В 1754 году в Башкирию прибыла геолого-разведывательная экспедиция под руководством горного инженера Брагина. Геологов сопровождала рота хорошо вооруженных солдат. Недалеко от нынешнего села Темясово Баймакского района они разбили большой лагерь и начали собирать образцы пород. Пришельцы вели себя вызывающе. Весной следующего года солдаты Брагина силой увели в свой лагерь несколько местных женщин. Они полагали, что после жесточайшего подавления последнего восстания (пятнадцать лет назад) башкиры никогда не посмеют выступить против представителей власти.
[box type=»shadow» ]От автора
С большим удовольствием и чувством искренней благодарности воспринял новость о планах казахстанской общественности установить памятник великому казахскому батыру и предводителю Сарке Мендибек-улы. Это очень своевременная инициатива! Ведь речь идет о личности неординарной смелости и благородства. Наши предки башкорты всегда находили понимание и поддержку со стороны знаменитого лидера племени жагалбайлы. Их дружба родилась в огне освободительной войны, была проверена суровыми испытаниями минувших времен. Мы, потомки Алдар батыра Исянгильдина, Таймаса Шаимова, Салавата Юлаева, других наших героев, знаем и помним его как большого друга башкирского народа. Мы благодарны ему, всему казахскому народу за поддержку в тяжелые годы нашей истории. Мы знаем, что и казахские братья находили приют и убежище в Башкортостане и во время восстания Кенесары, и в тяжелое время голодомора. Да, наши отношения складывались непросто, ведь царские власти не раз пытались столкнуть народы лбами. Но мы выдержали. Мы выжили, победили и смотрим в будущее с надеждой.
Очень рад тому, что в Актюбинске появится проспект имени Сарке батыра, будет возведен памятник при въезде в село Косестек. Это символ того, что благородные потомки помнят о своих предках и их великих делах.
Дорогие друзья, предлагаю вашему вниманию отрывок из своей книги «Дети священного волка. Популярная история башкирско-казахских отношений», где рассказывается о братских связях башкортов с легендарным казахским батыром Сарке Мендибекулы. И еще. Хотелось бы издать эту книгу в Казахстане. В ней я попытался воссоздать реальную картину тех далеких времен, дружбу и взаимопомощь двух братских народов. Желаю казахстанцам мира и процветания![/box]
…Люди пришли в ярость. Известный крутым нравом Сураш батыр с товарищами подкараулил рыбачащего на озере Брагина. Его охранники успели сделать лишь пару выстрелов из пистолетов и ружей, как тут же были пронзены стрелами.
Бунтовщики разгромили Сапсальский почтовый ям, предали огню жилища геологов и все казармы. Десять солдат были убиты, 29 ранены.
Тут уместно будет напомнить, что в 1736 году племенное само-управление было отменено, вековой институт биев и тарханов ликвидирован. Теперь волостное начальство назначалось из числа татар, мещеряков или «верных» башкирцев.
Вся горно-изыскательская партия была уничтожена, пострадали и члены их семей. Выжившие в ужасе бежали в Кизильскую крепость.
В башкирских легендах говорится о некоей кухарке, сумевшей сбежать и сообщить о нападении башкортов властям.
Чтобы отвести беду от всей волости, старейшины предложили хитрый ход, выдвинув версию, что убийцы Брагина скрываются у казахов. Таким образом решено было все беды свалить на них.
Сураш батыр, Худайберды, Иткул мулла и другие башкорты, всего 128 человек, вооруженные трофейными ружьями, в ту же ночь перевалили через гору Ирендык и направились в казахские земли. Весь свой скарб и маленьких детей они везли на волокушах — двух легких жердях, прикрепленных к седлу.
За ними бросилась погоня. Из Кизильской крепости, что недалеко от нынешнего Магнитогорска, вышла рота драгун, намереваясь перехватить беглецов. Им это почти удалось. Но «волчьи воины» (по-башкирски «буре йэн» означает «волчья душа», по-русски «бурзянец») с такой яростью ударили по цепям драгун, что буквально разметали их во все стороны. Несколько солдат были убиты, многие ранены. Пока неприятель приходил в себя, люди Сураша исчезли за небольшими сопками. У башкир никто серьезно не пострадал, и это было добрым знаком. Приближалась спасительная ночь. Засверкали первые звезды, ветер донес всплеск большой воды. Бурзянцы были у самой границы, но успокаиваться было рано — погоня продолжалась. Переправившись через Яик, мятежники наконец-то ушли от преследователей.
