Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Бахталы мануша

Так именуют цыгане каждого человека. Перевод прост: «Счастливый человек».
Представители этого этноса уверены, что каждый приходит в жизнь для счастья.
В преддверии международного праздника у председателя цыганской диаспоры Актобе Елены Дмитриевой мы выяснили, что значит счастье для некогда кочевого народа.

Загадочно ли это племя?

— Мы обычные люди, но со своими законами, не каждому понятными, — рассказывает член Ассамблеи народа Казахстана Елена Дмитриева (на фото стоит в центре). – Устои общества колеблются от эпохи к эпохе, а у нас – нет. Демократия – это не про цыган, поэтому ничего не утратили. У меня есть Библия ХVI века, доставшаяся по наследству, в нее порой заглядываю за подсказками. Как живем? Женщины делают все, что должна уметь цыганка, мужчины выполняют мужскую работу, дети растут в строгости.
Моя семья интернациональная: жены сыновей русская и грузинка. Запрет на снох и зятьев из других этносов – не более чем миф, ведь фактор хорошего человека приветствуется у всех народов. Правда, зять нецыган – редкость, сноха нецыганка встречается чаще. Сноха цыганка в семье другого народа – явление редкое, такую невестку обычно любят, потому что дочкам у нас прививают строгое почитание старших, послушание, уважение к каждому члену семьи, соседям. Свято у цыган отношение к нуждающимся в защите, к ним в первую очередь относятся дети и пожилые. Если узнаем, что кому-то нужна помощь, никакие условности не останавливают. Пословица «У сильного всегда бессильный виноват» порицается, так как противоречит нашим этическим принципам. А пословица «Верней жены нет, чем цыганка» подтверждает запрет на внебрачные отношения и строжайшее требование непорочности невесты.


Трудно ли быть женой цыгана?

— Жизнь цыганской семьи порой связана с уникальными обычаями и традициями, которые я как жена и мать поддерживаю и передаю детям. Меня, выросшую в русской семье, часто спрашивают о ломке стереотипов, а когда приобщаются к цыганским обычаям, меняют представление о народе в хорошем смысле слова, — рассказывает член совета матерей АНК области Татьяна Дадусенко. — Что касаемо быта, отношений, то почтение к старшим, гостеприимство – в традициях и русской, и казахской, так что трудностей не было. Мой супруг Алексей – очень гостеприимный человек, у нас широкий круг общения, за столом собираются люди разных национальностей, поэтому время мы проводим весело и душевно.


Время мчится, а цыгане все те же

Существует легенда, согласно которой цыганам якобы разрешено воровать. Официальная версия короткая: они стащили гвоздь, когда легионеры готовили Иисуса Христа к распятию, и ноги Спасителя прибили одним гвоздем, облегчив тем самым Его страдания. Елена Дмитриева рассказала версию, усвоенную в детстве:
— Мы — племя кузнецов, а кузнецы куют гвозди. Прибивая к кресту Ииуса, кузнец спрятал гвоздь в рот, а след гвоздя, вбитого в лоб, сымитировал, поймав летевшую муху и прилепив ее, куда положено. Но это всего лишь легенда. Кражу можно оправдать, только спасая
чью-то жизнь. Когда цыгане после долгой дороги разбивали табор, конечно, шли искать пропитание, в основном попрошайничеством. Добычей могла быть и ворованная домашняя птица. Наварив еды, женщины кормили детей, потом остальных, а сами ели то, что осталось.
Накормить вошедшего в дом – одна из важных традиций. Приглашает к столу женщина, чаще всего дочь или сноха: «Авэн ко скаминт» («Идемте к столу»). Если дома нет мужчин, гостей не заводят, но кормят обязательно. Попросившим еды прохожим ее выносят, не задавая вопросов. Вот почему у ромалэ всего готовится с избытком. Пращуры цыган – племя кочевое, не имевшее земли, дома, поэтому пословица «Голод страшнее Бога» не выдумана.
— Когда нужно женить сына, в семью, где есть дочь на выданье, на смотрины отправляются сваты, — продолжает Елена Васильевна. – Причем они не озвучивают предмет визита, а смотрят, чист ли двор, дом, постель, что поставлено на стол. Девушка хуланы (чистюля) нарасхват.
Цыгане – народ свободолюбивый. Возможно, поэтому документов у многих нет. С этим связано продолжение легенды о Распятом Иисусе. Воскресши, Он даровал полную свободу племени кузнецов: «Сколько бы ни плодились эти люди, все они будут свободны». В числе главных ценностей, кроме перечисленного выше, – жизнь человека, невозможность оправдания убийства (а участие добровольцев из русско рома в Великой Отечественной – пример защиты страны от врага). Осуждается грех богохульства, нельзя выносить сор из избы, писать доносы, кого-то сдавать. В силу последней установки цыгане не выступают свидетелями в суде, чему подтверждение пословица «Знайка по дорожке бежит, а незнайка за печкой сидит».
— Если цыган сказал: «Ей Богу, я этого не делал» или «…больше не сделаю никогда», а клятва дается в присутствии схода, он действительно зарекается, — говорит собеседница и приводит пример отступления ее народа от установки не свидетельствовать и не обманывать: — Во время войны табор раскинул 35 шатров недалеко от леса в Белоруссии. К ним подошли партизаны, попросили укрытия. Не положено, но цыгане помогли. Подошедшим фашистам ответили, что никого не видели, чужих в шатрах нет. Немцы проверять не стали, ушли, а партизаны последовали за противником и уничтожили отряд. В ответ комендатура направила карателей, перебивших табор до последнего младенца.


