На расширенном заседании областного акимата подвели итоги социально-экономического развития региона за первые шесть месяцев 2018 года и определили задачи на второе полугодие.
В заседании приняли участие глава региона, депутаты Мажилиса Парламента от Актюбинской области, областного и городского маслихатов, акимы всех уровней, руководители государственных органов, управлений и департаментов, предприятий, учреждений, общественных организаций, предприниматели.
— Самое главное поручение Президента нашей страны — сохранить темп роста экономики в текущем году, какие бы трудности ни возникали. Уже неоднократно мы докладывали вам через СМИ, а также на последнем расширенном совещании с участием первого руководителя Правительства, что на сегодняшний день все поручения Президента, особенно в части реализации государственных программ и Пяти социальных инициатив, модернизации, цифровизации, «Рухани жаңғыру», выполняются.
Все наши социально-экономические показатели выше, чем в прошлом году и не ниже республиканских. Уверен, что по итогам года набранный темп мы сохраним, — сказал, открывая заседание, Бердыбек Сапарбаев.
Уверенный рост
Актюбинской области удалось за шесть месяцев этого года показать рост по всем социально-экономическим показателям. Индекс физического объема роста промышленности за полугодие составил 105,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На 8,8% увеличились объемы строительства. Причем жилья в первом полугодии введено в строй 275,9 тысячи квадратных метров, что на 13,9% больше, чем в первом полугодии 2017 года.
Прогнозируется положительная динамика валового регионального продукта по итогам года на уровне не менее 2,5 триллиона тенге. Кроме того, в текущем году в экономику региона планируется привлечь 32 миллиарда тенге внебюджетных средств (2017 г. — 29 миллиардов тенге), реализовать 128 проектов ГЧП и социальной ответственности бизнеса на общую сумму 56 миллиардов тенге.
Темп роста экономики к концу 2018 года должен быть не ниже прошлогоднего — 5%.
Действующих субъектов МСБ стало больше на 5,6%. Создано 9,6 тысячи новых рабочих мест. Инвестиции в основной капитал выросли на 10,6%, составив 190 миллиардов тенге.
Следует отметить, что за первое полугодие 2018 года выросли поступления в бюджет по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Положительную динамику по этому показателю демонстрируют все районы и областной центр, за исключением Темирского района (-4,5%).
Расширяется налогооблагаемая база. За полгода план по доходу в бюджет в виде налогов уже выполнен почти на две трети (64%). Вместо запланированных 2,3 миллиарда тенге в казну поступило 2,9 миллиарда тенге.
Потенциал развития
— По итогам первого полугодия рост промышленности составил 5,1% (ИФО — 105,1%). Среди районов снижение отмечено только в Алгинском районе (ИФО — 97,1%). Не отмечен рост в Хобдинском и Иргизском районах. Какие у нас имеются резервы для обеспечения роста промышленности? Первое — мы должны максимально обеспечить загрузку действующих предприятий. В рамках второй пятилетки было запущено 14 предприятий, однако 9 из них работают менее чем на 50% своей мощности. По 24 простаивающим предприятиям нам необходимо принять решение, чтобы их полностью загрузить. Многие из них были закрыты 10-15 лет назад. Их максимальная загрузка позволит увеличить выпуск продукции на 120 миллиардов тенге, а налоговые отчисления — на 19 миллиардов тенге. При этом появится возможность создания более тысячи рабочих мест, — сказал заместитель акима области по экономическим вопросам Олжас Смагулов.
По словам замакима, вторым резервом является максимальное использование потенциала свободных месторождений. Недра — это наше богатство, которое нужно рационально использовать. В области насчитывается 156 резервных месторождений, потенциал которых на сегодня остается нераскрытым. В том числе это 35 месторождений никель-кобальтовых руд, 8 месторождений фосфоритов, 7 месторождений хромитов и 6 месторождений золота. Почти в каждом районе области есть резервные месторождения. Привлечение инвесторов в освоение этих месторождений позволит дополнительно привлечь в регион свыше 5 миллиардов долларов.
Третий резерв — это нефтепеработка и
нефтехимическая промышленность.
— Сегодня можно наладить выпуск дизельного топлива, мазута и нефтепродуктов. Только в 2017 году было импортировано химической продукции на сумму свыше 200 миллионов долларов. А ведь мы можем у нас производить пластмассы, каучук, лаки, эмали, краски на синтетической основе, но для этого нам нужен газ. Сегодня мы отрабатываем с профильным Министерством и Правительством вопрос строительства третьей нитки магистрального отвода на г. Актобе от газопровода «Бухара — Урал», — продолжил Олжас Смагулов.
Четвертый резерв — это развитие фармацевтической промышленности. Наш фармрынок очень сильно зависит от импорта, поэтому лекарственные средства так дороги. Казахстан за счет собственной фарминдустрии покрывает лишь 20% потребности.
Пятый резерв — это переработка сырья. Недостаточно добывать сырье, нужно его перерабатывать.
Шестой резерв — качественная реализация партнерских программ с крупнейшими предприятиями области. То есть увеличение доли закупки товаров и услуг у местных производителей.
Говоря об инвестициях, замакима области по экономическим вопросам отметил, что рост этого показателя обеспечили все районы области, кроме Мугалжарского, Алгинского, Уилского и Шалкарского.
Работа над ошибками
Аким области призвал подчиненных, опираясь на анализ развития региона за минувшие шесть месяцев, провести работу над ошибками.
В частности, критике была подвергнута работа сельских акимов, которые не используют возможности государственных программ для развития МСБ и сельского хозяйства.
— В конце прошлого года мы не раз говорили с вами о том, что нужно повысить эффективность работы. К сожалению, не все сделали из этого правильные выводы. Необходимо рассмотреть соответствие занимаемым должностям акимов сельских округов, не работающих по госпрограммам, — поручил глава региона.
Резюмируя заседание, аким области призвал гражданское общество консолидироваться для реализации поручений Главы государства.
— Сегодня есть все условия для дальнейшего развития. Есть поддержка государства, нет проблемных вопросов с финансированием. Просто на местах мы должны эффективно работать. Каждый руководитель должен в «ручном» режиме обеспечить постоянный контроль за достижением поставленных перед ним целей и задач. Конечно, рост экономики невозможен без общественного согласия. Поэтому власть и гражданское общество должны объединить усилия в целях реализации задач Главы государства, — подчеркнул аким области.
Владимир БУРЬЯНОВ
Фото Хайредена РАУШАНОВА