В разгар осени одновременно подорожали хлеб и бензин. «Что это?» — задаются вопросом актюбинцы. Новый виток инфляции, последствия глобализации или элементарный ценовой сговор игроков рынка? Причем, цены на бензин на АЗС города меняются с такой скоростью и легкостью, что водители следить за ними просто не успевают. И недоумевают: живем в нефтяном регионе, до Атырауского и российских НПЗ рукой подать, а цена на бензин, как в сказке, растет не по дням, а по часам. Радует и успокаивает одно — премьер-министр РК Карим Масимов на заседании Правительства 28 сентября взялся навести порядок в этом действительно огнеопасном вопросе. Он поручил председателю Агентства по защите конкуренции РК (АЗК) наказать виновных в неправомерном повышении цен на ГСМ в Южно-Казахстанской области. «Вместе с акиматом проведите расследование и накажите тех, кто «балуется» с ценами», — распорядился глава Правительства, обращаясь к руководителю агентства.
На АЗС «Ариран» вчера примерно в 10.30 бензина марки «АИ-98» не было вообще. Тогда как в понедельник он был, правда, по 105 тенге за один литр. «АИ-95» продавали по 98 тенге, 93 — по 93, 80 — по 65. Без талонов. Может, потому здесь особого оживления не наблюдалось.
Кардинально другая картина на АЗС «Гелиос». «АИ- 98» реализовывали по 102 тенге, 96 — по 92, 93 — по 72, дизтопливо — по 66 тенге. Очередь, впрочем, как и недовольство клиентов заправки, росли подобно снежному кому.
— Теряю время, которое для таких, как я, не просто деньги, — возмущается Мурат Кайболдин, водитель с 13-летним стажем. — Это очередное осеннее подорожание цен на бензин ощутимо бьет по карману. Деньги достаются нелегко и потому меня волнует даже мало-мальское увеличение цен. Я глубоко убежден в одном — бензин в нашей стране должен быть доступным. Почему в Туркменистане каждому водителю выделяется 120-140 литров бензина бесплатно, а нам за наши же деньги дорогой бензин иногда недоступен, талон предъяви… Может, мы просто себя не любим и заслуживаем к себе такое отношение? А может, пора что-то менять в системе самого рынка продажи ГСМ?
Прокомментировать ситуацию мы попросили начальника инспекции по Актюбинской и Западно-Казахстанской областям Агентства РК по защите конкуренции (антимонопольное агентство) Азамата Камшимбаева.
— Ситуация с ценами на бензин наладится, — уверен он. — Повышение цен на нефтепродукты наблюдается с июня по настоящее время. Сегодняшние цены в среднем на бензин марки АИ-80 составляют 59 тенге за литр, АИ-92/93 — 86,6,
АИ-95/96 — 95,6 и дизельное топливо — 64,8 тенге за литр.
Цены по сравнению с июнем выросли в среднем на 23,4 процента (АИ-80), 30,8 процента (Аи-92,93), 14,2 процента (Аи-95,96) и 0,9 процента (дизельное топливо).
По словам нашего собеседника, повышение в первую очередь связано с ростом оптовых цен на нефтепродукты, ввезенные из России. Соответственно, на АЗС, реализующих ГСМ российского производства, наблюдается скачок цен.
— К сожалению, анализ рынка реализации ГСМ за первое полугодие показывает, что объем импорта бензина и дизтоплива из РФ за этот период составил 63 и 51процент соответственно от общего объема реализации. В связи с этим хочу заметить, что стоимость импортируемой российской нефти привязана к стоимости мировой цены на нефть.
Остальная часть ГСМ в область поступает от казахстанских заводов-производителей. Потому на АЗС, торгующих ГСМ казахстанского производства — АФ ТОО «Гелиос», «Sinooil» и АФ АО «КазМунайГаз өнімдері», цены не повышались, — заметил Камшимбаев.
— Что касается талонов, то АЗС АФ ТОО «Гелиос» объясняет этот факт тем, что у него наименьшие цены на ГСМ, в связи с чем происходит резкое увеличение объемов реализации товара. Кроме того, у «Гелиоса» возникли проблемы с логистикой, из-за чего случаются перебои в поставке топлива.
Ситуация на АЗС АФ ТОО «Sinooil», где бензин марки АИ -96 реализуют по талонной системе, а остальных видов марок за наличный расчет, но в небольшом количестве, связана с ограничением отпуска объемов ГСМ заводами-производителями.
Ситуация усложняется тем, что с 8 октября по 8 ноября нынешнего года планируется остановка «Шымкентнефтеоргсинтеза» на ремонт. А это предприятие поставляет около 100 тысяч тонн бензина и свыше 100 тысяч тонн дизтоплива в месяц», — констатировал главный антимонополист области.
Отметим, что в связи с этим Постановлением Правительства РК от 6 сентября 2009 года введен временный запрет на вывоз бензина до 1 января 2010 года, дизельного топлива — до 1 ноября сего года.
«Хочу сказать, что мы отслеживаем ситуацию, чтобы пресечь признаки ценового сговора на этом рынке. В случае подтверждения фактов антиконкурентных соглашений будут приняты меры вплоть до передачи материалов в правоохранительные органы для применения процессуальных мер», — резюмировал собеседник.
Ляззат ЕГИБАЕВА
P.S. Руководство АЗС, на которых ГСМ реализуется по цене выше средней, прокомментировать свои действия отказались.