Добыча качественного сырья, необходимого для дорожной отрасли, разрушает уникальность Мугоджар.
Трудно предугадать решение экспертного совета при департаменте экологии. Иногда сразу радует инвесторов своим одобрением, чаще отправляет документы на доработку, но случается и категоричное отрицание. Подобный случай произошел на последнем заседании совета. В онлайн-режиме на обсуждение в очередной раз был вынесен раздел «Охрана окружающей среды» к рабочему проекту «Размещение и обслуживание дробильно-сортировочной установки и вахтового лагеря на месторождении «Берчогурское-6» в Шалкарском районе. Модернизированная установка мощностью 450 тонн готовой продукции в час разместится в километре с небольшим от карьера. Жители ближайшего села давно страдают от производства, загрязняющего окружающую среду и негативно воздействующее на их здоровье. Отсюда и особая важность решения экспертного совета.
– Государственная экологическая экспертиза ранее дала отрицательное заключение. Выдано шесть замечаний. Проект нуждался в дополнительных сведениях, уточнении расстояния от источников загрязнения атмосферы, по характеристикам сырья, объемам переработки, обосновании показателей расхода технической воды, так как она используется для пылеподавления. Общественные слушания по проекту прошли в середине апреля, – вкратце напомнила руководитель отдела экологического регулирования департамента экологии Салтанат Альмурзаева.
Не так страшен завод, как его расположение
Доцент кафедры экологии университета имени К. Жубанова Акылжан Телеуов последователен в своей принципиальности:
– Я не против щебеночных заводов, но против их нахождения в Мугоджарах, относящихся к семейству палеовулканов. Эту территорию изучаю много лет. Впервые на Большом Боктыбае побывал в 1986 году. Недавняя поездка ошарашила, сейчас там творится непонятное. Полностью разнесли и палеовулкан Алабас, от него ничего не осталось. Это те структуры, которые несут в себе древность. Мы теряем не просто горы, не определенный пейзаж, а фактор, влияющий на образование климата в регионе. Горы, какими бы они ни были, задерживают воздушные массы. Мы их разрушаем, соответственно, теряется роза ветров, в результате происходит иссушение водных ресурсов, связанных в одну общую геосистему. В Мугоджарах берут начало Иргиз, Орь, Кауылжыр, естественные границы опустынивания степей.
Почетный разведчик недр Казахстана, академик Владимир Юриш настаивает на том, что развитие коры нашей планеты, которая начала формироваться четыреста миллионов лет назад, можно визуально наблюдать только в Мугоджарах, или под океаническими глубинами в шесть тысяч метров. Потому, повторюсь, не против щебеночных заводов, но против их расположения в таких уникальных местах, которых, по крайней мере, в Западном Казахстане больше нет. К тому же Владимир Юриш готов показать места, где можно брать щебенку без вреда для Мугоджар.
Мы изучали реку Кауылжыр, формирующую озеро Шалкар, которое находится в критическом состоянии. Потому сейчас вопрос не столько в техническом оснащении предприятий, находящихся в округе, сколько в том, чтобы дать природе возможность восстановиться. Пусть звучит пафосно, но мы стоим перед трагедией: трогать Мугоджары нельзя.
Ученый также обратил внимание на то, что жизнь местного населения сильно изменилась из-за пыли:
– Дошло до абсурда: когда режут скотину, обнаруживают пыль в ее легких.
Дефицит дорожной сферы
Заместитель директора ТОО «Адал Арна Ачисай» Мухтар Кабдразманов, представлявший интересы инвестора проекта, сделал акцент на том, что компания не будет разрабатывать карьер, займется только переработкой.
– Предприятия, активно работающие в дорожных программах, ощущают дефицит высококачественного, сверхпрочного камня в масштабах Казахстана. Отсюда, к сожалению, имеется зависимость от месторождений Актюбинской области, сконцентрированных в Мугоджарах. В 2016 году мы вышли на учредителей «Жайык Актобе тас», с 2014 года по контракту имевшего участок для переработки щебня. Приобрели долю этой компании, но развивать ее было затруднительно в условиях отсутствия энергоресурсов. Мониторинг возможных месторождений не выявил другие источники сырья. Это природный ресурс, который есть у государства и которым можем воспользоваться.
Располагать завод не вблизи месторождения экономически невозможно, как и перевозить породу с пространственными параметрами диагонали до 1 100 мм. Абсурдно везти этот материал в другой регион, хотя мы рассматривали и такой вариант. Никакие виды транспорта не дают возможность работать по такой схеме. Поэтому в соответствии с экономическими, технологическими и другими факторами расположение ДСУ неминуемо рядом с месторождением.
Возможно, население пугают старые методы работы. Мы заявляем, что будем стремиться использовать только современные технологии добычи и переработки, операции по отгрузке на железнодорожный транспорт. Новые подходы предполагают улучшение показателей по выбросам. В течение двух лет велся поиск возможности уменьшить негативное воздействие на окружающую среду. Предыдущая установка работала на дизельном топливе.
Мы занимаем пять гектаров, где будет размещена одна установка. Направление выбрано с учетом розы ветров, чтобы минимально влиять на поселок Бершогыр и поверхностные источники воды. В перспективе по периметру участка высадим деревья, которые смогут служить естественным фильтром для задержки возможных выбросов от переработки камня.
Будет ли компромисс?
Эксперты вновь напомнили разработчикам проекта о том, что горнорудная деятельность не дает возможность пополнять водой истоки Кауылжыра в весеннее половодье, они забиваются пылью, которая является проблемой для местного населения. Нарушен естественный баланс водообмена. ДСУ внесет свою лепту в эту беду с очередной порцией пыли.
Расположение производственного участка между холмами дает инвесторам уверенность в том, что пыль не будет распространяться на большое расстояние. ДСУ установят не на макушке горы, а между холмами. Если говорить об отводе талых или ливневых вод, то рельеф местности не предполагает сток в сторону поселка, который находится в трех километрах. Естественной преградой для этих вод является автодорога.
Остается определиться с преградой, разделяющей тех, кто заинтересован в производстве, направленном на улучшение качества нашей жизни через строительство нормальных автодорог, и тех, кто мыслит глобально, заботясь о будущем земли. Значит, и жизни людей.
В рамках установленных сроков будет проведена государственная экологическая экспертиза на соответствие проекта намечаемой деятельности в рамках природоохранного законодательства, которая поставит последнюю точку в дискуссии.
Жанат СИСЕКЕНОВА
Фото из архива «АВ»