Цыгане – собирательное название нескольких десятков этнических групп, объединенных общностью происхождения и признанием одного закона. Их культурное наследие неповторимо и признано человеческой цивилизацией. Трудно оспорить популярность хореографической и музыкальной культуры, которая лежит и в основе традиции фламенко.
Международный день цыган был учрежден 8 апреля 1971 года в Лондоне на Первом конгрессе цыган делегатами из 30 государств. Там же создан Международный союз цыган. Итогами Первого конгресса стало признание себя единой нетерриториальной нацией, были приняты флаг и гимн. Флаг цыган весьма символичен: верх – голубое небо, низ – зеленая долина, а соединяет их колесо-солнце.


Политика запрещена, но куда без нее…

Елена Дмитриевна – участница Международного форума цыган в Тбилиси в 2016 году. Она читала доклад о жизни цыган в Казахстане, его внутренней политике, основанной на единоправии всех этносов.
— В Актобе проживает примерно 20 цыганских семей, в Казахстане – не более 300, всего в мире нас 12 миллионов, — делится главная цыганка области. – Увы, некоторые не имеют документов в силу привычки, некоторые не отдают детей в школу. Если узнаю о таких случаях, веду разъяснительные беседы, но результат не всегда достигается. Думают, раз живут хорошо, этого достаточно. А ведь образование открывает любые горизонты. Главной нашей традицией назову стремление помогать человеку. Как? Никто не сомневается в нашем даре предсказаний, которые часто спасают людей. Но мы и лечим. Народными средствами – травой, водой, огнем, энергией рук, словом.
Елена Васильевна привела еще один интересный случай:
— В Алматы было дело. Мужчина опустился, от него отказались близкие, бомжевал на дачах, но повезло наткнуться на цыган. Ему выделили комнатенку, определили обязанности, кормили-одевали, возражений не принимали, таким образом воспитывая. Человек образованный, он вернулся к прежней работе, все наладилось, и теперь он идентифицирует себя с моим народом. Впрочем, в истории полно случаев, когда к кочующему табору прибивались нуждающиеся и спасались в нем — это тоже относится к моральному кодексу цыган.
Рассеяние по пяти континентам не проходит бесследно для языка, и говорящие на десятках наречий, мы не всегда понимаем друг друга. Цыгане относятся к числу наиболее законопослушных граждан, вероисповедание у нас то, которое имеет в стране официальный статус. Сегодня казахстанские ромалэ в основном православные, но мусульмане и католики тоже есть. В 1970-е мировое сообщество ставило вопрос о предоставлении цыганам земли для государства, старейшины отказались: ситуация нас устраивает, мы – народ малочисленный, ну и поди организуй народ, привыкший к абсолютной свободе!.. Возможно, отказу от земли способствовал и фактор запрета на занятие политикой.
Собеседница снова привела интересный факт:
— Оседлый образ жизни сегодня почти у всех цыган. Предки наши кочевали в теплое время года, зарабатывая привычным ремеслом. Ромалэ в основном ювелиры, кузнецы, жестянщики, портные, артисты, музыканты, строители, торговцы, коневоды. Зимовали в каком-нибудь селении, построив из самана большие дома. Уезжая весной, новые дома отдавали на баланс колхоза. Но если где обозначалось совершенно комфортное место для ПМЖ, оседали. Вот так мои предки поселились в Каскелене, а родня покойного мужа – в нынешнем Актобе.
Цыганская диаспора при АНК Актюбинской области – единственное общественное объединение этого народа в Казахстане, ему 15 лет. Старания руководителя не прошли даром. Помимо консолидации самих цыган, к их культуре приобщается большое количество актюбинцев. 8 апреля – в Международный день цыган – народный ансамбль «Дэш» дает концерты, где песни звучат на разных языках. Художественным руководителем творческого коллектива является Алексей Дадусенко, чей вокальный талант проявляется все ярче, а программы собирают аншлаги. Сейчас ансамбль проводит конкурс для набора танцовщиц. Телефон ответственного за кастинг – в редакции «АВ».

Татьяна ВИНОГРАДОВА

Колонка "Взгляд"