Беглецы повернули на северо-восток, но следов кочующих в этих местах казахов нигде не было.
Так прошла неделя.
Однажды беглецы устроились на ночлег в лесу у подножия холмов. Утром, прежде чем продолжить путь, двое парней поднялись на пригорок и развели сигнальный костер. В небо взметнулись прерывистые круги черного дыма, что означало:
— Мы — мирные башкорты! Нам нужна помощь!
Прошло какое-то время, и вот на самом горизонте, в дрожащей синеве утреннего неба появилась тоненькая струйка дыма. То было приглашение от Сарке батыра.
Люди повеселели, теперь колонна шла строго на юг. Вечером того же дня молодой разведчик по имени Темяс галопом влетел на вершину небольшого холма. Раздался боевой клич бурзянцев. Они дошли! Да, они дошли! Они в безопасности!
Урочище называлось Аман Карагай. У лесочка с серебристой речкой раскинулось большое кочевье жагалбайлинцев. Стояли юрты, паслись табуны лошадей, гордо бродили верблюды. Группа всадников с гиканьем и радостными возгласами неслась навстречу. В середине лагеря в величественной позе их ждал глава рода — Сарке Мендибек-улы. На первый взгляд он был невозмутим, как и подобает батыру, но еле заметная улыбка выдавала его радость. Беглецов приняли с искренним сочувствием и гостеприимством. Бурзяне и жагалбайлы были близки по происхождению, родные по крови. Аксакалы двух народов, встречаясь на праздниках, могли целыми сутками копаться в своих шежере, находя много общих предков. Но сегодня никто не стал устраивать пир. За убийцами Брагина шла охота, поэтому бурзянцев разделили на две группы и спешно увезли в глубь казахской территории.
По преданиям, эти беженцы пережили смутное время в костанайских степях, а затем, когда им объявили амнистию, вернулись в родные края. Сураш батыр основал аул Исян («Выживший») на берегу озера Талкас. Прославленный воин бурзянцев Темяс Иликеев, вернувшись в родные края, тоже поспешил занять свободные земли, иначе переселенцы под любым предлогом могли застолбить его владения. Он со своими братьями поставил рубленые избы под горой Рапат. Так возникло селение Темяс, в 1919 году ставшее первой столицей башкирской автономной республики.
Современные казахские историки пишут: «Отряды, состоящие из казаков и волжских калмыков, преследовавшие башкир, были остановлены казахами под руководством Серке (Сарке) батыра». По утверждению казахстанского историка Орманова, жагалбайлиней Сарке батыр в 1755 году организовал дружественную встречу башкир на небольшой горке, в 5-6 километрах от реки Яик. Ныне это место на территории Беляевского района Оренбургской области, в 15 километрах от районного центра, называется Сарке тобе». Основную массу вновь прибывших башкортов, скорее всего, составляли усергане, обитавшие чуть севернее этих мест.
Исследователи тех далеких событий Баянгали Култаев и Кайрат Тулеуов пишут: «Особую роль в поддержке башкир играли как жагалбайлинский род, так и роды тама и табын. Потомки батыров Букенбая и Есета собрались вокруг Сарке батыра, который в то время был уважаемым аксакалом батыров семиродцев (жетиру). Несмотря на разные провокации, башкиры, поселившись вдоль рек Яик, Каргалы, Илек, жили, не подвергаясь нападению и разграблению».
Кем же был легендарный Сарке Мендибекулы, верный друг и брат башкирского народа? Мы знаем, что прославленный вождь жагалбайлы, выдающийся полководец конфедерации жетиру, родился в конце XVII-начале XVIII века. Жив был еще в 1774 году, когда под его покровительство пришли воины Салавата Юлаева, потерпевшие поражение в пугачевской войне. К слову сказать, об этом человеке царская хроника сохранила немало письменных сведений. Нам достоверно известно, что он со своим войском принял участие в сражениях на Буланты и Аныракае. Активно помогал башкирским повстанцам в их многочисленных выступлениях. Этот благородный человек, внесший огромную лепту в укрепление дружбы между народами, несомненно, заслуживает увековечения его памяти в Башкортостане и Казахстане.
Нияз АЛСЫНБАЕВ,
писатель, журналист, Республика Башкортостан