Научиться управлять автомобилем может каждый. В любом возрасте. Главное, чтобы новичка обучал вождению инструктор-профессионал. Как выяснилось, хороших автоинструкторов в Актобе единицы. При том, что желающих сесть за руль – сотни. Тема подготовки водителей с каждым годом встает все более остро, учитывая статистику ДТП и количество железных коней на душу населения.
О том, как обстоит дело с обучением водительскому мастерству в нашем городе, знаю не понаслышке. Пройдя обучение в одной из авто-школ города, поняла, что водить так и не умею. Машина с автоматической коробкой переключения передач у них все время стояла на ремонте, на механике прошло несколько занятий на окраинах города и по трассе. Решила взять уроки у частных автоинструкторов, благо на сайтах таких объявлений предостаточно. Откуда было знать, что учителей вождения следует выбирать даже более тщательнее, чем дантиста. Позвонила первому из списка, затем второму, третьему… Один сказал, что занят до конца месяца, другой мог обучать только на моей машине, третий – на механике, четвертый – при наличии у меня водительского удостоверения.
Договорилась с одним из них на машине с механической КПП.
– Права есть? – спросил он меня первым делом. Что интересно, этот вопрос задавали потом все последующие инструкторы.
Откуда могут быть права, если я не умею водить? Мы раза два выезжали на кобдинскую трассу, учились отрабатывать маневры на городской парковке. На машине с автоматической КПП я занималась с третьим инструктором, который выставил условие:
– У меня предоплата, заплатите 20 тысяч тенге за 10 уроков, в день будем заниматься по 2 часа.
И опять – кобдинская трасса, в лучшем случае – поселок Жанаконыс.
При этом мне говорят: «Дорогу держать умеешь, руль чувствуешь». Мы день за днем наматываем километры по трассе, словно я готовлюсь стать дальнобойщиком. Эй, а когда я научусь ездить по городу? Кто покажет мне, как проезжать оживленные перекрестки? Как парковать машину, давать задний ход, перестраиваться? Да и просто, как замечать эти летящие навстречу дорожные знаки, огни светофоров, одновременно поглядывая в зеркала заднего вида, иметь в виду перебегающих дорогу пешеходов, учитывать тормозящие передо мной автобусы? Помнить, как переключать поворотники, не перепутать газ с тормозом. Да, и самое главное – не забыть где лево, а где право. При таком напряжении, когда ты сидишь с квадратными глазами, вцепившись в руль и судорожно меняя сцепление на газ, можно имя свое забыть.
Как я могу всему этому научиться, если сидящие справа мужчины ничего толком не объясняют? Кто-то молча подправляет руль, при необходимости тормозит дополнительной педалью (если она есть), кто-то во время занятия беспрестанно говорит по телефону, кто-то спокойно дремлет на переднем сидении, а кто-то ведет себя высокомерно, комментируя ошибки язвительно, грубо, а то и на повышенных тонах. При таком отношении страх от первого опыта вождения только усиливается, ты боишься въехать в яму, съехать с колеи, а пуще остального боишься разозлить наставника. Говорят, что бывают случаи, когда инструкторы позволяют себе недвусмысленные шуточки, намеки или нецензурные выражения. Один обещает научить вождению за 5 часов, а другой требует наездить 50 часов. Должна же быть стандартная методика обучения вождению. Если я осваивала транспортное средство на междугородках, то одна моя знакомая начала занятия с самой оживленной улицы города – в районе Центрального рынка, испытав шок и стресс.
Мало того, один инструктор учит так, а другой – совершенно иначе. «Тормози на повороте, тормози говорю!». «Нельзя тормозить на повороте! Запомни! Как нельзя есть песок, так и тормозить нельзя! Снижай скорость до поворота». Кого слушать, чтобы зимой не слететь на встречку?
От таких уроков ты чувствуешь себя человеком, не рожденным для руля, начинаешь постепенно думать, что это не твое, и какого черта вообще тебе это надо. Проще и спокойнее автобусом до работы добираться.
Смотришь видеоуроки, читаешь комментарии к ним и понимаешь – не ты одна такая. Все когда-то начинали с нуля. Один из инструкторов признается: «Хотел на фиг сжечь машину и пешком домой вернуться, когда выехал в первый раз». Другая делится опытом: «Спина взмокла, руки дрожат. Еду – инструктора жалею, что с такой дурой связался». Третья подбадривает: «Муж говорит, что я никогда не смогу ездить. А я докажу, что могу. У меня все получится!». Прибавляется уверенности. Укрепляется желание научиться водить. И чувствовать от вождения удовольствие, а не страх.
