Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Белый фон, девушка, протест

Кантар Самал — так называет себя в Инстаграме актюбинка, у которой более 12 000 подписчиков. Она художник и творит так, как велит ее фантазия. Анонимность — не часть ее имиджа, а нежелание пускать в собственный мир чужих. Для «АВ» она сделала исключение и поделилась секретами своего творчества.

Художники — народ своеобразный, поэтому на связь с корреспондентом «АВ» Кантар вышла лишь посредством WhatsApp. Впрочем, переписка с творцом прекрасного получилась вполне оживленной и содержательной.

Разглядывая ее рисунки, трудно остановиться на каком-то одном мнении. У мужчин, наверное, они вызывают яркие эмоции, но если приглядеться внимательнее, то начинаешь замечать: в них есть злободневность, иронично-философский посыл. Отражают в некотором смысле суть казахстанского общества.
Такой дискретный подход к творчеству напоминает стрит художника под псевдонимом «Бэнкси». Его лица никто так и не видел. Мастер граффити тоже через призму своего творчества старается передать некий социальный подтекст. Так или иначе, работы Самал имеют как положительные, так и негативные отклики среди подписчиков. Состоявшееся в мессенджере интервью подтвердило, что девушка-художник мыслит неординарно, имеет свой взгляд на банальные, казалось бы, вещи и события.
— Расскажи о себе. Где научилась рисовать, почему выбрала в художественном направлении иллюстрацию?
— Училась самостоятельно. Решила рисовать, когда в конце 2013-го купила свой первый графический планшет. До этого тоже рисовала, но не постоянно и на чем попало. С начала 2014-го уже основательно взялась за рисование, вспоминала уроки кружка изо, смотрела туториалы и спидпейнты в интернете. Работаю именно с диджитал-артом. В семье художников нет. Знакомые, друзья и близкие в целом положительно относятся к моему творчеству.
— Героини в твоих рисунках предстают в национальных костюмах и занимаются разными видами спорта. Как пришла такая идея? Ты сама занимаешься каким-нибудь видом спорта?
— Первый рисунок из серии спортсменок нарисовала в 2017 году. Идея пришла из архивных фото эдвардианской эпохи (1900-1910 гг.) Это время, когда женщины все еще не могли голосовать, заниматься многими видами спорта и тем не менее они играли в гольф, теннис, крикет в эдвардианских нарядах. Эти фото подали идею совместить казахскую одежду и очень «неказахские» виды спорта. А сама я абсолютно неспортивный человек.
— Многие твои рисунки вызывают, конечно, резонанс. Особенно девушка в стиле ню в национальных украшениях. Ломаешь стереотипы? Или это способ хайпануть как концептуальный художник?
— Я не пытаюсь хайповать, рисую то, что мне нравится. А сакрализация каких-то предметов быта, пусть и национальных, это глупо. Конечно, в какой-то мере нужно с уважением относиться к традиционной культуре, знать и изучать ее, но делать из этого священную корову, думаю, не стоит. Жаль, что существует стереотип: женщинам можно носить украшения только на одетое тело.
— Как относишься к хейтерам?
— Никак. Если есть настроение и хейтер смешной, то я переписываюсь с ним комментариями, а так сразу баню.
— В нашей стране традиционно сложилось особое представление о том, какая должна быть женщина-казашка и мужчина-казах. Что ты об этом думаешь?
— В плане внешнего вида и образа жизни никто никому ничего не должен, ни женщина, ни мужчина. Я бы хотела, чтобы все эти представления о «настоящей казашке», «настоящем казахе» и о «настоящем кто угодно» уже изжили себя, поэтому в своем творчестве показываю это через иллюстрацию.
— Некоторые твои рисунки имеют отклик на разные события в Казахстане. Как считаешь, в наше время рисунок как инструмент воздействия на массы сильнее, чем текст, или для тебя это легкий способ обратить внимание на проблемы в обществе?
— Хорошо нарисованная иллюстрация всегда привлекает больше внимания. Если какая-то проблема по-настоящему беспокоит меня, то передам через творчество, чтобы рассказать об этом другим. Люди в целом визуалы, и иногда красочная картинка скажет нам больше и запомнится дольше, чем полотно текста. Я не особо впечатлительный человек, но есть проблемы, которые находят отклик во мне, потому что чувствуются как личные.
Я переживаю за окружающую среду, потому что место, где мне хотелось бы жить до самой старости, стоит на грани эко-катастрофы. Я пытаюсь как-то помочь более компетентным в экологии людям, хотя бы информационно. Также мне близка проблема женщин и детей, которых каждый день избивает близкий человек, потому что знаю об этом достаточно.
— У тебя есть фавориты среди художников и писателей? Кто тебе импонирует?
— Их много. В Твиттере, со своего закрытого аккаунта, я читаю больше двух тысяч художников и художниц. У меня гигабайты архивов с иллюстрациями. Если говорить обо всех, это займет очень много времени. Из казахстанских классиков абсолютные фавориты — это Гулфайрус Исмаилова и Канафия Тельжанов. С детства люблю иллюстрации Агымсалы Дузельханова. Когда училась в школе, особенно любила иллюстрации Ассоль Сас, да и сейчас нравятся. Из казахской литературы нравятся «Ақбілек», «Бақытсыз Жамал», «Тар жол тайғақ кешу». Сейчас перечитываю «Абай жолы». Несколько раз перечитывала кое-что из греческой литературы.
— Как часто путешествуешь?
— Не путешествую, а хотелось бы. Побывала только в Бишкеке, Москве и Стамбуле.
— Опиши свое творчество в трех словах?
— Белый фон, девушка, протест.
— Дашь какие-нибудь напутствия для молодежи?
— Не будьте аполитичными, интересуйтесь проблемами окружающей среды и уважайте увлечения, безобидные странности людей вокруг.
— Спасибо за интервью!
Алина ИМАМБАЕВА

Фото из архива Самал Кантар

Колонка "Взгляд"