В августе Агентством по регулированию и развитию финансового рынка принято постановление касательно деятельности банковского омбудсмена. Его полномочия будут расширены с 21 декабря 2024 года.
Какие законодательные новшества вступят в силу зимой и как от этого выиграют заемщики?
Постановление Правления Агентства от 16 августа 2024 года № 53 «Об утверждении Правил избрания, досрочного прекращения и осуществления деятельности банковского омбудсмена» принято в реализацию нового закона, подписанного Главой государства 19 июня т. г. Речь идет о законе «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам минимизации рисков при кредитовании, защиты прав заемщиков, совершенствования регулирования финансового рынка и исполнительного производства».
Так, законом предусмотрено, что банковский омбудсмен с 21 декабря т. г. будет рассматривать споры по всем займам, в том числе потребительским. А до этого времени банковский омбудсмен продолжит заниматься урегулированием разногласий только по договорам ипотеки между заемщиками и банками, а также организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций. Данную работу он проводит с 2011 года.
Какие споры решает банковский омбудсмен сейчас?
Банковский омбудсмен – это независимое в своей деятельности физическое лицо, и по закону банки обязаны исполнять его решения. В настоящее время он решает споры по договорам ипотечного займа между заемщиками-физлицами и банками, не доводя их до суда. К слову, полномочия омбудсмена прописаны в Законе РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан».
В офисе банковского омбудсмена граждане могут получить консультацию по всем видам займов, банковским продуктам.
Банковский омбудсмен выступает посредником, который помогает заемщикам и банкам найти компромисс. Он поможет, если банк нарушит условия договора ипотечного займа или закон. Например, банк повысил процент по ипотеке, из-за чего вырос ваш ежемесячный платеж. Или проконсультирует по вопросам просрочки по кредиту, подскажет алгоритм действий в нелегкой финансовой ситуации, в том числе связанной с оформлением мошеннических кредитов, и другое.
Для клиентов финансовых организаций услуги омбудсмена бесплатны.
Стоит отметить, что банковский омбудсмен не подменяет третейский или гражданский суд. Институт банковского омбудсмена вырабатывает конкретные рекомендации по обращениям заемщиков, касающиеся изменения условий исполнения обязательств по договорам ипотечного займа. Он также помогает в части организации встреч и переговоров сторон, выступая квалифицированным консультантом в переговорном процессе.
Заседания и встречи по урегулированию разногласий происходят в офисе банковского омбудсмена в Алматы. В случае необходимости банковский омбудсмен может рассматривать обращения с выездом на место, а также проводить встречи в онлайн-режиме. При этом финансовый омбудсмен рассматривает не все споры.
Какие обращения не вправе рассматривать?
Омбудсмен откажется помогать по обращениям граждан, которые приняты к рассмотрению судом или по которым имеется судебный акт, вступивший в законную силу. Либо же направленные повторно при отсутствии новых обстоятельств дела.
Также не стоит обращаться к банковскому омбудсмену, если у заемщика отсутствует письменное доказательство его обращения в банк.
С какими проблемами можно обращаться к банковскому омбудсмену с 21 декабря 2024 года?
Компетенции банковского омбудсмена будут расширены на все виды банковских займов, а также на все займы физических лиц, уступленные по договору цессии в коллекторские компании и иные финансовые институты. Цессия – это уступка права требования.
Если у заемщика возникли спорные моменты с банками по действующим кредитам, кредиторы не соблюдают условия договора и ущемляют права потребителей финансовых услуг, к примеру, совершив ошибку в расчетах, неправомерно отказывая в обслуживании либо в реструктуризации займа и т. д., то граждане могут обратиться с этими вопросами к уполномоченному финансовому посреднику.
Таким образом, решения банковского омбудсмена будут обязательными для банков и коллекторских агентств, чьи займы им были переуступлены. Для заемщиков, имеющих кредиты на неотложные нужды, это позволит усилить защиту их прав. В целом расширение полномочий омбудсмена позволит снизить количество обращений в государственные органы, повысить роль института омбудсмена в обществе и эффективность системы урегулирования просроченной задолженности граждан.
Кто является посредником в Казахстане?
С 13 июля 2023 года на должность банковского омбудсмена официально назначен Дархан Нурпеисов. Согласно закону, омбудсмен избирается на 2 года, но с 21 декабря т. г. в соответствии с новым постановлением Агентства банковский омбудсмен будет избран Советом представителей путем проведения тайного голосования из числа кандидатов, согласованных финрегулятором, сроком на 3 года.
В Совет представителей банковского омбудсмена входит по одному представителю от Агентства, Национального Банка, ОЮЛ «Ассоциация финансистов Казахстана», банков второго уровня, ипотечных организаций, общественного объединения, осуществляющего защиту прав потребителей финансовых услуг, ассоциации коллекторов.
Какие споры рассматривает банковский омбудсмен
Источник FinGramota.kz