Этому нас не учили
Возникает логический вопрос: кто готовит инструкторов по вождению? Кто выдает им разрешение на обучение? Кто контролирует их деятельность? Мы обратились в управление дорожной полиции. «Вопрос не входит в нашу компетенцию. Обращайтесь в спецЦОН», – было ответом.
В автоЦОНе тоже не занимаются такими вопросами. Руководитель специализированного отдела по обслуживанию автовладельцев филиала госкорпорации «Правительство для граждан» Аслан Уразов поясняет:
– По стандарту человек может самостоятельно пройти обучение на категории «А» и «В» (езда на мотоцикле и легковом автомобиле), на остальные категории обязательно требуется сертификат о прохождении курсов.
По его словам, на автодроме спецЦОНа можно платно (2 500 тенге) пройти предэкзаменационную подготовку, ознакомиться с маршрутом.
– Были случаи, особенно в первый год, когда с сертификатом автошколы будущий водитель не мог даже с места тронуться. На теоретический и практический экзамены даются по три попытки с интервалом в семь дней. Если не сдашь на третий раз, придется ждать полгода. Сейчас рассматривается проект по уменьшению этого срока с тем, чтобы снизить коррупционные риски. Ведь нередко человек, не пройдя экзамен, начинает искать возможность получить права обходными путями.
На автодроме специалист ведомства Нурлан Жандаулетов рассказал, что в день в среднем сдают экзамены 15-20 человек. На пробный экзамен записывается до 30 желающих, они проходят 15-минутный маршрут в порядке живой очереди.
– Половина из тех, кто приходит на экзамен, практически не умеет водить. В основном допускают нарушения на таких упражнениях, как «поворот на 90 градусов», «разворот и парковка», «параллельная парковка», «подъем на горку». Говорят: «В автошколе нас этому не учили», – делится он.
Пока мы беседовали, два человека не смогли пройти экзамен. Без единой ошибки проехала по маршруту 18-летняя Алиса Амангазина.
– Со второго раза сдала и теорию, и практику, – говорит Алиса. – Мы не знали, что можно «пробник» взять, поэтому я сначала не совсем поняла маршрут, не припарковалась в положенном месте. Тем, кто хочет сдавать на права, советую обязательно взять пробный экзамен.
На вольных хлебах
В спецЦОНе нас направили к председателю профессиональных объединений по подготовке водителей автотранспортных средств Аскару Жанбусинову. Он является директором ТОО «Автостарт». По его словам, такие объединения имеют право выдавать квалификационные свидетельства инструкторам по вождению. В нашей области три подобных неправительственных организаций.
– По стандарту инструктором может быть человек, имеющий техническое образование и не менее пяти лет водительского стажа, – пояснил он. – Свидетельство выдается после успешной сдачи экзамена специально созданной комиссией. В тестах содержится более ста вопросов. Это не только знание ПДД, устройства автомобиля, но и вопросы по этике поведения, психологии, логике. В нашей автошколе, например, инструкторы проходят стажировку, мы долго наблюдаем за их работой.
Аскар Абдрашевич соглашается с тем, что в городе много неквалифицированных инструкторов. За это рискованное дело берутся все, кому не лень. Обучают вождению на необорудованных дополнительными педалями машинах, с наклейкой «Учебная» на стекле, что уже является нарушением правил. С частными инструкторами не составляется договор на обучение, они не регистрируют форму деятельности, а, значит, не платят налоги.
– Можно сказать, что в стране автошколы пустили на вольные хлеба, никто нас не контролирует, никому нет дела до качества подготовки водителей. Это в корне неверно. Нет фиксированной суммы за обучение, кто-то оценивает свои курсы в 15 000 тенге, кто-то предлагает услуги и за 10 000 и за 7 000. Такие деньги не оправдывают себестоимости даже при том, что за практическое вождение курсанты платят отдельно по 1 500, 2 000 тенге за час. Многие автошколы просто выживают, еле держатся на плаву, не могут содержать учебные машины, платят инструкторам мизер, потому и не держатся кадры.
Давно в Актобе стоит проблема с автодромом, людям негде набираться первого опыта. Не все автошколы учат вождению в ночное время, в реальных условиях города, маневрированию на скользкой дороге.
Инструктор ТОО «Автостарт» Мурат Кабылов отмечает, что среди курсантов не только молодежь, но и люди старшего поколения – до 60-65 лет. Каждому требуется определенное количество часов, бывало, что за 10 занятий человек уверенно справлялся с вождением, а был случай, когда женщина накатала 200 часов.
– Научить управлять машиной можно каждого, у кого есть желание сесть за руль. Дело времени – получить навыки и отработать их на практике, – говорит инструктор с 40-летним водительским стажем.
Вот только как и где отрабатывать эти навыки, остается проблемой.
Гульсым НАЗАРБАЕВА
Фото Аслана МУСЕНОВА