороги, ставить знаки остановок и сами остановки. К сожалению, на окраинах люди долго ждут транспорт, им негде укрыться от снега и дождя.
Следующая проблемная точка – проспект Мәңгілік Ел в микрорайоне Батыс-2. По требованию жителей мы пустили туда автобус № 25. Он едет по проспекту до самого конца. Там новые комплексы, число жителей растет в геометрической погрессии. Дороги нет, отсутствуют условия для разворота. Думаю, организаторам перевозок нужно советоваться с перевозчиками при таких изменениях.
Много жалоб в социальных сетях. Например, летом пассажиров не устраивала задержка маршрутов
№ 19 или 2 в период, когда капитально ремонтировали Илекский мост. Люди опаздывали из-за того, что автобусы часами стояли в пробках. 25 августа ремонт Илекского моста завершился, проблема отпала.
С аналогичными сложностями сталкивается и ТОО «Akzhayik Avtopark».
– На маршруте № 40 добавили заезд в жилой массив «Думан», который находится за Новоальджанским элеватором. Дороги плохие на конечных остановках в поселках, обещают их сделать. Допустим, в Кызылжаре есть асфальт, однако дорога узкая, надо расширять, – говорит руководитель отдела эксплуатации этой компании Азамат Бурушев.
Проблему низкого качества автодорог отрабатывает с отделом ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог перевозчик «Qala Trans».
– Сегодня нас беспокоит дорога в Акжар, – сказал его директор Садыржан Ашимов. – У нас недавно выехал маршрут 51 «А». По нижнекаргалинской трассе в Есет Батыр строится новая большая автодорога, пока соорудили двухкилометровый объезд по проселочной.
И еще один подобный участок в районе Юго-Запада: километр проселочной дороги разбит до невозможности. Надеемся, что в этом году завершат ремонт.
Актуальным остается вопрос выделения площади для отдыха водителей на конечных остановках в Жанаконысе-2, Өрлеу, Думане, Курашасае, Шилисае, Сазды, Жибек жолы, Батысе-2.
Зайцев ловят и штрафуют
Перевозчики жалуются на пассажиров, которые ездят в автобусах без оплаты. К сожалению, не все льготники понимают, что нужно приобретать социальные карты и каждый раз прикладывать их перед выходом к терминалу. Только в таком случае ТОО «Smart Avtobus Aqtobe» посчитает проезд льготника, а перевозчик получит субсидии из бюджета. Наличие пенсионного удостоверения или справки о подтверждении инвалидности не дает права на бесплатный проезд, нужна именно социальная проездная карта.
– Бывают пассажиры, которые не платят за проезд или пытаются внести наличными 40, 50 или 100 тенге вместо 150, – говорит директор ТОО «Qala Trans» Садыржан Ашимов. – Число таких пассажиров доходит до 40 процентов. Я был свидетелем, когда женщина оплачивала проезд, а за собой прятала ребенка лет 12. И так выходила из автобуса.
Кондукторов у нас нет, поэтому, на мой взгляд, нужно открывать контрольно-ревизионную службу. Надо, чтобы ее сотрудники заходили в автобус три-четыре раза за один круг. И чтобы к зайцам применяли меры. Штраф составляет два МРП, то есть 6 900 тенге, его накладывают сотрудники полиции. Мы просим их, чтобы один-два раза в неделю штрафовали безбилетников.
В Автопарке остался небольшой штат кондукторов, но у них плавающие графики.
Зарплата от 350 до 440 тысяч тенге
На зарплату выше средней перевозчики с трудом находят водителей с категорией D.
– Средняя зарплата со всеми начислениями у нас составляет около 430-440 тысяч тенге при графике два рабочих дня, два дня отдыха, – сообщил директор Qala Trans Садыржан Ашимов. – С водителями нет проблем. У них есть перерывы. Они находятся на линии более 16 часов, потому мы обязаны предоставлять им на обед 40 минут и на полдник около 20 минут на конечных станциях.
В Akzhayik Avtopark зарплата водителей доходит до 400 тысяч тенге при таком же графике работы, зато есть бесплатные обеды.
