В актюбинском регионе начался запуск инвестиционных проектов. На две недели раньше положенного срока в Шалкарском районе сдан в эксплуатацию завод по производству щебня на базе месторождения диабазов «Берчогур-4» мощностью 700 тысяч тонн щебня в год. Ввод объекта в действие первоначально планировался 14 декабря.
Реализовать проект общей стоимостью 370 миллионов тенге взялось ТОО «Мугалжар НефтеСтрой». По словам его директора Рашида Шуренова, заемные средства пошли на строительство завода.
— Мы приобрели дробильно-сортировочную установку «Duoling Watson LTD» (совместное производство Англии и Китая) производительностью 1 500 тонн в час, — рассказывает директор ТОО. — Комплекс рассчитан на производство щебня различных фракций, необходимого для строительной отрасли. Большим спросом у потребителя пользуется кубовидный щебень.
Запущенный завод — это уже упомянутая установка, железнодорожный подъездной путь протяженностью полтора километра, 2,5 километра электролинии мощностью 35 кВт и административно-бытовой комплекс для 60 рабочих. К слову, все они из числа местных жителей. Предприятие укомплектовано необходимой погрузочной и автотранспортной техникой.
О рынке сбыта продукции руководству ТОО особо заботиться не пришлось, щебень востребован. Свидетельством тому — договоренность с дорожно-строительными организациями, задействованными в строительстве международного транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай.
Отрадно, что уже с первых шагов своей деятельности на рынке «МугалжарНефтеСтрой» позиционирует себя, как социально ответственный работник. Предприятие приобрело 15 мобильных колясок южнокорейского производства и безвозмездно передало их инвалидам, проживающим в Шалкарском районе.
— Думаю, мы справились с поставленной задачей и оправдали возложенные акиматом области надежды. По крайней мере, цель и идея проекта — обеспечение стройматериалами потребителей региона — достигнута, — говорит Рашид Шуренов. — Конечно, без помощи наших подрядчиков — ТОО «СтройСервисГрупп Актобе» и «АМК Жарык» мы вряд ли бы успели запустить объект раньше положенного срока. Пользуясь случаем, выражаем благодарность нашим работникам — Жумагали Наурузову и Багдату Шамуршанову за добросовестный труд.
К вашим услугам
25-26 ноября в Актобе прошла третья специализированная выставка «Бизнес-услуги-2010». На два дня торгово-развлекательный комплекс «Алатау» превратился в открытую диалоговую площадку, где предприниматели, финансисты и госслужащие могли разговаривать на равных и находить общие точки соприкосновения.
Основная цель выставки — информирование предпринимателей обо всей имеющейся на сегодня инфраструктуре развития бизнеса, деятельности консалтинговых компаний и общественных формирований, направленной на поддержку предпринимательской инициативы и повышение качества предоставления специализированных деловых услуг.
— Экономика нашего региона развивается высокими темпами — объем промышленного производства за прошедшие 10 месяцев составил 730 миллиардов тенге. 184 миллиарда тенге из них — заслуга предприятий малого и среднего бизнеса. Ими оказано около 40 процентов услуг, — сказал начальник обл-управления предпринимательства и промышленности Марат Балмуханов.
По его словам, Правительством страны оказывается всесторонняя поддержка МСБ для нормального развития.
— 2010 год — пилотный для программы «Дорожная карта бизнеса-2020», естественно, что имеются небольшие проблемы. Конечно, все будет шлифоваться с учетом ваших мнений и предложений, и все мы надеемся, что эффект от ее реализации будет значительным, — выразил надежду Марат Балмуханов и пообещал участникам выставки, что специалисты обл-управления всегда готовы помочь предпринимателям во всех их начинаниях.
Президент общественного объединения «Союз предпринимателей и работодателей Актюбинской области», член АФ ОЮЛ НЭПК «Союз Атамекен» Асхат Айтжанов поблагодарил организаторов выставки за предоставление интересной площадки для бизнеса.
— Она служит для нас, предпринимателей, ориентиром в это непростое время. Мы все выходим из кризиса, и программы государства, направленные на поддержку бизнеса, очень кстати, — подчеркнул он.
Асхат Айтжанов призвал коллег оказать помощь в информировании жителей отдаленных районов о мерах господдержки.
— Только сообща мы сможем создать сильный бизнес-класс и поднять уровень среднего класса Казахстана, — сказал он.
На выставке были представлены такие разделы, как финансовые, консалтинговые, бизнес- и другие услуги, специальная литература по малому бизнесу и многое другое. Также можно было увидеть тех, кто занимается программным обеспечением, IT услугами, рекламой, маркетингом, PR, полиграфией и сервисом.