– Дефицита водителей не испытываем, зарплата у нас хорошая. К тому же ремонтом, мойкой и обслуживанием автобусов водители не занимаются. Компания обеспечивает их бесплатными обедами. Мы заключили договор с общепитовской столовой о доставке еды на пятаки, – отметил руководитель отдела эксплуатации ТОО Азамат Бурушев.
Проблемы с водителями до сих пор испытывают «Табыс Актобе» и «Автопарк».
– Дефицит ощущается, да и в целом по республике существует такая проблема в отрасли, – поделился замдиректора «Табыс Актобе» Бауржан Алдияров. – Сейчас есть разграничения между категорией D и D1. Любой пользователь сначала получает категорию D1 на провоз от восьми до шестнадцати пассажиров. Только по истечении трех лет он может получить полноправную категорию D для работы на больших автобусах. Таких специалистов в городе мало. Как правило, получив категорию D1, люди покупают микроавтобусы и работают в частных компаниях. Они привыкают к этому транспорту, он не такой габаритный. И дальше не хотят двигаться.
Специалистов в «Табыс Актобе» настолько мало, что нет возможности закрепить на каждый автобус по два водителя. В основном обладателями категории D остались люди предпенсионного возраста. Как только мужчинам исполняется 63 года, они уходят на заслуженный отдых.
– Мы можем упросить их работать разве что на пригородных маршрутах, где меньше наплыва людей – в Орлеу, Акшат и так далее, – посетовал Бауржан Алдияров. – На центральных маршрутах работает в основном контингент от тридцати до пятидесяти лет. У нас водитель основного маршрута работает пять дней, потом два дня отдыхает. В выходные трудятся водители с других маршрутов либо отдыхающие.
Как считает Алдияров, требовать, чтобы водители ездили с 5 утра до 23 часов – нереально. Уже через четыре дня такого труда они устанут.
Раньше водители жаловались, что автобусы приходилось ремонтировать самим. Сейчас в ТОО работает отдельная служба. Есть автослесари, агрегатчики, мотористы, шиномонтажники – целая ремзона из 30 человек.
Водителями сегодня могут быть даже женщины. В «Табыс Актобе» (ТОО «ПАТП») много лет работала актюбинка. По семейным обстоятельствам она переехала в другой город, где также села за руль общественного транспорта. Так что желающие могут обучиться на категорию D и стать водителем автобуса.
Автопарк предложил ввести соцпакет для водителей на законодательном уровне. Их зарплата около 430 тысяч тенге, после всех отчислений получают меньше. Трудятся по два дня, день отдыха.
– Дефицит водителей – острый вопрос, – констатирует Руслан Жилкаманов. – В идеале надо, как в советское время: один водитель до обеда, второй – после и до ночи. Тогда и интервал будет удобный для пассажиров, и водители не будут уставать. Несмотря на зарплату до 400 тысяч тенге, заинтересованности в этой профессии среди молодежи нет, работа не из легких.
В советский период водители выходили на пенсию на пять лет раньше и зарабатывали почти наравне с секретарями обкомов. Мы будем вносить предложение о снижении пенсионного возраста водителей в Министерство транспорта.
Для подготовки профессионалов «Табыс Актобе» предложил открыть учебные комбинаты, наподобие тех, что действовали при Союзе.
Водители становятся вежливыми
Повышение зарплаты и электронная ситема оплаты сказались на соблюдении норм этики водителями. Сейчас они не носятся по дорогам за наличкой, нарушая ПДД, дорожат рабочим местом, не срываются с маршрутов и почти не грубят пассажирам. К примеру, в Автопарк за неделю поступает не больше одной-двух жалоб. Их обычно пишут в соцсетях или звонят по телефону 109.
Что касается продолжительности движения. В прошлое воскресенье поздно вечером к своему удивлению мои гости смогли уехать домой на 15-м маршруте. Не все привыкли, что автобусы ездят так поздно, они ехали в салоне одни и даже сняли видеоролик. Благодарность в адрес перевозчика выложили в соцсети.
Татьяна ТОКАРЬ
Фото Хайредена Раушанова