Участниками выставки было роздано свыше 7 000 экземпляров информационного материала. В ее рамках прошли презентации и семинары, в которых приняли участие свыше 100 представителей бизнес-структур.
Специалисты фонда «Даму» рассказали о поддержке субъектов МСП, затем совместно с представителями облуправления предпринимательства и промышленности и ОО «Союз предпринимателей и работодателей области» — о программе «Дорожная карта бизнеса-2020».
Директор представительства программы BAS в Западном Казахстане Нафисат Ермагамбетова рассказала историю одного проекта, преподаватели репетиторского центра «Мугалим» — о новых образовательных услугах для предпринимателей.
— Посредством форума мы хотели дать полное представление госорганам о тех, кто сегодня представлен на рынке. Предприниматели, общественные объединения, институты развития должны работать вкупе, в контакте с местной исполнительной властью, только тогда будет результат, — уверен директор ОО «Союз предпринимателей и работодателей области» Анатолий Марченко.
Все участники выставки награждены соответствующими дипломами, а наиболее активные — филиалы АО «Банк ЦентрКредит» и ДБ АО «Сбербанк» в городе Актобе, облпредставительство АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства», ОФ «Мартукский бизнес-инкубатор» и ТОО «Арт Вижен» — памятными сувенирами.
Как попасть в «Дорожную карту-2020»?
— Подал заявку в банк на вхождение в госпрограмму «Дорожная карта — 2020» (ДКБ-2020) по второму направлению. Но в субсидировании отказали, сказали, что я неправильно оформил документы. Откуда я знаю, как именно их надо писать и подавать. Слышал, что есть рекомендации, на основе которых можно подготовить «План оздоровления». Узнать бы…
Куаныш Умаров, г. Актобе
Разъяснить ситуацию мы попросили главного менеджера регионального фонда АО “Фонд развития предпринимательства (ФРП) «Даму»” по Актюбинской области Гаухар Дюсембаеву.
— Нами подготовлен ряд рекомендаций, которые помогут предпринимателям разработать «План оздоровления». За основу взят опыт работы кредитных комитетов банков, — проинформировала Гаухар Дюсембаева. — Средства ограничены, поэтому надо быть готовым к тому, что вопрос о субсидировании предприятия будет рассматриваться уполномоченными органами на конкурсной основе, и не все заявки будут удовлетворены. Предпочтение будет отдаваться проектам с понятными перспективами, обещающими высокую экономическую и социальную отдачу.
В течение срока субсидирования (на полугодовой или иной регулярной основе) фонд «Даму», как финансовый агент программы «ДКБ-2020», будет проверять предприятия и проект: насколько фактические показатели соответствуют прогнозным, насколько субсидирование решает указанные в «Плане» проблемы, насколько велика реальная экономическая и социальная отдача предприятия или проекта. По результатам мониторинга будет принято решение о целесообразности продолжения субсидирования либо о его прекращении.
Цель плана — предоставить банку-кредитору, уполномоченным организациям и госорганам полную информацию, позволяющую сделать вывод об эффективности планируемых мероприятий по оздоровлению. Рекомендуемый объем — 5–7 страниц основного текста плюс приложения.
Документ должен логически обосновать цели и причины обращения за субсидированием, внятно аргументировать запрашиваемые у банка и государства меры поддержки; эффективно планировать мероприятия по оздоровлению и перспективам дальнейшего развития; грамотный анализ состояния предприятия, включая его финансовое положение, способность производить и реализовать конкурентоспособную продукцию и исполнять принятые на себя обязательства; текущую ситуацию и тенденции в отрасли и профильных сегментах рынка, информацию о ближайших конкурентах, ключевых клиентах и поставщиках.
Можно использовать графики, схемы, диаграммы и рисунки для облегчения восприятия документа.
И еще. Не нужно скрывать или искажать существующие проблемы и их истинные причины. Если предприятие принадлежит к холдингам и группам, нужно это отметить. Мы советуем предоставлять полную информацию для понимания экономики предприятия и проекта.
Предоставляемые прогнозные данные должны быть четко обоснованы с указанием объемов в натуральном выражении и цен реализации. Причем лучше быть сдержанными в своих прогнозах. Планируемые организационные и иные изменения на предприятии в целях его оздоровления должны иметь экономический смысл, а запрашиваемые меры поддержки — соответствовать реальным потребностям.
Над страницей работала Ляззат ЕГИБАЕВА
«АВ» открывает рубрику «Бизнесконсультант». На все волнующие и интересующие вас вопросы (за исключением коммерческих) будут отвечать специалисты. Контактные телефоны: 8 (7132) 56-05-55; тел./факс: 54-47-07. Просьба указывать полные имя, фамилию и контактные телефоны.